Почему эволюция невозможна без морали
Мораль — это не карательный инструмент, сдерживающий животные инстинкты, а эволюционный механизм, который способствует выживанию вида и устойчивому развитию личности. АНТОН МАНУКОВСКИЙ рассказывает об основных идеях из книги Франса де Вааля «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов».
Несколько мыслей после прочтения книги Франса де Вааля «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов».
Предмет споров не столько истина как таковая, сколько то, что с этой истиной делать. По сути, эта фраза в общем и целом определяет основную идею книги. Определяет, но не исчерпывающе описывает. Поскольку автор разносторонне эрудирован и научно подкован.
Непростая тема возникновения морали проходит красной нитью через многочисленные этологические эксперименты и эстетически-исследовательское погружение в творчество Иеронима Босха. Причем возникновение это раскрывается и обосновывается не через привычный и наиболее распространенный подход «сверху — вниз», главный посыл которого состоит в том, что человек не знает, как нужно себя вести, и кто-то (читай бог, религия, общество и т.д.) непременно должен ему об этом сказать. А как некоторый эволюционный процесс «снизу — вверх», из неизбывного животного прошлого, через обще-стадное выживание к повседневному социальному взаимодействию. В этом смысле немного меняется сама идея морали, которая в данном случае превращается из сдерживающего животные инстинкты карательного инструмента в необходимый эволюционный механизм, своего рода инстинкт, в полной мере способствующий выживанию и устойчивому развитию.
Вот лишь несколько цитат, которые, как я надеюсь, не помешают, а скорее наоборот, заинтересуют в прочтении.
«Социальная иерархия — гигантская система запретов и тормозов; именно она, вне всякого сомнения, положила путь к человеческой морали, которая представляет собой такую же систему. Ключевой момент здесь — контроль поведенческих импульсов».
«В итоге можно сказать, что социальный кодекс, по которому живут приматы и дети, поддерживается двумя факторами: внутренним и внешним. Первый — это эмпатия и желание со всеми поддерживать хорошие отношения, что заставляет избегать ненужных ссор. Второй — угроза физических последствий, таких как наказание со стороны вышестоящих. Со временем эти два фактора создают внутренний набор правил и ограничений, который я называю межличностной моралью».
«Нормативная этика несет на себе явную печать предыдущей эпохи. Вся концепция морального „закона“ предполагает принцип, который внедряется или по крайней мере может быть внедрен силой, причем остается только гадать, кто или что становится такой силой. В прошлом ответ был очевиден, но как применить эту концепцию, не привлекая идеи Бога?»
Через интересные эксперименты и красочные примеры наблюдения за поведением приматов автор раскрывает с одной стороны простую, но в то же время глубокую идею. При наличии развитого социального взаимодействия животные, даже в отсутствие развитой у человека способности к прогнозированию событий и экстраполированию поведения, приходят к необходимости наличия правил совместного проживания, которые не только способствуют организации некоторого всех устраивающего порядка, но и напрямую связаны с выживанием.
При этом эти правила, в отсутствии формального языка и письменности, не только ни исчезают, но и по сути кардинально не меняются, оставаясь в некоторой устойчивой точке эволюционного равновесия. Если убрать некоторую высокопарность, которой наделяет мораль религиозная склонность человека к размыванию граней между реальностью и воображением, то останутся только те самые простые (или чуть более сложные в силу особенностей организации человеческого мозга) правила социального взаимодействия, направленные на эволюционное выживание нашего вида. И здесь не могу удержаться от очередной, на этот раз последней, цитаты из книги — «Человек, которому мешает бесчинствовать только вера, поневоле внушает опасения».
Еще одна интересная идея, которая упоминается в книге, касается происхождения чувства стыда. И не случайно именно это переживание устойчиво связывается с нарушением моральных законов в человеческом обществе. В большинстве описаний переживания стыда имеется момент, связанный с желанием стать невидимым, исчезнуть, потому как в данный момент человек, такой, какой он есть, не имеет права существовать. Чисто физически мы в этот момент как бы становимся меньше, съеживаемся и опускаем глаза.
С учетом антропологических изысканий Дэниэла Фесслера, который занимается изучением чувства стыда в различных человеческих культурах, съеживание или желание исчезнуть напрямую отражает позу подчиненного животного перед лицом разгневанного доминантного. Что это, если не глубинный архаически-иерархический образец поведения, характерный для особи не только нарушившей некоторые правила, но и замеченной в этом другой особью, обладающей более высоким рангом. При всем при этом, в человеческой ситуации стыда всегда присутствует некто, кто стыдит, даже если физически эта фигура в ситуации не присутствует. Возможно, тем самым, благодаря воображению и способности человеческого мозга к достраиванию и додумыванию обеспечивается полное воспроизведение ситуации нарушения правил социального взаимодействия.
Книга подкупает также и тем, что точка зрения автора не подается как единственно верная. А как возможный вариант происхождения морали, который имеет некоторое количество доказательств. В дополнение к этому приводятся и подробно разбираются и другие, имеющиеся на данный момент подходы. Все это сочетается с большим количеством цитат и отсылок к другим работам и обширной библиографией. В общем, чтение в высшей степени увлекательное.
Источник