15 апреля – в День специалиста по радиоэлектронной борьбе специальные войска РЭБ Вооруженных Сил РФ получили сразу три «подарка» - три новые системы безопасности: «Леер-3», «След-КУ» и «ЛГШ-503».
Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» сообщил Алексей Гулидов, начальник направления Управления начальника войск РЭБ: «Сведения об этих новейших разработках сегодня являются совершенно секретными. Вы - первые, кому было решено рассказать о том, что на снабжение Вооруженных Сил России поступили новые образцы военной техники. «Леер-3» - это беспилотник, оборудованный комплексом подавления радиосигналов, «След-КУ» - это станция комплексно-технического контроля, средство радиоразведки, а «ЛГШ-503» - средство предотвращения утечки информации. Оно используется для безопасного проведения совещаний и других плановых мероприятий».
Алексей Гулидов сообщил также о том, что государственные испытания проходят еще два опытных образца техники, которая в скором времени могут поступить в войска радиоэлектронной борьбы.
«Идут испытания малогабаритного комплекса «Лорандит-М» и ситуационного центра, отвечающего за информационное обеспечение принятия решений», - говорит полковник Гулидов. Более подробная информация о новинках специальных войск РЭБ является государственной тайной. Способность дезориентировать «интеллектуальное оружие» противника считается одним из основных направлений развития современных вооруженных сил. История создания этого рода войск относится к далекому прошлому. Первый раз эффективность подобных мер российская армия испробовала ровно 111 лет назад – 15 апреля 1904 года.
Кондуктор Синица, Георгиевский крест и «Сибирский стрелок»
В ходе Русско-японской войны, 15 апреля 1904 года во время артиллерийского обстрела японской эскадрой внутреннего рейда Порт-Артура и самого города радиостанции российского броненосца «Победа» и берегового поста «Золотая Гора» серьезно затруднили передачу телеграмм вражеских кораблей-корректировщиков. Об эффективности радиопомех свидетельствовал контр-адмирал Ухтомский в своем докладе адмиралу Алексееву: «Неприятелем выпущено более 60 снарядов большого калибра. Попаданий в суда не было».
Кондуктор-радиотелеграфист Синица навсегда вошел в историю войск РЭБ. Он стал первым российским воином, награжденным за использования самого современного по тем временам вида оружия – радиоборьбы. В 1905 году стали появляться первые награжденные за успехи в этой отрасли военного дела: радиотелеграфист миноносца «Сибирский стрелок».
Кондуктор Синица был награжден Георгиевским крестом
за то, что при помощи радиошума «забил донесение миноносца противника об
обнаружении сил русского флота». Доблесть радистов «Победы» и «Золотой
Горы» - новаторов радийной борьбы, так и осталась безымянной.
«Штопор», Берия и Сталинград
В 1942 году во время Сталинградской битвы начала успешно действовать специальная группа подавления радиосигналов немецких штабов. Этим занималась одна из частей радиоразведки Разведывательного управления РККА. Она же организовывала «радиоблокаду» окруженных войск 6-й полевой армии Паулюса. Группа имела несколько мощных радиостанций, которые наводились на радиосети врага с помощью средств 394-го отдельного радиодивизиона разведки.
Для дезинформации штаба 6-й армии была выделена специальная радиостанция с позывными войск Манштейна, пытавшихся деблокировать окруженную группировку. Об успехе этой операции немедленно доложили Наркому внутренних дел Лаврентию Берии, который сразу же написал докладную записку в Государственный комитет обороны: «Известно, что основная масса немецких радиостанций, используемых для управления частями на поле боя, работает на волнах ультракоротковолнового и длинноволнового диапазонов.
Красная Армия в длинноволновом и ультракоротковолновом диапазонах занимает сравнительно малое количество волн и совершенно не занимается забивкой радиостанций противника, действующих на поле боя, несмотря на наличие к этому благоприятных условий. НКВД СССР считает целесообразным организовать в Красной Армии специальную службу по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя».
Вскоре после этого каждый радиодивизион имел от 8 до 10 автомобильных радиостанций типа РАФ-КВ, предназначенных для постановки радиопомех, 18-20 разведприемников типа «Вираж» и «Чайка», четыре радиопеленгатора типа 55 ПК-3А и «Штопор».Период «забвения»
Сразу после окончания Великой Отечественной войны все части радиопомех были расформированы. И это, не смотря на то, что с 1945 по 1955 годы и США и СССР расширяли область применения радиоэлектроники в военном деле.
И только в 1956 году во всех видах ВС были сформированы первые батальоны радиопомех радиосвязи, радиолокации и радионавигации. В 1968-1973 гг. на основе принятой концепции развития РЭБ и опыта учений войск была организована и укреплена служба радиоэлектронной борьбы. Ее наличие позволило проводить единую техническую политику в области аппаратуры для радиоэлектронного подавления (РЭП), развернуть целенаправленную подготовку специалистов, осуществлять единое планирование и управление силами и средствами радиоэлектронного подавления.
Юрий Ласточкин и реформа РЭБ
Ровно год назад полковник Юрий Ласточкин был временно исполняющим обязанности начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации. Теперь он решает комплекс задач, поставленных перед его ведомством на новом уровне, - он больше не «временно исполняющий»: «За последние годы созданы положительные предпосылки к кардинальному обновлению системы вооружения РЭБ. Научно-технический задел, сформированный в рамках ГПВ-2015 и ГПВ-2020, позволил в период 2010-2013 годы успешно завершить государственные испытания 18 новых образцов техники».Однако, специальные войска РЭБ сталкиваются с кадровой проблемой. И если для обучения кадрового состава этих войск созданы все условия, то перед солдатами срочной службы возникают некоторое проблемы – техника, с которой им приходится работать, требует особых знаний. Поднять уровень подготовки личного состава призваны ежегодные международные соревнования.
«Выросло качество подготовки офицеров и личного состава в целом. Ежегодно проводятся различные конкурсы по полевой выучке и состязания на лучшего специалиста РЭБ. В указанных мероприятиях, в рамках международного военного сотрудничества, принимают активное участие военнослужащие воинских частей РЭБ вооруженных сил Республики Беларусь», - говорит Юрий Ласточкин. Существует вопрос подготовки кадров и у производителей перспективных разработок для войск РЭБ.
Радиоэлектронной борьбы. «Радиоэлектронная борьба является составной частью общей системы. Трудности одни и те же. Это элементная база, носители радиоэлектронных комплексов, это и кадровый потенциал. За последние 15-20 лет количество технических кадров очень сильно сократилось.
Сегодня в вузах предпочитают учиться на юриста и экономиста, а нам нужны конструкторы, технологи. Кадровый вопрос не решается мгновенно. Сначала нужно выучить специалиста, а это без малого 5 лет, потом из него сделать ученого, это еще от 3 до 5 лет. Поэтому, чтобы подготовить нужного нам специалиста, необходимо около 10 лет», - говорит генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель гендиректора ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии" Юрий Маевский.
Бурный рост информационных технологий, обусловленный созданием и разитием радиоэлектронных систем и средств управления войсками и оружием, внедрения их во все сферы вооруженной борьбы, создал предпосылки к возникновению принципиально нового вида противоборства - достижения превосходства в управлении, которое в современных условиях начинает оказывать определяющее влияние на достижение целей войны.
И в этой сфере радиоэлектронная борьба имеет
приоритетное значение. Поэтому на современном этапе развития теории
войны основной задачей радиоэлектронной борьбы является завоевание и
удержание превосходства в сфере управления боевыми действиями.
«За прошедший период на мероприятиях оперативной и
боевой подготовки войск РЭБ ВС РФ приняли участие более чем в 110
учениях. Наиболее значимым стало проведение в августе прошлого года
специального учения РЭБ с привлечением разновидовой и разноведомственной
группировки сил и средств РЭБ. Размах учения составлял с запада на
восток более 7000 км, с юга на север – более 3000 км, а в высоту –
достигал 36000 км – то есть до геостационарной орбиты искусственных
спутников Земли (ИС)З», - говорит Юрий Ласточкин, начальник войск
радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сами специалисты по радиоэлектронной борьбе, не скрывая своей гордости, говорят, что на всех учениях, в которых они принимают участие, «все на них жалуются», - и это значит, что «отработали» они хорошо – создаваемые ими помехи условному противнику не оставили ему ни одного шанса на победу.
Автор: Олег Горюнов
Фото: Богдан Руденко/Минобороны России
Источник
Всего комментариев: 0 | |