Виноградная лоза.
Виноград — один из самых древних солнечных символов плодородия, изобилия и богатства. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения. С вином же, произведенным из винограда, дело обстоит значительно сложнее. С одной стороны, вино, развязывающее языки молчунам и лицемерам, выдающим во хмелю свои тайные мысли, выступает символом истины. Подтверждение тому можно найти и в латинском афоризме: «Истина — в вине» и в русской поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Помимо этого значения, вино рассматривается как аллегория радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также симво¬лом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представ-ляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуа¬лах орфеотелестов (жрецов-орфиков).
В египетской мифологии богом-по-кровителем виноградной лозы, олицетво-рявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой — Дионис, в римской — Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает универсальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.
В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Такое же единение человека с
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной ло-зой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста — крестом «виноградная лоза»
Виноградная лоза — атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей богом наблюдается и в христианской тра-диции, где вино символизирует кровь Хри-стову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах. Как символ истины, виноград намекает на истинность учения Христа. Это видно из метафорического сравнения, приписыва-емого Христу апостолом Иоанном: «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).
В средневековой христианской иконографии встречается изображение Спасителя, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание св. Августина, уподобившего Христа «грозди винограда, положенной под пресс». Вытекающий из-под пресса виноградный сок, ассоциирующийся с кровью Христа, олицетворяет в данном случае Гнев Господень.
виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.
В изобразительном искусстве праздники сбора урожая винограда нашли от-ражение еще с античных времен. Наиболее популярны были греческие изображения праздничных процессий во главе с Дионисом, окруженном толпой козлоногих сатиров.
Художники эпохи Возрождения наделяли виноградной лозой старика Ноя, поскольку она была самым первым расте-нием, посаженным Ноем после Всемирного потопа на горе Арарат. Иногда они изображали библейского пьяницу сидящим обнаженным в беседке, оплетенной виноградной лозой.
Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове римского Бахуса и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному Чревоугодию. Однако у аллегорических фигур Осени и Золотого века виноградная лоза с тучными гроздьями ассоциируется с плодородием, изобилием и богатством.
В геральдике виноградная лоза, выступающая лишь как «говорящая» эмблема, либо входит в состав гербов, либо обрамляет гербовый щит тех городов, областей и республик, где развито виноградарство. Так, в гербе города Изюма изображены три виноградные кисти, «показующие самое именование сего града, и что плод сей круг сего града рождается» , а в гербе Чугуева виноградная гроздь и два виноградных листа свисают со шпалеры.
В советской геральдике виноградная лоза украшала гербы южных республик — центров виноградарства: Молдавии, Грузии, Армении и Туркмении.
В истории с глубокой древности самой доходной отраслью сельского хозяйства было виноделие. Виноград выращивали в Египте, Малой и Передней Азии еще с IV тыс. до н.э. В период античности культивировалось около 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и условиям климата.
В Элладе и Риме потребление разбавленного и охлажденного вина было очень велико. Даже рабам ежедневно выдава¬лось до 600 мл легкого вина вторичной выжимки, а квалифицированные рабы-виноградари ценились впятеро дороже, чем обыкновенные рабы земледельцы.
Во время праздничного застолья, сопровождавшегося музыкой, песнями и танцами, употребление лучших сортов вина было связано с древними обычаями. Совершив благодарственное возлияние богам, полагалось выпить за здоровье всех присутствующих, а также отсутствующих на пиру родственников и друзей.
В древности среди греческих марочных вин лучшим признавалось хиосское, а среди италийских — фалернское. Однако это, как говорится, дело вкуса. Император Октавиан Август, например, всем винам предпочитал сетийское.
С эпохи Средневековья непомеркшую до сих пор славу производителя лучших вин постепенно завоевала Франция, родина шипучего шампанского, выдержанного коньяка, церковного кагора, замечательных бургундских, бордосских, анжуйских и других вин. До наших дней в главных районах виноделия проводятся так назы-ваемые Осенние игры — пышные и веселые карнавалы в честь животворящей, дарующей радость виноградной лозы.
Виноградная лоза — один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: "Я есмь виноградная Лоза" ("Евангелие от Иоанна", 15:1); ученики — это побеги; лоза и виноградные гроздья символизируют вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ; вместе с фиговым деревом она — символ мира и достатка.
Появление культурного винограда в Древней Греции связывали с Дионисом – богом растительности, покровителем виноградства и виноделия. Другие имена Диониса – Вакх, Бакх, Бахус. Много легенд и преданий связано с его культом, который старше культа олимпийских богов и даже культа богини земли Геи. Современные же ботиники объхясняют происхождение культурного винограда от дикорастущего лесного винограда.
В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни. В Египте виноградная лоза была посвящена богу Осирису.
У многих народов гроздь винограда ассоциировалась с божествами плодородия и сельского хозяйства. Также она символизировала гостеприимство, праздники и молодость, а иногда алчность и пьянство.
Источник
В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представ-ляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуа¬лах орфеотелестов (жрецов-орфиков).
В египетской мифологии богом-по-кровителем виноградной лозы, олицетво-рявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой — Дионис, в римской — Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает универсальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.
В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Такое же единение человека с
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной ло-зой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста — крестом «виноградная лоза»
Виноградная лоза — атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей богом наблюдается и в христианской тра-диции, где вино символизирует кровь Хри-стову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах. Как символ истины, виноград намекает на истинность учения Христа. Это видно из метафорического сравнения, приписыва-емого Христу апостолом Иоанном: «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).
В средневековой христианской иконографии встречается изображение Спасителя, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание св. Августина, уподобившего Христа «грозди винограда, положенной под пресс». Вытекающий из-под пресса виноградный сок, ассоциирующийся с кровью Христа, олицетворяет в данном случае Гнев Господень.
виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.
В изобразительном искусстве праздники сбора урожая винограда нашли от-ражение еще с античных времен. Наиболее популярны были греческие изображения праздничных процессий во главе с Дионисом, окруженном толпой козлоногих сатиров.
Художники эпохи Возрождения наделяли виноградной лозой старика Ноя, поскольку она была самым первым расте-нием, посаженным Ноем после Всемирного потопа на горе Арарат. Иногда они изображали библейского пьяницу сидящим обнаженным в беседке, оплетенной виноградной лозой.
Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове римского Бахуса и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному Чревоугодию. Однако у аллегорических фигур Осени и Золотого века виноградная лоза с тучными гроздьями ассоциируется с плодородием, изобилием и богатством.
В геральдике виноградная лоза, выступающая лишь как «говорящая» эмблема, либо входит в состав гербов, либо обрамляет гербовый щит тех городов, областей и республик, где развито виноградарство. Так, в гербе города Изюма изображены три виноградные кисти, «показующие самое именование сего града, и что плод сей круг сего града рождается» , а в гербе Чугуева виноградная гроздь и два виноградных листа свисают со шпалеры.
В советской геральдике виноградная лоза украшала гербы южных республик — центров виноградарства: Молдавии, Грузии, Армении и Туркмении.
В истории с глубокой древности самой доходной отраслью сельского хозяйства было виноделие. Виноград выращивали в Египте, Малой и Передней Азии еще с IV тыс. до н.э. В период античности культивировалось около 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и условиям климата.
В Элладе и Риме потребление разбавленного и охлажденного вина было очень велико. Даже рабам ежедневно выдава¬лось до 600 мл легкого вина вторичной выжимки, а квалифицированные рабы-виноградари ценились впятеро дороже, чем обыкновенные рабы земледельцы.
Во время праздничного застолья, сопровождавшегося музыкой, песнями и танцами, употребление лучших сортов вина было связано с древними обычаями. Совершив благодарственное возлияние богам, полагалось выпить за здоровье всех присутствующих, а также отсутствующих на пиру родственников и друзей.
В древности среди греческих марочных вин лучшим признавалось хиосское, а среди италийских — фалернское. Однако это, как говорится, дело вкуса. Император Октавиан Август, например, всем винам предпочитал сетийское.
С эпохи Средневековья непомеркшую до сих пор славу производителя лучших вин постепенно завоевала Франция, родина шипучего шампанского, выдержанного коньяка, церковного кагора, замечательных бургундских, бордосских, анжуйских и других вин. До наших дней в главных районах виноделия проводятся так назы-ваемые Осенние игры — пышные и веселые карнавалы в честь животворящей, дарующей радость виноградной лозы.
Виноградная лоза — один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: "Я есмь виноградная Лоза" ("Евангелие от Иоанна", 15:1); ученики — это побеги; лоза и виноградные гроздья символизируют вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ; вместе с фиговым деревом она — символ мира и достатка.
Появление культурного винограда в Древней Греции связывали с Дионисом – богом растительности, покровителем виноградства и виноделия. Другие имена Диониса – Вакх, Бакх, Бахус. Много легенд и преданий связано с его культом, который старше культа олимпийских богов и даже культа богини земли Геи. Современные же ботиники объхясняют происхождение культурного винограда от дикорастущего лесного винограда.
В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни. В Египте виноградная лоза была посвящена богу Осирису.
У многих народов гроздь винограда ассоциировалась с божествами плодородия и сельского хозяйства. Также она символизировала гостеприимство, праздники и молодость, а иногда алчность и пьянство.
Источник
Всего комментариев: 0 | |