Вадим Вилинбахов ИЗ СТАРИННЫХ ЛЕГЕНД?!
Не скрою, свифтовские описания действительно потрясают. Но Е. Крючников ошибается, когда утверждает, что подобные сюжеты совершенно отсутствуют в литературе того времени. Напротив, они стары как мир. Еще в незапамятной древности герои "Рамаяны" и "Махабхараты" совершали воздушные полеты на таинственных кораблях - "виманах", многие характеристики которых свидетельствуют об их техногенном происхождении.
Да и в сочинениях античных классиков среди многочисленных описаний "таинственных небесных явлений" семь раз упоминаются и "воздушные корабли", наблюдавшиеся якобы в небесах Древней Греции и Древнего Рима. Имеются и более поздние свидетельства...
Например, в IX веке в Норвегии, если верить летописцу, произошло крайне любопытное событие. Член экипажа корабля, парившего в небе, сбросил на землю канат с крюком наподобие рыболовного. Тот упал посреди толпы, и кто-то попытался удержать крюк. Человек с корабля воскликнул: "Я пойман!" Видя его отчаяние, из толпы посоветовали: "Отпустите беднягу!" Пришельцу дали возможность вытянуть канат на корабль, который затем плавно удалился.
Ирландская летопись "Спекулум Регали" приводит случай, имевший место в 956 году. "Это чудо произошло в небольшом городке Клора, в одно из воскресений, когда народ был у мессы в церкви св. Кинаруса. Неожиданно металлический якорь на канате стал спускаться с неба и зацепился одной из своих лап за деревянную арку над церковными дверьми. Высыпавшие из церкви прихожане увидели в небе воздушный корабль с людьми на борту, один из которых стал спускаться вниз по якорному канату, видимо, пытаясь его отцепить, причем казалось, что он не спускается вниз, а плывет по воздуху, как по воде. Возбужденные прихожане пытались захватить его, но епископ запретил им это, испугавшись, что они могут убить неизвестного. Когда толпа отхлынула, неизвестный быстро взобрался вверх по канату, после чего канат перерезали, корабль взмыл вверх и исчез из виду. Якорь остался в церкви, как доказательство этого чудесного случая".
В 1123 году, при правлении Генриха I, как пишет Геоффроа де Бреюль, над Лондоном появился воздушный корабль, похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По веревочному трапу спустились люди. Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе. Оставшиеся на корабле обрубили канат и улетели.
Много лет церковь в Бристоле, если следовать хронике, имела на своих дверях уникальную решетку, сделанную из "небесного якоря". Он был спущен на канате с "воздушного корабля" в 1214 году во время религиозного праздника и прочно зацепился за груду камней. Толпа окружила его, ожидая, пока "матрос" на руках спускался вниз с корабля, чтобы освободить якорь. Хронист Жеравас из Тайлбори сообщает, что толпа схватила неизвестного и он, "быстро задохнувшись нашей сырой атмосферой, умер". Его товарищи благоразумно обрубили канат и улетели.
Летописец XIII века Матвей Парижский пишет в своей "Английской истории", что в ночь на 1 января 1245 года обитатели аббатства св. Альбана увидели в небе большой изящный корабль, хорошо оснащенный и волшебно окрашенный.
Подобных записей сохранилось много, так что "прототипов" летающего корабля в старинных хрониках, которые отлично знал Свифт, было более чем достаточно. В основном это именно корабли - самые обычные, но только летающие. Однако Свифт, по-видимому, позаимствовал из этих описаний лишь многочисленные упоминания о канатах и якорях, спускаемых с борта воздушных судов. Именно таким образом обитатели Лапуты могут поддерживать связь с земной поверхностью. Когда Гулливер впервые увидел остров, лапутяне "ловили рыбу длинными удочками". Далее герой рассказывает: "Затем с нижней галереи была спущена цепь с прикрепленным к ней сиденьем, на которое я сел и при помощи блоков был поднят наверх". А вот как монарх принимает прошения от своих подданных: "С этой целью спускались вниз тонкие веревочки с небольшим грузом на конце. К этим веревочкам население подвешивало свои прошения, и они поднимались прямо вверх, как клочки бумаги, прикрепляемые школьниками к концу веревки, на которой они пускают змеев. Иногда мы получали снизу вино и съестные припасы, которые поднимались к нам на блоках". А в конце концов Гулливера спускают "с нижней галереи тем же способом, каким прежде подняли сюда".
Но, кроме этих многочисленных веревочек и канатов, свифтовская Лапута ничем не напоминает легендарные "воздушные корабли" из средневековых хроник. Лапута, по Свифту, - это правильный круг или диск. Почему же писатель избрал именно эту форму?
Можно, конечно, предположить, что сыграло свою роль обиходное представление, по которому понятие "остров" в большинстве случаев связывается именно с округлыми формами. Но нам представляется, что истине соответствует другое объяснение. Вероятно, Свифт опирался все-таки на древние тексты. Но не на сообщения о "летающих кораблях", а на информацию об объектах иного рода, которые почему-то казались ему более предпочтительными.
В хрониках, легендах и древних сочинениях имеется громадное количество известий о круглых, дискообразных предметах, время от времени появлявшихся в небесах. Число таких сообщений неисчислимо. Ограничимся отдельными описаниями.
Помимо "воздушных кораблей", в тех же сочинениях античных авторов 19 раз упоминаются летающие огненные "щиты" (кстати, древние римляне считали священные щиты "анцилла" символами небесных колесниц) и "шары". Так, в 217 году до н. э. над местечком Арпи в Италии были видны "щиты", которые светились как солнце. А во II томе "Естественной истории" Плиний пишет, что в 100 году до н. э. над консульской галерой Люция и Гая Валерия по небу с востока на запад пронесся сверкающий "щит", извергающий искры. Подобные явления постоянно отмечались и в средневековье.
Например, в "Лайрисских хрониках" за 776 год в тогдашнем высокопарном стиле говорится: "И когда саксы увидели, что не все идет по их воле, они начали возводить помост, дабы с него вторгнуться в замок. Но... в тот самый день, когда они готовились напасть на христиан, укрывшихся в замке, Слава Господня появилась над церковью в цитадели. Те, что несли стражу в этот день, - а многие из них живы и поныне, - говорят, что они увидели два больших щита красноватого цвета, двигавшихся над церковью, а когда язычники увидели это знамение, они смутились страхом великим и побежали от замка прочь".
В рукописи Эмплфортского аббатства сообщается, что в 1290 году над головами монахов, гнавших по дороге монастырское стадо, "появилось огромное овальное серебристое тело, похожее на диск, которое медленно пролетело над ними, вызвав великий ужас".
Летом 1355 года над Англией появились дискообразные объекты, светившиеся голубым и пурпурным светом. Иногда казалось, что они вступали во взаимную борьбу. Постепенно пурпурные стали одерживать победу над голубыми, которые поспешили опуститься на землю.
Это явление наблюдалось множеством людей.
В 1490 году в Ирландии над крышами домов показался серебристый дискообразный предмет. Он прошел над головами людей несколько раз, оставляя за собой дымный след. Видимо, от воздушной волны на колокольне сорвало колокол.
20 апреля 1535 года над Стокгольмом появилось пять "солнечных дисков". Их наблюдал известный политический деятель и математик Олаф Петри, поручивший затем художнику Урбану запечатлеть это явление. О "солнечных дисках" спорили в течение целого столетия, а сама картина Урбана находится сейчас в кафедральном соборе столицы Швеции.
Сохранились также старинные гравюры с изображением странных дисков, появлявшихся в 1530 году над Нюрнбергом и в 1556 году над Виттенбергом. В городской ратуше Цюриха есть несколько гравюр, увековечивших дискообразные предметы, которые "барражировали" над городом в 1547-1558 годах.
Над Мюнстером 27 июля 1566 года в 19 часов и 28 июля в 16 часов возникли ярко светящиеся сферические объекты, производившие различные маневры. Имеется картина, где показано, как люди, столпившиеся на площади возле собора, с ужасом взирают на жуткое представление в небе.
В 1567 году в Швейцарии наблюдалось сферическое тело, которое полностью закрыло собою солнечный диск. Судя по некоторым сообщениям, это явление продолжалось весь день. В том же году над Гамбургом и другими городами Северной Германии неторопливо пролетела пылающая "машина" с шаром посередине.
В трактате Франческо Бардзини "Краткое изложение событий, связанных с необычным источником света, который появился над Тосканой и во многих других городах Италии вечером 31 марта 1676 года", изданном во Флоренции, говорится: "Вечером... в небе Тосканы появилось светящееся тело в форме тарелки или мешка с зерном, я может быть, и снопа, имевшего округлые формы, которое мгновенно переместилось из Адриатического в Средиземное море..."
Приведенных свидетельств (а их можно было бы продолжать бесконечно) вполне достаточно, чтобы признать, что свифтовское описание, по всей вероятности, основывалось на документальных материалах такого рода, независимо от того, какие явления наблюдали очевидцы в действительности. А вот "первоисточник" магнитного двигателя Лапуты следует, естественно, искать в работах другого плана. Незадолго до Гулливеровых странствий научный мир ознакомился с выдающимся сочинением английского физика Уильяма Гильберта "О магните, магнитных телах и великом магните Земли". В частности, Гильберт писал: "Вся масса Земли - не что иное, как один большой магнит; магниты же меньшие суть как бы маленькие земли, привлекаемые к целому". Отсюда, по мнению многих комментаторов Свифта, не так уж далеко и до магнитного "сердца" Лапуты...
В целом не вызывает ни малейшего удивления, что творческая фантазия Свифта обратилась к теме "летучего острова". Рубеж XVII и XVIII веков характеризовался бурным расцветом интереса к космической проблематике. Революционные успехи астрономии, обусловленные открытиями Коперника, Кеплера, Тихо Браге, Галилея, Ньютона, привели к возникновению и становлению новых космогонических представлении. И далеко не случайно свифтовские лапутяне "большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел". Но...
Но загадка спутников Марса, вероятно, еще долго будет будоражить умы исследователей. Каким образом мог Джонатан Свифт узнать о них за 150 лет до того, как они были обнаружены?
Недаром, видимо, их первооткрыватель американец Холл дал спутникам имена Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас). Это как нельзя лучше характеризует состояние астронома в тот момент, когда он убедился в верности свифтовских предсказаний...
Из каких неизвестных источников мог Свифт почерпнуть эти необычайные сведения? Ответ на этот вопрос отсутствует по сей день.
Все разговоры о "чудесном озарении", разумеется, неубедительны. Более естественна другая причина - знание. И нельзя исключить, что упоминание о двух спутниках Марса дает ключ к совершенно новой трактовке всего произведения. Ведь если Свифт действительно знал о них - что представляется весьма правдоподобным, - то почему бы не попытаться найти в "Третьем путешествии" и другие сведения того же рода? И тогда рассказ Гулливера о полете на гигантском дискообразном летательном аппарате, очень напоминающем "огненные щиты" древних хроник, неожиданно предстает перед нами уже не как чистая фантастика или просто язвительная сатира, но скорее как документальный отчет очевидца.
Невероятно - но вдруг...
ВАДИМ ВИЛИНБАХОВ, кандидат исторических наук
Ленинград
Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/vilinbahov-iz-starinnyh-legend.htm
Источник
Да и в сочинениях античных классиков среди многочисленных описаний "таинственных небесных явлений" семь раз упоминаются и "воздушные корабли", наблюдавшиеся якобы в небесах Древней Греции и Древнего Рима. Имеются и более поздние свидетельства...
Например, в IX веке в Норвегии, если верить летописцу, произошло крайне любопытное событие. Член экипажа корабля, парившего в небе, сбросил на землю канат с крюком наподобие рыболовного. Тот упал посреди толпы, и кто-то попытался удержать крюк. Человек с корабля воскликнул: "Я пойман!" Видя его отчаяние, из толпы посоветовали: "Отпустите беднягу!" Пришельцу дали возможность вытянуть канат на корабль, который затем плавно удалился.
Ирландская летопись "Спекулум Регали" приводит случай, имевший место в 956 году. "Это чудо произошло в небольшом городке Клора, в одно из воскресений, когда народ был у мессы в церкви св. Кинаруса. Неожиданно металлический якорь на канате стал спускаться с неба и зацепился одной из своих лап за деревянную арку над церковными дверьми. Высыпавшие из церкви прихожане увидели в небе воздушный корабль с людьми на борту, один из которых стал спускаться вниз по якорному канату, видимо, пытаясь его отцепить, причем казалось, что он не спускается вниз, а плывет по воздуху, как по воде. Возбужденные прихожане пытались захватить его, но епископ запретил им это, испугавшись, что они могут убить неизвестного. Когда толпа отхлынула, неизвестный быстро взобрался вверх по канату, после чего канат перерезали, корабль взмыл вверх и исчез из виду. Якорь остался в церкви, как доказательство этого чудесного случая".
В 1123 году, при правлении Генриха I, как пишет Геоффроа де Бреюль, над Лондоном появился воздушный корабль, похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По веревочному трапу спустились люди. Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе. Оставшиеся на корабле обрубили канат и улетели.
Много лет церковь в Бристоле, если следовать хронике, имела на своих дверях уникальную решетку, сделанную из "небесного якоря". Он был спущен на канате с "воздушного корабля" в 1214 году во время религиозного праздника и прочно зацепился за груду камней. Толпа окружила его, ожидая, пока "матрос" на руках спускался вниз с корабля, чтобы освободить якорь. Хронист Жеравас из Тайлбори сообщает, что толпа схватила неизвестного и он, "быстро задохнувшись нашей сырой атмосферой, умер". Его товарищи благоразумно обрубили канат и улетели.
Летописец XIII века Матвей Парижский пишет в своей "Английской истории", что в ночь на 1 января 1245 года обитатели аббатства св. Альбана увидели в небе большой изящный корабль, хорошо оснащенный и волшебно окрашенный.
Подобных записей сохранилось много, так что "прототипов" летающего корабля в старинных хрониках, которые отлично знал Свифт, было более чем достаточно. В основном это именно корабли - самые обычные, но только летающие. Однако Свифт, по-видимому, позаимствовал из этих описаний лишь многочисленные упоминания о канатах и якорях, спускаемых с борта воздушных судов. Именно таким образом обитатели Лапуты могут поддерживать связь с земной поверхностью. Когда Гулливер впервые увидел остров, лапутяне "ловили рыбу длинными удочками". Далее герой рассказывает: "Затем с нижней галереи была спущена цепь с прикрепленным к ней сиденьем, на которое я сел и при помощи блоков был поднят наверх". А вот как монарх принимает прошения от своих подданных: "С этой целью спускались вниз тонкие веревочки с небольшим грузом на конце. К этим веревочкам население подвешивало свои прошения, и они поднимались прямо вверх, как клочки бумаги, прикрепляемые школьниками к концу веревки, на которой они пускают змеев. Иногда мы получали снизу вино и съестные припасы, которые поднимались к нам на блоках". А в конце концов Гулливера спускают "с нижней галереи тем же способом, каким прежде подняли сюда".
Но, кроме этих многочисленных веревочек и канатов, свифтовская Лапута ничем не напоминает легендарные "воздушные корабли" из средневековых хроник. Лапута, по Свифту, - это правильный круг или диск. Почему же писатель избрал именно эту форму?
Можно, конечно, предположить, что сыграло свою роль обиходное представление, по которому понятие "остров" в большинстве случаев связывается именно с округлыми формами. Но нам представляется, что истине соответствует другое объяснение. Вероятно, Свифт опирался все-таки на древние тексты. Но не на сообщения о "летающих кораблях", а на информацию об объектах иного рода, которые почему-то казались ему более предпочтительными.
В хрониках, легендах и древних сочинениях имеется громадное количество известий о круглых, дискообразных предметах, время от времени появлявшихся в небесах. Число таких сообщений неисчислимо. Ограничимся отдельными описаниями.
Помимо "воздушных кораблей", в тех же сочинениях античных авторов 19 раз упоминаются летающие огненные "щиты" (кстати, древние римляне считали священные щиты "анцилла" символами небесных колесниц) и "шары". Так, в 217 году до н. э. над местечком Арпи в Италии были видны "щиты", которые светились как солнце. А во II томе "Естественной истории" Плиний пишет, что в 100 году до н. э. над консульской галерой Люция и Гая Валерия по небу с востока на запад пронесся сверкающий "щит", извергающий искры. Подобные явления постоянно отмечались и в средневековье.
Например, в "Лайрисских хрониках" за 776 год в тогдашнем высокопарном стиле говорится: "И когда саксы увидели, что не все идет по их воле, они начали возводить помост, дабы с него вторгнуться в замок. Но... в тот самый день, когда они готовились напасть на христиан, укрывшихся в замке, Слава Господня появилась над церковью в цитадели. Те, что несли стражу в этот день, - а многие из них живы и поныне, - говорят, что они увидели два больших щита красноватого цвета, двигавшихся над церковью, а когда язычники увидели это знамение, они смутились страхом великим и побежали от замка прочь".
В рукописи Эмплфортского аббатства сообщается, что в 1290 году над головами монахов, гнавших по дороге монастырское стадо, "появилось огромное овальное серебристое тело, похожее на диск, которое медленно пролетело над ними, вызвав великий ужас".
Летом 1355 года над Англией появились дискообразные объекты, светившиеся голубым и пурпурным светом. Иногда казалось, что они вступали во взаимную борьбу. Постепенно пурпурные стали одерживать победу над голубыми, которые поспешили опуститься на землю.
Это явление наблюдалось множеством людей.
В 1490 году в Ирландии над крышами домов показался серебристый дискообразный предмет. Он прошел над головами людей несколько раз, оставляя за собой дымный след. Видимо, от воздушной волны на колокольне сорвало колокол.
20 апреля 1535 года над Стокгольмом появилось пять "солнечных дисков". Их наблюдал известный политический деятель и математик Олаф Петри, поручивший затем художнику Урбану запечатлеть это явление. О "солнечных дисках" спорили в течение целого столетия, а сама картина Урбана находится сейчас в кафедральном соборе столицы Швеции.
Сохранились также старинные гравюры с изображением странных дисков, появлявшихся в 1530 году над Нюрнбергом и в 1556 году над Виттенбергом. В городской ратуше Цюриха есть несколько гравюр, увековечивших дискообразные предметы, которые "барражировали" над городом в 1547-1558 годах.
Над Мюнстером 27 июля 1566 года в 19 часов и 28 июля в 16 часов возникли ярко светящиеся сферические объекты, производившие различные маневры. Имеется картина, где показано, как люди, столпившиеся на площади возле собора, с ужасом взирают на жуткое представление в небе.
В 1567 году в Швейцарии наблюдалось сферическое тело, которое полностью закрыло собою солнечный диск. Судя по некоторым сообщениям, это явление продолжалось весь день. В том же году над Гамбургом и другими городами Северной Германии неторопливо пролетела пылающая "машина" с шаром посередине.
В трактате Франческо Бардзини "Краткое изложение событий, связанных с необычным источником света, который появился над Тосканой и во многих других городах Италии вечером 31 марта 1676 года", изданном во Флоренции, говорится: "Вечером... в небе Тосканы появилось светящееся тело в форме тарелки или мешка с зерном, я может быть, и снопа, имевшего округлые формы, которое мгновенно переместилось из Адриатического в Средиземное море..."
Приведенных свидетельств (а их можно было бы продолжать бесконечно) вполне достаточно, чтобы признать, что свифтовское описание, по всей вероятности, основывалось на документальных материалах такого рода, независимо от того, какие явления наблюдали очевидцы в действительности. А вот "первоисточник" магнитного двигателя Лапуты следует, естественно, искать в работах другого плана. Незадолго до Гулливеровых странствий научный мир ознакомился с выдающимся сочинением английского физика Уильяма Гильберта "О магните, магнитных телах и великом магните Земли". В частности, Гильберт писал: "Вся масса Земли - не что иное, как один большой магнит; магниты же меньшие суть как бы маленькие земли, привлекаемые к целому". Отсюда, по мнению многих комментаторов Свифта, не так уж далеко и до магнитного "сердца" Лапуты...
В целом не вызывает ни малейшего удивления, что творческая фантазия Свифта обратилась к теме "летучего острова". Рубеж XVII и XVIII веков характеризовался бурным расцветом интереса к космической проблематике. Революционные успехи астрономии, обусловленные открытиями Коперника, Кеплера, Тихо Браге, Галилея, Ньютона, привели к возникновению и становлению новых космогонических представлении. И далеко не случайно свифтовские лапутяне "большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел". Но...
Но загадка спутников Марса, вероятно, еще долго будет будоражить умы исследователей. Каким образом мог Джонатан Свифт узнать о них за 150 лет до того, как они были обнаружены?
Недаром, видимо, их первооткрыватель американец Холл дал спутникам имена Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас). Это как нельзя лучше характеризует состояние астронома в тот момент, когда он убедился в верности свифтовских предсказаний...
Из каких неизвестных источников мог Свифт почерпнуть эти необычайные сведения? Ответ на этот вопрос отсутствует по сей день.
Все разговоры о "чудесном озарении", разумеется, неубедительны. Более естественна другая причина - знание. И нельзя исключить, что упоминание о двух спутниках Марса дает ключ к совершенно новой трактовке всего произведения. Ведь если Свифт действительно знал о них - что представляется весьма правдоподобным, - то почему бы не попытаться найти в "Третьем путешествии" и другие сведения того же рода? И тогда рассказ Гулливера о полете на гигантском дискообразном летательном аппарате, очень напоминающем "огненные щиты" древних хроник, неожиданно предстает перед нами уже не как чистая фантастика или просто язвительная сатира, но скорее как документальный отчет очевидца.
Невероятно - но вдруг...
ВАДИМ ВИЛИНБАХОВ, кандидат исторических наук
Ленинград
Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/vilinbahov-iz-starinnyh-legend.htm
Источник