Трудности духовного роста
Роберто Ассаджиоли (1888-1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал "психосинтез". Своим идеям (навеянным текстами Веданты) он придавал практическое значение, проверяя их на собственном опыте. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, Ассаджиоли около месяца провел в камере-одиночке. Впоследствии он признался, что это был интересный и важный период, который дал ему возможность провести ряд психодуховных упражнений и убедиться в их эффективности. В 1943 году, скрываясь от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках, Ассаджиоли вновь испытал на практике собственную систему.
В своих работах он рассказывает о неизбежных спутниках духовного роста человека - разного рода нервных заболеваниях, сопровождающих этот процесс.
У некоторых людей высокого уровня, но недостаточно сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено.
Отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению. У некоторых, соответствующе предрасположенных людей, внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Например, видениями высших ангелообразных существ, голосами или автоматическим пробуждением к письму. Значение таких сообщений может быть различным.
В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиетета, который может внушать необычность источника информации.
Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию. Истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.
Спады, следующие за духовным пробуждением
Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари.
Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. "Повседневная" личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.
Переживание ухода благодати очень мучительно и в некоторых случаях влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.
Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного.
Спад может быть настолько сильным, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнения и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными сказками. Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но, несмотря на это, красота и чудо пережитого остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом реакция крайне болезненная, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.
Именно такому человеку очень нужно помочь осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Осознание того, что пережитый спуск, или падение, - естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем.
Одна из основных трудностей, возникающих на пути духовного преображения, - это невозможность справляться с мощным потоком духовной силы. Эту драгоценную энергию легко растрачивают в избытке чувтсв и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях, напротив, ее слишком сдерживают, накапливают, недостаточно реализуют в деятельности, так что в итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание.
Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий: не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Темная ночь души
Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом, или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния, выраженное чувство собственной недостойности, острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят, угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души".
Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины.
Вслед за этим "мистическим распятием", или "мистической смертью", наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждение за все пережитое.
Источник
В своих работах он рассказывает о неизбежных спутниках духовного роста человека - разного рода нервных заболеваниях, сопровождающих этот процесс.
У некоторых людей высокого уровня, но недостаточно сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено.
Отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению. У некоторых, соответствующе предрасположенных людей, внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Например, видениями высших ангелообразных существ, голосами или автоматическим пробуждением к письму. Значение таких сообщений может быть различным.
В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиетета, который может внушать необычность источника информации.
Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию. Истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.
Спады, следующие за духовным пробуждением
Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари.
Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. "Повседневная" личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.
Переживание ухода благодати очень мучительно и в некоторых случаях влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.
Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного.
Спад может быть настолько сильным, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнения и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными сказками. Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но, несмотря на это, красота и чудо пережитого остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом реакция крайне болезненная, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.
Именно такому человеку очень нужно помочь осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Осознание того, что пережитый спуск, или падение, - естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем.
Одна из основных трудностей, возникающих на пути духовного преображения, - это невозможность справляться с мощным потоком духовной силы. Эту драгоценную энергию легко растрачивают в избытке чувтсв и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях, напротив, ее слишком сдерживают, накапливают, недостаточно реализуют в деятельности, так что в итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание.
Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий: не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Темная ночь души
Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом, или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния, выраженное чувство собственной недостойности, острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят, угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души".
Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины.
Вслед за этим "мистическим распятием", или "мистической смертью", наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждение за все пережитое.
Источник
Всего комментариев: 0 | |