Загадка массового стремления быть не таким, как все
«Как только кто-то напишет где-нибудь в интернетиках или упомянет в разговоре „сейчас в моде зелёные лосины“, к примеру, все не такие немедленно закричат: „А я не ношу такое!“ А потом на улицу выходишь — все поголовно в зелёных лосинах. И идут с таким лицами, как будто они вчера из космоса прилетели и что было под скафандром, в том и вышли».
Меня окружают не такие, как все. Вот я одна — такая, а все остальные — не такие. Иногда даже неловкость испытываю за свою «таковость» в обществе «не таких». Не такие не признают моду, не любят мейнстрим, не следуют последним «тендешкам» — это слово из лексикона Александра Васильева, историка моды. Я в него влюбилась(в слово, а не в Васильева, конечно).
Как только кто-то напишет где-нибудь в интернетиках или упомянет в разговоре «сейчас в моде зеленые лосины», к примеру, все не такие немедленно закричат: «А я не ношу такое!» А потом на улицу выходишь — все поголовно в зеленых лосинах. И идут с таким лицами, как будто они вчера из космоса прилетели и что было под скафандром, в том и вышли. Не имея понятия о том, что носят на этой планете.
Помимо моды, нетаковость обязательно должна проявляться и в сфере интеллектуального потребления. Существует негласное правило хорошего тона: как только какое-то произведение становится модным, то есть «попадает в тендешки», окружающие должны наперегонки закричать: «А я не читал/Не смотрел. И не буду! И вообще не знаю, о чем вы!»
Есть вещи, не знать о которых приличному человеку обязательно. Как-то: романы Дарьи Донцовой, телешоу «Дом-2», книга(и фильм) «50 оттенков серого». Чуть раньше в этот список входила книга(и фильм) «Сумерки», но сейчас уже «Сумерки» читать и смотреть можно — они вышли из немоды. До «Сумерек» положено было не читать Паоло Коэльо. Совсем недавно вот положено было не смотреть фильм «Левиафан».
Каждый уважающий себя не такой обязан был не посмотреть этот фильм. Я такая, я посмотрела. Не смотреть «50 оттенков» так же обязательно, как не смотреть «Дом-2», кто посмотрел — тот навеки ошельмован «таким» и уже никогда не сможет влиться в стройные ряды не таких. Я пока держусь и стоически не смотрю, но ужасно хочется хоть одним глазком глянуть на эти 50 оттенков. Что там за оттенки-то? Поди, какой-нить сплошной гридеперль с грей силком и Эрл Грей ими заправляет. Соблазн, соблазн.
Но я устою. Я останусь в строгих рядах не таких, не прогибающихся, не поддающихся приливной волне мейнстрима, укрывшихся в лесах от засилья дешевки и пошлости и там, в тиши, читающих Достоевского и смотрящих Альмодовара с Кустурицей.
Каждый порядочный не такой обязан хоть раз в жизни не купить себе айфон, не съездить в Турцию и не купить кредитный форд-фокус. Если вы всего этого не делали — поздравляю, вы не такой. Можете приходить к нам, в леса. Там, под сенью сладкозвучных струн гармонии всемирной мы построим мир прекрасный, мир без боли и насилья. И тогда, лет через тысячу, археологи с прекрасными лицами, в белоснежных одеждах случайно найдут при раскопках полуистлевший томик с проглядывающими из-под плесени буквами неведомого алфавита: «50 о.. ков.. рого».
И понесут с благоговением этот памятник старины в музей. И внесут его в сокровищницу мировой литературы. В школьную программу включат. Интересно, «Слово о полку Игореве» девятьсот лет назад тоже считалось дешевкой и мейнстримом? Спрашивали ли друг друга князья: «Не лепо ли ны бяшеть, братие, „Слово о полку Игореве“ читати? — Нет, брате, я такое не чту, боянам старого Бояна мне лепше книги византийские!» И переглядывались с пониманием — мол, мы-то не такие!
Прав был классик: время — лучший критик. Мы еще увидим, как наши правнучки будут рыдать над историей Анестейши Стил. Тогда и нам не стыдно будет ее, наконец, прочитать.
Источник