Вечная битва светлых и темных сил
Вечная битва светлых и тёмных сил, добра и зла, разума и антиразума, материи и антиматерии, героя и антигероя. Вам ведь знаком такой архитипичный взгляд на суть всех процессов во Вселенной? Борьба противоположностей. Светлых (ну, содействующих созиданию) сил, и тёмных (то есть противодействующих созиданию) сил. Говорят, она вечная эта борьба
Школа Щетинина: из архива семьи
Знаете, у Михаила Петровича Щетинина была очень сильная, добрая мечта о детях, создающих, строящих свою школу совместно со взрослыми. Школу, которая не готовит к жизни, а есть сама эта жизнь, не по игрушечному, а всерьёз, масштабно, ответственно. Где дети проектируют и строят себе терема для жизни, учебы, творчества. А в процессе учатся объединяться из группы несвязанных между собой, чужих друг другу людей из разных соцслоёв, этнических, религиозных, мировоззренческих социумов, в коллектив. Тот самый, который в системе Макаренко представляет собой организованную группу, имеющую согласованную с обществом, объединяющую всех его членов социально значимую цель созидательной деятельности. Его разновозрастные члены заняты созидательным трудом и взаимным обучением в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении детей и взрослых.
Мечта у Щетинина была такая сильная, что он сосредоточил на ней все свои силы, мысли, знания, детализируя её постоянно, проверяя её на практике каждый божий день. Мечту эту поддержали его родители и жена-педагог, поддержал председатель колхоза, а вот учителя школы, в которую он эту мечту принес - отвергли. Это заставило Щетинина размышлять. Он писал потом об этом:
«Помнишь, настоящее взаимопонимание встретил только тогда, когда, взяв мастерок, встал рядом с рабочими, когда они поверили, что ты не командовать пришел, а вместе с ними дело делать. Ты обратил внимание на то, как по-разному отнеслись к идее школы комплекса рабочие и учителя? Для первых она стала собственной, а для вторых оказалась чужой, продиктованной «сверху». НОВОЕ ДОЛЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО СОЗРЕТЬ, РОДИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ. Нельзя распространять опыт директивной кампанией. Навязанное новшество превращает людей из творцов в слепых исполнителей. Так с чего начать?..»
Тогда он начал с создания коллектива, объединения взрослых и детей. Он не просто слушал их всех и проверял свою мечту на точность, на нужность им, он мечту свою вместе с детьми и педагогами корректировал, детализировал, дорабатывал. И она у них получилась такая сильная и столь светлая, на мой взгляд, что очевидно какие-то светлые силы приняли эту мечту и стали содействовать.
Потому что масса невероятных событий стала сопровождать Щетинина и его коллектив. Они делали невозможное с точки зрения всех окружающих, им приходили на помощь порой совершенно незнакомые люди и открывались возможности там, где их, казалось, и быть не может. Так постепенно появились слухи о мистике Хотя такая мистика знакома всем, кто когда-либо шёл упорно за своей мечтой.
А со светлыми силами всегда борются тёмные силы, говорят в народе. И, знаете, вся история школы тому подтверждение.
Но ещё в народе говорят, что тёмные силы никогда в главном не побеждают. Все народные сказки про это.
Когда пожар уничтожил главный корпус школы (перестроенный детьми и педагогами из полуразвалившейся казармы) со всей огромной, созданной детьми и педагогами библиотекой разработок, дети, учителя и родители плакали. Но школа возродила сама себя из пепла. И какой!
Мы однажды ехали в школу, и Виталий Николаевич Кузовкин (ученик, выпускник и коллега Щетинина, член педколлектива школы и соавтор её педсистемы) рассказывал, как они с Михаилом Петровичем вспоминали тот пожар и последующие годы.
До пожара как-то жили привыкшими к тому, что вот тут сделали неидеально, вот тут не так красиво, как хотелось бы, там немного криво вышло, тут вот недодумали про удобство. А сносить жалко. Пожар заставил сделать так, чтобы появилось новое главное здание краше, удобнее, продуманнее прежнего. А в процессе появились новые разработки, мощнее прежних. Тот пожар стал обновляющим толчком к новым высотам.
А нынче обстоятельства заставляют семена Лицея Щетинина разлететься по всей стране и прорасти множеством мест, где дети, создают свои школы вместе с родителями и педагогами. Щетинин, кстати, говорил: "Не школу с детьми надо строить, а жизнь".
Школы Щетинина, на мой взгляд, больше не будет. Такой как была. Будет лучше. И много
А значит, это снова поддержат светлые силы. А значит, будут новые битвы с тёмными силами :), битвы, закаляющие дух. Но тёмные никогда не побеждают в главном. Они ж - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо
Может, если каждый ответный ход тёмных сил воспринимать не как удар, а как опору для следующего созидательного шага, мы осилим такие горизонты, которые нам ещё и не снились?
Что, если можно сделать переход в сознании -
от борьбы к единству противоположностей? А единство противоположностей - это как движение к цели на двух ногах? Правой-левой, правой-левой… Ну, то есть, что если относиться ко злу (любым формам противодействия твоему созидательному действию), как к левой ноге? Левая нога не враг, а опора в движении.
Что если относиться к противодействию не как к врагу, а как к комиссии по выявлению недочётов, слабых мест, а также новых возможностей развития? Комиссия, которая не даёт стагнировать.
Что если пульсация темных и светлых сил - это и есть вечный двигатель жизни во Вселенной? Правой-левой к новым горизонтам?..
источник
Источник
Школа Щетинина: из архива семьи
Знаете, у Михаила Петровича Щетинина была очень сильная, добрая мечта о детях, создающих, строящих свою школу совместно со взрослыми. Школу, которая не готовит к жизни, а есть сама эта жизнь, не по игрушечному, а всерьёз, масштабно, ответственно. Где дети проектируют и строят себе терема для жизни, учебы, творчества. А в процессе учатся объединяться из группы несвязанных между собой, чужих друг другу людей из разных соцслоёв, этнических, религиозных, мировоззренческих социумов, в коллектив. Тот самый, который в системе Макаренко представляет собой организованную группу, имеющую согласованную с обществом, объединяющую всех его членов социально значимую цель созидательной деятельности. Его разновозрастные члены заняты созидательным трудом и взаимным обучением в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении детей и взрослых.
Мечта у Щетинина была такая сильная, что он сосредоточил на ней все свои силы, мысли, знания, детализируя её постоянно, проверяя её на практике каждый божий день. Мечту эту поддержали его родители и жена-педагог, поддержал председатель колхоза, а вот учителя школы, в которую он эту мечту принес - отвергли. Это заставило Щетинина размышлять. Он писал потом об этом:
«Помнишь, настоящее взаимопонимание встретил только тогда, когда, взяв мастерок, встал рядом с рабочими, когда они поверили, что ты не командовать пришел, а вместе с ними дело делать. Ты обратил внимание на то, как по-разному отнеслись к идее школы комплекса рабочие и учителя? Для первых она стала собственной, а для вторых оказалась чужой, продиктованной «сверху». НОВОЕ ДОЛЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО СОЗРЕТЬ, РОДИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ. Нельзя распространять опыт директивной кампанией. Навязанное новшество превращает людей из творцов в слепых исполнителей. Так с чего начать?..»
Тогда он начал с создания коллектива, объединения взрослых и детей. Он не просто слушал их всех и проверял свою мечту на точность, на нужность им, он мечту свою вместе с детьми и педагогами корректировал, детализировал, дорабатывал. И она у них получилась такая сильная и столь светлая, на мой взгляд, что очевидно какие-то светлые силы приняли эту мечту и стали содействовать.
Потому что масса невероятных событий стала сопровождать Щетинина и его коллектив. Они делали невозможное с точки зрения всех окружающих, им приходили на помощь порой совершенно незнакомые люди и открывались возможности там, где их, казалось, и быть не может. Так постепенно появились слухи о мистике Хотя такая мистика знакома всем, кто когда-либо шёл упорно за своей мечтой.
А со светлыми силами всегда борются тёмные силы, говорят в народе. И, знаете, вся история школы тому подтверждение.
Но ещё в народе говорят, что тёмные силы никогда в главном не побеждают. Все народные сказки про это.
Когда пожар уничтожил главный корпус школы (перестроенный детьми и педагогами из полуразвалившейся казармы) со всей огромной, созданной детьми и педагогами библиотекой разработок, дети, учителя и родители плакали. Но школа возродила сама себя из пепла. И какой!
Мы однажды ехали в школу, и Виталий Николаевич Кузовкин (ученик, выпускник и коллега Щетинина, член педколлектива школы и соавтор её педсистемы) рассказывал, как они с Михаилом Петровичем вспоминали тот пожар и последующие годы.
До пожара как-то жили привыкшими к тому, что вот тут сделали неидеально, вот тут не так красиво, как хотелось бы, там немного криво вышло, тут вот недодумали про удобство. А сносить жалко. Пожар заставил сделать так, чтобы появилось новое главное здание краше, удобнее, продуманнее прежнего. А в процессе появились новые разработки, мощнее прежних. Тот пожар стал обновляющим толчком к новым высотам.
А нынче обстоятельства заставляют семена Лицея Щетинина разлететься по всей стране и прорасти множеством мест, где дети, создают свои школы вместе с родителями и педагогами. Щетинин, кстати, говорил: "Не школу с детьми надо строить, а жизнь".
Школы Щетинина, на мой взгляд, больше не будет. Такой как была. Будет лучше. И много
А значит, это снова поддержат светлые силы. А значит, будут новые битвы с тёмными силами :), битвы, закаляющие дух. Но тёмные никогда не побеждают в главном. Они ж - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо
Может, если каждый ответный ход тёмных сил воспринимать не как удар, а как опору для следующего созидательного шага, мы осилим такие горизонты, которые нам ещё и не снились?
Что, если можно сделать переход в сознании -
от борьбы к единству противоположностей? А единство противоположностей - это как движение к цели на двух ногах? Правой-левой, правой-левой… Ну, то есть, что если относиться ко злу (любым формам противодействия твоему созидательному действию), как к левой ноге? Левая нога не враг, а опора в движении.
Что если относиться к противодействию не как к врагу, а как к комиссии по выявлению недочётов, слабых мест, а также новых возможностей развития? Комиссия, которая не даёт стагнировать.
Что если пульсация темных и светлых сил - это и есть вечный двигатель жизни во Вселенной? Правой-левой к новым горизонтам?..
источник
Источник
Всего комментариев: 0 | |