Главная » Статьи » Непознанное |
"Красивые – они за нами пришли из будущих времен" Н.Федоров
"Я ищу не только идеала прекрасного, но и понимания, почему он прекрасен" И.Ефремов
"Поверх всяких красот есть одна незабываемая красота, ведущая к познанию Космоса" Н.Рерих
«Что такое красота? – спрашивает Н.Заболоцкий. Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?» Один из героев Достоевского сказал, что красота – это страшная вещь. Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни вопросы. Все знают слова Достоевского, что "красота спасет мир”, меньше известны слова Бердяева, что спасенный мир сам станет красивым. В чем смысл красоты? Философ Л.Шестов задает этот вопрос – и сам же на него отвечает: непонятно, в чем смысл красоты. Или есть смысл, но нам не дано его понять. И еще он говорит, что не нужно знать смысл красоты, потому что, когда мы узнаем это, мы потеряем красоту. Совсем наоборот. Еще никогда незнание не было полезно. Когда понятен смысл красоты, человек лучше ее видит – в природе, в искусстве, в людях. Зачем человеку красота? Почему ему нравится красивый пейзаж, красивое здание, закат Солнца, фейерверк, цветы и еще многое другое? Что вообще означает красота? Во время телемоста, в котором участвовали города Сибири, был задан вопрос мужчинам, какую женщину они хотели бы взять в жены – умную или красивую? Голоса распределились примерно одинаково, без больших предпочтений того или другого. Человек разумный в данном случае, кажется, поступает не вполне разумно – не понимая, в чем смысл красоты, ставит ее на один уровень с умом – главным, как кажется, качеством человека. Когда мужчина хочет взять в жены умницу – это понятно. Ну а почему красивую?
В каждом городе есть у людей свои любимые места, в которых они стараются чаще бывать. По-разному человек ощущает себя в разных местах города, среди различных зданий, в парках, где, кажется, даже воздуха больше. Творчество архитектора, а затем строителя создает, организует не только строения, но и пространство, цвет и еще что-то, что полностью не может быть логически объяснено, а через них и душевное состояние людей, которые как будто подзаряжаются чистой космической энергией от этой архитектуры и от окружающего пространства. Гармония форм, цвета, пространства каким-то особым образом создает гармонию в душе человека, как бы вымывает негатив из его души, оказывает положительное воздействие на состояние и здоровье. У всех людей в подсознании есть память о мире Высшем, лучшем, о том самом Потерянном Рае, как возможность, пусть сейчас как бы "теоретическая", улучшить жизнь. Некоторые люди помнят, ощущают "потерянный Рай" лучше других, они и становятся художниками, поэтами, композиторами. Художники рисуют, а поэты пишут про дивный сад, города золотые или голубые и хрустальные дворцы, но не всегда даже знают, откуда это у них – знание о чем-то неизмеримо лучшем, что это не просто мечта, а какая-то реальность, что все это есть на самом деле. Гармонию, красоту люди воспринимают не глазами, а душой. Чем объясняется мистическая сила воздействия архитектуры на человека? Красота архитектуры – это совершенство, и поэтому она лучшим образом влияет на состояние человека. В подсознании человека – положительное и отрицательное, любовь и ненависть, и "высокая" архитектура активизирует, "проявляет" в человеке именно лучшие качества. Без высшего начала в себе любой человек – существо лишь тварное.
Красота субъективна или объективна, действительно люди, вещи и что-то еще являются красивыми или только кажутся? Т.е. красота есть свойство нашего восприятия или принадлежит тому, что мы считаем красивым? Красота – это объективное свойство, хотя и воспринимаемое, в разной степени, через субъективное человеческое. Если объект красив, его все, с некоторыми поправками, считают красивым. Правда, иногда эти поправки бывают значительными. Например, абстрактное искусство одни называют высшим искусством, другие говорят, что это вообще не искусство. Красота – это воспринимаемое нами совершенство того, что мы видим. Красивыми бывают вещи материальные, но красота – это особая организация, порядок в этой организации. Из одних и тех же красок художник создает шедевр, а дилетант нечто заурядное, не заслуживающее внимания. И стремление к красоте, желание создать красоту есть желание улучшить этот мир, сделать его совершеннее. Красота есть отражение гармоничности, чистоты, смысла, порядка мира небесного на наш земной мир. О давнем споре: фотография – это искусство или не искусство? Художники рисующие говорят, что если человек не хочет рисовать, то пусть фотографирует что попало. На самом деле хорошая фотография – вдвойне искусство. В природе можно найти бесконечно много такого, что поражает воображение красотой, совершенством, целесообразностью. Увидеть это, порой затратив много времени и сил, сфотографировать или отснять фильм – это и есть настоящее искусство, которое не каждому под силу. Настоящее искусство и в том еще состоит, чтобы сфотографировать, показать другим красоту того, мимо чего они проходили много раз, но не замечали. Бесконечно богата Земля необыкновенной красоты пейзажами, видами живой природы, и сейчас у людей стало больше возможности эту красоту видеть и фотографировать. Очень красивы почти все живые существа – многие птицы, цветы, бабочки, рыбки южных широт, которых стали содержать в аквариумах. Рыбки северных широт почему-то обладают такими красивыми формами и цветом в меньшей степени. Ботаники говорят, что запах цветов – для привлечения насекомых, и разнообразный цвет их тоже для этого. Нельзя с этим согласиться. Представим себе, что нас окружают некрасивые, бесформенные растения, не цветы, а просто цветные бесформенные пятна, к тому же часто с не очень приятным запахом, некрасивые деревья, некрасивые животные – насколько беднее и скучнее была бы наша жизнь. Бог, создав растения и животных, сказал, что все созданное "хорошо весьма". Если бы все живое появилось по учению Дарвина, оно не было бы таким совершенным, потому что в борьбе за существование выживали бы все более злобные, свирепые животные, и эти качества все более закреплялись бы в них, и со временем весь животный мир стал бы злобным, некрасивым. Природы некрасивой нет, есть красота, испорченная человеком. Есть на Земле "гиблые" места, природные аномальные зоны, их наличие связано с какими-то тайнами, скорее всего, с отрицательной деятельностью за долгую историю жизни людей, даже не обязательно живших в тех местах, которые сейчас являются аномальными зонами. Считается, что охота и серьезная рыбалка – лучшее занятие для настоящих мужчин. Наверное, это так и есть – на каком-то "до среднего" уровне. Вообще, радость от удачи на охоте и рыбалке, надо думать, идет от хранящегося в подсознании прошлого опыта, когда удача на охоте, рыбалке связывалась с благополучием семьи, с едой и одеждой. И азарт, который испытывает охотник или рыбак, есть отголосок того азарта, который есть в подсознательном опыте человека. Но на более высоком уровне это не так. И охота, и рыбалка есть лишение жизни живого существа и причинение ему боли. Каждый день и целый день в некоторых телепередачах можно видеть, как взрослые люди, поймав на крючок рыбу, затем подолгу развлекаются, пока не измучают ее до такого состояния, что она едва двигается. Не зря многие люди переходят на вегетарианство и одежду не из меха. Есть еще такой вид питания – безубойное питание: не есть мяса, рыбы, т.е. того, что связано с лишением жизни животных. Это питание вегетарианское и продукты молочные и из яиц.
Можно ли "поверить алгеброй гармонию"? Можно, но всегда – частично. Потому что алгебра, как и любая другая дисциплина – сама есть часть общей гармонии, показывает только одну сторону гармонии. Если мы, например, говорим, что дворец красив, то это гармония, а если говорим, что окна красивые или садик рядом с дворцом красив, то это "алгебра".
О главной красоте в нашей жизни – о красоте человеческой. Красота мужчины – это его интеллект в сочетании с его не просто хорошим характером и манерами, а с богатым внутренним миром, без всякого зла в душе. В присутствии таких людей даже как будто меняется обстановка – такими были Ю.Визбор, Е.Мартынов, Че Гевара, В.Высоцкий и многие другие. Интеллект человека, внутренний стержень, знание цели в жизни и следование ей, бескорыстие – это дух в человеке. Это энергичность, но энергичность опять же не для себя. Энергичность только для себя не есть дух в человеке, это зависимость от чего-то земного – славы, власти, богатства и другого. Возвыситься над другими старается посредственность. Душа – это основа человека, его суть, его сознание. И душа каждого человека выбирает между духом и соблазном. Нет, наверное, таких людей, которые выбирали бы только соблазны, все равно они что-то хорошее для других делают. И уж точно нет душ, чтобы перестали слышать голос духа, как голос совести, как внутренний голос, направляющий человека на добро. Женщин называют лучшей половиной человечества. Когда говорят о красоте человеческой, говорят, конечно, в первую очередь о красоте женской. В Библии говорится, что женщина была создана из ребра Адама. В оригинале, написанном на древнем иврите, говорится об отделении от Адама одной "стороны”, причем, как утверждается, речь идет о лучшей стороне. Женская красота имеет как бы несколько значений, но можно выделить три основных. Мужская тоже, но у женщин это сильнее выражено. Первый, поверхностный виден легко: злится, хмурится – и красоты как бы меньше. Или улыбается – совсем другое дело. Когда девушка, женщина улыбается, она красивее в десять раз. Что такое улыбка? Это хорошее настроение и хорошее отношение к другим людям. И эта красота достигается легче всего. Должна быть внутренняя улыбка, на лице ее даже может и не быть, а как мысль, как состояние, как хорошее отношение к другим, как к равным себе. И другие люди это ощущают, даже при телефонном разговоре. Но можно стать еще в десять раз красивее. Для этого надо улыбаться искренне, от всей души. Кто-то сделал вывод, что постоянная улыбка вредна для человека, а вот когда он не сдерживает эмоций, ругается с посетителями, то это полезно для него. Здесь люди рассуждают по принципу "бытие определяет сознание", и как это часто бывает, поставили проблему с ног на голову и думают, что правильно ее разрешили. Если женщина старается улыбаться посетителям, а сама при этом думает – как вы мне надоели, то любые мозги к концу дня начнут переворачиваться. А правильное решение очень простое: надо уважать другого человека, и если улыбаться, то искренне, тогда другие будут отвечать тем же, тогда никакого вреда никому не будет. На красоту мы смотрим глазами, а воспринимаем душой. Душа – это и подсознание, и сознание. Подсознание правильней воспринимает и оценивает ситуации и людей. Когда говорят, что первое впечатление о человеке – самое верное, то это голос подсознания, а когда говорят, что чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть – это голос сознания. Ощущения, которые дает подсознание, как бы бледнеют, когда воспринимаются сознанием, потому что сознание работает со словами, в отличие от подсознания, работающего с образами. "Мысль изреченная есть ложь" (Ф.Тютчев) – слова эти в большой степени относятся к красоте, когда о ней хотят рассказать. Вторая глубина красоты – это наши мысли и эмоции, проявлявшиеся длительное время. Если, идя по улице, обратить внимание на проходящих людей, то можно заметить у людей или озабоченность, или страх, или высокомерие, или другие эмоции. Совсем не трудно узнать по внешнему виду неудачника или человека, которому везет в жизни. Мысли, эмоции, страсти отражаются на лице, и чем больше сила эмоции, страсти, и чем они длительнее, тем сильнее их отпечаток на лице. А. Конан-Дойль в "Собаке Баскервилей" сказал об одном человеке, что он был "со следами пагубных страстей на лице". Наконец, третий, самый глубокий уровень – с ним человек рождается и живет, и на этом уровне определяется рост человека, фигура, внешность, походка, речь, т.е. это как бы стержень всей внешности, наиболее глубокая и наименее изменяемая ее часть. Каким образом определяется? Может быть, через гены, хотя гены – это не первичное, это вторичное, гены не причина, а следствие. А причина – это психотип, это качества души, это морально-нравственный стержень человека. Ребенок рождается не как чистый лист, он рождается во многом, хотя и далеко не во всем "готовый", именно поэтому дети рождаются разными. Медики говорят, что если мама съест или выпьет что-то, то это быстро через кровь передастся плоду. Но намного сильнее влияет на плод эмоциональное состояние мамы, о чем она думает в период беременности – или у нее все хорошо и обстановка спокойная и доброжелательная, или она тревожится о чем-то, или у нее все плохо. И на индивидуальность малыша накладывается эмоциональное состояние обоих родителей. Поэтому ребенок рождается похожим на родителей. Образ мышления детей, характер – от образа мышления и характера родителей. Если с первым и вторым уровнями внешности мы можем "поработать" и в большей или меньшей степени изменить ее, то с третьим, самым глубоким уровнем сложнее, хотя и не безнадежно. Изменить рост или внешность нельзя – в этом абсолютно уверены все. На самом деле это возможно, но на самом высоком уровне. Это без труда мог сделать Иисус Христос. На нашем, обычном уровне мешает это сделать наше неверие в даже возможность этого. Но это одно из препятствий. Ну ладно, скажет женщина, я родилась такой, у меня такая внешность – разве можно что-то изменить? И будет не права. Но если сложно изменить саму внешность, то, если не комплексовать по этому поводу, то люди не будут замечать те качества, которые кажутся недостатками. Потому что, во-первых, "на вкус и цвет товарищей нет", а во-вторых, для любящего отклонение от "канонов" (90-60-90, "ноги из-под ушей" и др.) не будет недостатком, а будет индивидуальностью. В-третьих, сегодня эти "каноны" одни, завтра другие. Считается, что красота может быть обманчивой, соблазном. Мол, красивая молодая женщина, а безнравственная, и что часто "чем красивее, тем и хуже”. Красота – это более глубокое, более основательное в человеке, а поведение – более поверхностное, это в основном результат воспитания. Красивая женщина, живущая безнравственно, быстро теряет что-то в своей красоте, что-то важное уходит. Красивые женщины, живущие нравственно, всю жизнь остаются красивыми.
О высшей красоте, которая бывает на Земле. Самая большая красота – это когда есть папа и мама и детки, и в семье и в стране и на Земле и в Космосе все в порядке. Еще – для мужчины всегда самой большой красотой будет красота женщины, а для женщины – красота мужчины. И еще – некоторые люди видят проявление высших миров – красоту этих миров и того, что в них происходит. Вот эта красота мира более совершенного и обитателей более совершенных, например явления Девы Марии, и есть вообще самая высокая красота, которую могут видеть и порой видят люди. Что-то из такой красоты можно найти в Интернете, если набрать в поисковом окне "художники космисты". Когда смотришь на красоту, то можно задать вопрос: в чем смысл красоты. Когда смотришь на высшую красоту, то понимаешь: высшая красота – это высшее совершенство. Очень редко встретишь, возможно, только несколько раз в жизни, молодых людей, глаза которых чистые, даже, по выражению Н.Бердяева, в самой последней глубине человека. Что это означает? Это означает, что человек этот не способен даже на самое маленькое зло по отношению к другому существу, к природе, вообще ко всему.
Есть разные способы сообщить человеку о существовании высшей, а не физической только реальности, о более важной части бытия человека – о жизни души. И искусство как раз решает эту задачу. Душа, которая изначально стремится к свету, знаниям, к добру, к любви, и зовет человека в театр, на выставку, на природу, к друзьям. И театр, и кино, и картинная галерея, и выставка фоторабот привлекают нас тем, что дают нам возможность открыть в окружающем мире и в себе лучшие качества и увидеть и постараться избавиться от чего-то плохого в себе, стать лучше. Искусство – не столько отражение мира, сколько его сотворение. Люди почему поют, танцуют, рисуют, пишут стихи? Можно долго и порой скучно рассказывать о природе, о путешествиях, а лучше спеть: "Люди идут по свету". Искусство есть высшая жизнь, люди через искусство говорят, что мир прекрасен, учат видеть лучшее, что в нем есть. Особо нужно отметить творчество художников-космистов. На их картинах – реальность не нашего только материального мира, а реальность более высокого порядка, реальность высших миров, которые скрыты от этого как бы завесой. В существовании, в реальности этих миров все больше убеждаются люди. Жизнь человека происходит и на тонком плане, и некоторые люди, в первую очередь художники-космисты, видят то, что за завесой, открывают всем тайны Мироздания и жизнь людей на ином пространстве бытия, открывают всем Новое искусство и Новую философию. Память о мире ином есть в подсознании людей, и художники-космисты напоминают всем людям, кто они есть на самом деле, что есть жизнь и что есть Любовь, как наша связь с Космосом, миром светлым и чистым. Задают вопросы – как произведения художников, которые свободны в своем выборе средств и способов выражения своих идей, находят отклик в душах других людей, чем притягивают такие картины? Художники-космисты не от себя рисуют, не сами придумывают сюжеты, это не фантастика, а реальность, не вполне осознаваемая, а другие люди, когда смотрят на эти картины, вспоминают то, что они уже знают. Художники все увереннее заглядывают в дали Вселенной и отображают на своих картинах то, что видят. Многие из них не имеют профессионального образования, и это – лучше для них и для самого искусства. Потому что, с одной стороны, при обучении сообщаются людям практические, полезные знания, а с другой – их в определенной степени направляют на путь, ограниченный какими-то рамками. Реальность – это не только натюрморт и пейзаж, а еще и более высокого порядка. Это наука пытается убедить нас, что мы есть то, что мы едим. Наша жизнь в намного большей степени зависит от того, насколько мы едины с Космосом. Некоторые люди даже могут длительное время обходиться вообще без еды, а наука не может понять, в чем дело. Только на Высшем плане мы живем, в мире физическом мы только существуем. Насколько человек един с Космосом, настолько он здоров и счастлив. И художники-космисты показывают нам этот мир, нас самих настоящих и жизнь в ее более высоком проявлении. Восхождение человека, антропогенез не носит еще массовый характер. Несомненно, есть положительное воздействие таких картин на здоровье людей. Человек после посещения выставки картин – другой, чем до выставки. Положительное воздействие картин, как и вообще искусства объясняется тем, что уходят негативные эмоции, страхи, т.е. причина болезней. Искусство открывает нам нашу истинную природу, которая есть свет, и через это пробуждает в нас исцеляющую энергию. Виталий Хлыновский | |
Просмотров: 1067 | | |
Всего комментариев: 0 | |