САМ СЕБЕ ПАЛАЧ
Вы замечали, сколько молодых, активных и, на первый взгляд, абсолютно здоровых людей уходят из жизни? Внезапные инфаркты, экзотические заболевания, несчастные случаи, алкоголь, наркотики… Но истинная, глубинная причина преждевременных смертей зачастую одна – аутоагрессия, иными словами – саморазрушение.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ…
Еще Фрейд писал о тяге к смерти, которая подсознательно присуща всему живому. Влечение к гибели борется с нормальным инстинктом самосохранения, но иногда адаптационная энергия заканчивается, психологическая защита разрушается, и человек сам начинает призывать свою смерть. Нет, сознательно он умирать не собирается: лечится, ищет помощи, буквально кричит о своем психологическом неблагополучии, но даже близкие не всегда замечают его проблем – слишком молодым, здоровым и успешным кажется гибнущий.
Аутоагрессия может проявляться в злокачественном пьянстве, когда человек совершает дикие поступки, которые ни при каких условиях не позволил бы себе в нормальном состоянии. Типичный пример – Сергей Есенин. Добрый, мягкий, по-детски открытый. Но стоило ему напиться – и он становился жестоким, циничным, агрессивным. Разбил голову пивной кружкой пролетарскому поэту Ивану Приблудному: «Ничего, одной собакой меньше станет!», выбил окна в вагоне своего друга, разбил стекло, чуть не перерезав вены на руке, пытался выброситься в окно. И при этом боялся заболеть, хотел прожить «еще хотя бы десять лет», ложился в больницы – и убегал из них, чтобы снова пить. Поэт ушел из жизни совсем молодым, в Ленинграде, куда уехал, опять же, в надежде на спасение, пытаясь изменить свою жизнь, раскаиваясь.
Похожую картину – злокачественное пьянство, травмы, агрессивное поведение – мы могли наблюдать в последние годы жизни актера Галкина. Он много работал, был востребован и любим – но что-то изменилось в его душевном состоянии, сломалось, разрушилась психологическая защита. В разговоре с другом Галкин как-то обмолвился: «Руки на себя наложить, что ли»… Актер перенес тяжелую травму ноги, потом – неудачную операцию, но продолжал работать – работать нехорошо, на износ…
Такой же работой на износ убивал себя один из самых сильных людей мира – Владимир Турчинский. Он не пил и наркотиками не баловался, занимался спортом, перед самой смертью сделал себе плазмофорез – очищение крови – и в те же сутки умер. Ритм жизни известного спортсмена и шоумена без преувеличения можно назвать смертельным. Он снимался, выступал, по три раза в неделю совершал перелеты – и прекрасно понимал, что такой режим не слишком полезен для 46-летнего мужчины. В последние дни его стало беспокоить сердце. Но Турчинский продолжал тренироваться, занимался на тренажерах, поднимал тяжести. «Я не очень хорошо себя чувствую», - его последняя фраза в интервью для телевидения. Человек не хотел болеть и умирать – сознательно не хотел. И убил себя, не прибегая к алкоголю и наркотикам.
Не хотел умирать и любимец Америки Элвис Пресли. Когда его психическая энергия закончилась, он заболел и бросился к врачам за спасением. Только вот прописанные докторами таблетки и снадобья стал принимать в немыслимых количествах, от чего в итоге и скончался. Он прекрасно осознавал последствия своих действий – но все его поступки четко вписываются в картину суицидального поведения.
Шоумен Роман Трахтенберг казался веселым и энергичным, излучал позитив и здоровье, а в последний год жизни еще и похудел на 20 килограммов под контролем диетолога! Что называется, взялся за себя. Только при этом продолжал пить. А в беседе со своим коллегой по работе сказал, вроде бы, ничего не значащую фразу: «Я пришел работать на это радио, чтобы умереть здесь!». И умер – прямо в эфире.
В подобном состоянии человек склонен попадать в несчастные случаи и получать травмы, он изредка проговаривается, упоминает о смерти – в стихах ли, в дружеской беседе. Может показаться, будто он зачарован смертью. Но в остальном – с ним будто бы все нормально, так что никто не торопится его спасать...
КОРОЛЬ НАВСЕГДА
Самым необычным аутоагрессивным поведением отличился, на мой взгляд, король Франции Людовик 16. Произошла революция, и его с женой Марией Антуанеттой и малолетними детьми заточили в тюрьму. Все шло к ужасной смерти на плахе. И тут один смелый офицер, преданный своему сюзерену, организовал королевской семье побег. Появился шанс на спасение, нужно было выехать за пределы страны – и все были бы живы и здоровы. И вот на огромной карете, нагруженной вещами доверху, они выбрались из Парижа. Вещей было так много, что карета двигалась со скоростью 3 километра в час. Они взяли с собой даже ночной горшок с золотой крышкой! А на дверцах кареты красовались огромные королевские гербы. Удивительно, как такому «неприметному» экипажу удалось добраться до самой границы, где революционные крестьяне схватили лошадей под уздцы и арестовали беглецов. Их сразу опознали, потому что они не удосужились даже переодеться. В итоге и король, и королева погибли на гильотине. А ведь были умнейшими и образованнейшими людьми своего времени.
ГЕРОИЗМ КАК ЛЕКАРСТВО
Исследования, проведенные службой охраны труда на заводах, где производили военную технику, вскрыли поразительную закономерность: жертвами аварий и несчастных случаев оказывались одни и те же люди! Они будто специально искали возможности погибнуть или покалечиться. Специалисты в таких ситуациях говорят о «синдроме повышенного травматизма». Так, психолог Станислав Пек описывает случай с мальчиком, который за год перенес массу переломов и травм – потому что сам бессознательно стремился к ним.
В «микродозах» аутоагрессивное поведение присуще абсолютно всем: мы «случайно» режем палец ножом, падаем на ровном месте, попадаем в аварии. И даже если удается отделаться легким испугом или парой царапин, имейте в виду: за подобными происшествиями всегда стоит нарушение психологической защиты. А причины этих нарушений кроются подсознании. Когда ребенок доктора Фрейда травмировался, он всегда шутливо спрашивал: «Зачем ты причинил себе это?». Чувство вины, обиды или чужое негативное влияние непременно стоят даже за самой пустяковой травмой.
Текст ценен моралью и советом, считали древние греки. Не только описание страдания полезно, но и рецепт эликсира – уверял Парацельс. В чем же спасение от аутоагрессии? Естественно, каждый случай уникален и требует работы со специалистом. Но если говорить об «универсальных» методах борьбы с саморазрушением, это, как ни странно, сознательный выбор такого поведения. Давно замечено, что во время войн и катастроф некоторые люди вели себя с отчаянным героизмом. Проявляли жесткую самодисциплину. Вдохновляли товарищей. Вели за собой народ в самые опасные походы и смелые атаки. Брали ответственность за чужие жизни. И это были люди именно с программой саморазрушения. Оказавшись на Первой мировой, пьяница и дебошир Ярослав Гашек стал дисциплинированным и четко мыслящим человеком. Он много раз спасал жизни товарищей, проявлял героизм, честность, ответственность. Занял довольно высокое положение. И не погиб, заметьте. Умер он уже потом, в мирное время, почти дописав свой гениальный роман, став обеспеченным и уважаемым членом общества – от банального пива…
Стрессовые ситуации целительны для людей с программой саморазрушения: они активизируют психологическую защиту, помогают выжить. Так что поговорка, «клин клином выбивают» в данном случае очень актуальна. Ответственность, забота о других и борьба с внешним врагом отлично помогают победить врага внутреннего – депрессию и нежелание жить. Рецепт, конечно, опасный. Но жизнь, как вы заметили, вообще опасная штука…
Анна КИРЬЯНОВА,
Источник
Всего комментариев: 0 | |