В минувшем году случилось знаковое событие — случился демографический антирекорд: впервые с 1954 года количество жителей Латвии упало ниже отметки в 2 миллиона человек. В Латвии, стране ЕС, осталось столько же жителей, сколько было в 1954 году — после страшной войны, Холокоста и репрессий!
В аналитическом исследовании, проведенном по заказу министерства среды и регионального развития, фигурирует много шокирующих данных. Так, с 2000 года по 2014–й Латвия потеряла 380 тысяч человек, или 16 процентов населения. Поскольку в Риге и ее окрестностях нынче проживает 643 тысячи человек, то фактически получается, что за последние 14 лет страна потеряла более половины столицы.
Всего же с 1990 по 2014 год количество населения в стране
уменьшилось на 25 процентов, и это без войн, эпидемий и стихийных
бедствий. По прогнозам Eurostat, если эмиграция из Латвии продолжится
такими же темпами, то при сохранении нынешней демографической динамики
страна потеряет к 2020 году еще почти 20 процентов жителей. То есть за
30 лет (1990–2020) Латвия лишится почти 45 процентов населения.
ЖИтели Латвии все больше концентрируется вокруг Риги, Рижского района,
Ирландии и Великобритании. Только по официальным данным, в 2013 году 10
процентов всех латвийцев появилось на свет в Англии. Поскольку люди
продолжают паковать чемоданы и покупать билет в один конец, можно
прогнозировать, что еще через 5 лет каждый шестой латвиец будет
рождаться на чужбине. Причем велика вероятность, что родившиеся на
чужбине там и будут дальше жить, даже не мечтая вернуться на родину
предков.
Более половины населения Латвии проживает в одной Риге и Рижском районе (50,8 процента). Латвия быстрыми темпами идет к тому, чтобы стать одним из лидеров в Европе по низкой плотности населения. За последние 13 лет десятки волостей и краев потеряли более 20 процентов своих жителей! Количество жителей неуклонно снижается даже в относительно экономически успешных Риге и Вентспилсе. В стране девять городов республиканского значения или центров развития — это города с населением 25 тысяч и более. Из них два — Екабпилс и Валмиера — уже не в состоянии выполнить минимальное требование по числу жителей — здесь количество населения уже меньше 25 тысяч.
Но этими страшными цифрами демографическое бедствие не ограничивается. В стране, по данным исследования, насчитывается всего 63 процента людей работоспособного возраста. При этом каждый год число работоспособных уменьшается на 1,5 процента! Нетрудно подсчитать, что к 2021–2020 годам работоспособные латвийцы будут составлять в лучшем случае половину населения. Кто же будет содержать пенсионеров и детей? Уже сегодня во многих регионах неработающая часть населения (дети до 15 лет и сениоры после 62 лет) составляют половину и более половины от живущих в конкретном крае или городе. Например, в Резекне — дети и люди пенсионного возраста составляют чуть более 11 тысяч человек, а людей трудоспособного возраста осталось всего около 19 тысяч! С учетом высокого уровня безработицы в этом году, получается, что один работающий содержит двух неработающих, что фактически нереально и получается, что регионы выживают исключительно за счет дотаций от Риги (львиная доля отчислений в фонд выравниваний) и государства.
Умеренно пессимистический прогноз европейского статуправления говорит о том, что к 2030 году в Латвии останется всего 1,635 млн. жителей, и по числу населения страна будет отброшена в начало XX века!
Демографическая катастрофа отражается и на экономическом развитии. Впрочем, при таком вымирании и отъезде населения слово «развитие» применительно к экономике вообще уже неуместно употреблять. При такой низкой плотности населения Латвия с ее долгами и доходами просто не может себе позволить содержать значительную часть территорий. Хорошо еще, что нам доступны европейские фонды, которые дают возможность хоть как–то поддерживать инфраструктуру в провинции.
Региональная реформа, на проведение которой фактически ушло более 10 лет, не дала желаемого эффекта. Значительного укрупнения регионов все равно добиться не удалось, к тому же при такой динамике эмиграции уже нужна следующая реформа — еще более радикальная, когда уже объединяются не волости, а целые края.
На минувшей неделе результаты этого убойного исследования обсуждались в новоиспеченной комиссии cейма по долгосрочному развитию. Государство оказалось перед диллемой: или укрупнять обезлюдившие края, или выделять этой уже по существу глухой провинции еще больше дотаций и тем самым пытаться сохранить почти опустевшие школы. Ведь если в какой–то волости закроется школа, особенно средняя, то оттуда уедут последние работоспособные жители. За последние 14 лет количество школьников уменьшилось вдвое, но количество учителей осталось прежним, и государство стоит на пороге принятия очередных непопулярных решений…
Очевидно, что приоритетом должна стать демография. Если не повысить рождаемость и не создать нормальные условия жизни для молодых семей, то у страны будет только два выхода: или превратиться в пустыню, или завозить «чужаков». Запущенная программа госгарантий на первое жилье для молодых семей пока не вызывает энтузиазма, поскольку едва ли ею сможет воспользоваться очень много семей — у людей даже нет средств на первый минимальный взнос.
Ситуация близка к критической, и совершенно правы те адекватные политики и предприниматели, которые говорят, что Латвии угрожают не русскоязычные, не восточный сосед, а собственная социально–экономическая ситуация, которая вынуждает тех же латышей навсегда покидать свой дом.
Источник
Всего комментариев: 0 | |