Осознанные сновидения: уникальная методика малайских аборигенов
Наша Вселенная полна загадок, которые не вписываются в устоявшуюся систему знаний. Рубрика «Великой Эпохи» «За гранью науки» представляет статьи о необычных феноменах, которые подогревают наше воображение и свидетельствуют о невиданных ранее возможностях.
Группа исследователей и писателей в 30-50-е годы XX века обнаружила обособленный народ сенои в горной местности Малайзии. Сенои имеют особую систему работы со снами, которая считается ключом для поддержания мира и спокойствия в обществе.
Из-за противоречивых сообщений различных исследователей оставался открытым вопрос, в чём именно состоит суть этой системы, и действительно ли общество сенои было мирным на протяжении всей истории. Однако учёные сходились во мнении, что сенои преодолевают во снах многие свои реальные проблемы, они эмоционально зрелые и сдержанные люди, обладают большим самообладанием и не склонны к конфликтам.
В 1934 г. Кайлтон Стюарт (1902-1965 гг.) впервые встретилась с сенои. Согласно Дж. Вильяму Домхоффу, автору многих книг на эту тему, она прожила в их общине два месяца, В 70-е годы психолог Патриция Гарфилд также изучала быт сенои, она, как и Стюарт, сообщила об уникальном отношении сенои к снам. Кроме того, она обнаружила, что в их обществе не существует психических заболеваний и насилия, хотя в то время это посчитали смелым заявлением.
Она писала: «У народа сенои не существует неврозов и психозов… Западным терапевтам в это трудно поверить, однако исследовали, которые провели долгое время среди сенои, подтверждают это. Сенои отличаются удивительной эмоциональной стабильностью».
Согласно Стюарт и Гарфилд, каждое утро сенои разговаривают со своими детьми о том, что им приснилось. Они учат детей заводить друзей во снах и даже пытаться подружиться с враждебными силами. Если это не получается, то друзья во сне помогают их победить. Методика сенои также уделяет внимание полётам во сне и осознанным сновидениям. Осознанное сновидение — это когда человек понимает, что он находится во сне.
Ещё во сне принято дарить и получать благоприятные символы: картины, фигурки из дерева или песни.
В 1985 г. Домхофф описал в своей книге «Мистика сна» исследования трёх антропологов, которые опровергли некоторые высказывания Стюарт и Гарфилд и предложили своё интересное объяснение снов в культуре сенои. Этими антропологами были Роберт Дентан, окончивший Йельский университет, Джеффри Бенджамин, обучавшийся в Кембридже и преподающий сейчас в Национальном сингапурском университете, и Клейтон Робарчек, окончивший Калифорнийский университете и преподающий в Университете г. Чико штата Калифорния.
Они говорят, что на самом деле сенои не разговаривают с детьми о снах по утрам. Они также не делают подарки во снах, как это поняли Стюарт и Гарфилд. Однако сенои серьёзно относятся к друзьям и противникам, увиденным во снах. Они стараются подружиться с врагами. Враг может выразить желание стать другом, «назвав своё имя и подарив песню», пишет Домхофф в книге «Теория сенои о снах: миф, научный подход и работа со снами».
Если человеку приснилось, что у него был конфликт с кем-то из членов общины, он должен помириться с ним наяву. Он должен подойти к этому человеку, рассказать, что произошло и предложить компенсацию, если он нанёс оскорбление во сне.
Сенои считают, что в теле не только одна душа. Главная душа находится внутри лба, вторая душа пребывает в зрачке и может покинуть тело во время сна и транса. Во снах действует именно эта душа.
Люди, работающие со снами, опираются на принципы, озвученные Стюарт и Гарфилд. Домхофф считает, что эти принципы неправильно интерпретируют верования сенои, но отмечает некоторую практическую пользу. Он пишет: «Когда люди рассказывают друг другу о своих снах, это может принести пользу, точно так же, как открытый обмен любыми личными переживаниями». В 90-е годы некоторые терапевты разработали методику для пациентов, страдающих от повторяющихся кошмаров. Они должны были представить новую, счастливую концовку в своих снах и усилить её, постоянно представляя наяву, описав её или даже нарисовав.
В наши дни сенои отрицают существование у них методики работы со снами, изложенной Стюарт и Гарфилд. Все антропологи сходятся во мнении, что сенои очень осторожны и не склонны делиться своими секретами с иностранцами. Некоторые считают, что Стюарт и Гарфилд правильно описали их систему снов, но из-за конфликта в регионе сенои стали более скрытными и обособленными.
В конце приведём цитату американского психиатра и исследователя снов Дж. Аллана Хобсона из Гарвардской медицинской школы. В работе «Спящий мозг» он пишет: «Область исследования снов окружена спорами даже после 30 лет усиленных научных изысканий. Психологи и психиатры обвиняют друг в друга либо в слишком упрощённом подходе, либо в дуалистических и мистических взглядах».
Источник
Группа исследователей и писателей в 30-50-е годы XX века обнаружила обособленный народ сенои в горной местности Малайзии. Сенои имеют особую систему работы со снами, которая считается ключом для поддержания мира и спокойствия в обществе.
Из-за противоречивых сообщений различных исследователей оставался открытым вопрос, в чём именно состоит суть этой системы, и действительно ли общество сенои было мирным на протяжении всей истории. Однако учёные сходились во мнении, что сенои преодолевают во снах многие свои реальные проблемы, они эмоционально зрелые и сдержанные люди, обладают большим самообладанием и не склонны к конфликтам.
В 1934 г. Кайлтон Стюарт (1902-1965 гг.) впервые встретилась с сенои. Согласно Дж. Вильяму Домхоффу, автору многих книг на эту тему, она прожила в их общине два месяца, В 70-е годы психолог Патриция Гарфилд также изучала быт сенои, она, как и Стюарт, сообщила об уникальном отношении сенои к снам. Кроме того, она обнаружила, что в их обществе не существует психических заболеваний и насилия, хотя в то время это посчитали смелым заявлением.
Она писала: «У народа сенои не существует неврозов и психозов… Западным терапевтам в это трудно поверить, однако исследовали, которые провели долгое время среди сенои, подтверждают это. Сенои отличаются удивительной эмоциональной стабильностью».
Согласно Стюарт и Гарфилд, каждое утро сенои разговаривают со своими детьми о том, что им приснилось. Они учат детей заводить друзей во снах и даже пытаться подружиться с враждебными силами. Если это не получается, то друзья во сне помогают их победить. Методика сенои также уделяет внимание полётам во сне и осознанным сновидениям. Осознанное сновидение — это когда человек понимает, что он находится во сне.
Ещё во сне принято дарить и получать благоприятные символы: картины, фигурки из дерева или песни.
В 1985 г. Домхофф описал в своей книге «Мистика сна» исследования трёх антропологов, которые опровергли некоторые высказывания Стюарт и Гарфилд и предложили своё интересное объяснение снов в культуре сенои. Этими антропологами были Роберт Дентан, окончивший Йельский университет, Джеффри Бенджамин, обучавшийся в Кембридже и преподающий сейчас в Национальном сингапурском университете, и Клейтон Робарчек, окончивший Калифорнийский университете и преподающий в Университете г. Чико штата Калифорния.
Они говорят, что на самом деле сенои не разговаривают с детьми о снах по утрам. Они также не делают подарки во снах, как это поняли Стюарт и Гарфилд. Однако сенои серьёзно относятся к друзьям и противникам, увиденным во снах. Они стараются подружиться с врагами. Враг может выразить желание стать другом, «назвав своё имя и подарив песню», пишет Домхофф в книге «Теория сенои о снах: миф, научный подход и работа со снами».
Если человеку приснилось, что у него был конфликт с кем-то из членов общины, он должен помириться с ним наяву. Он должен подойти к этому человеку, рассказать, что произошло и предложить компенсацию, если он нанёс оскорбление во сне.
Сенои считают, что в теле не только одна душа. Главная душа находится внутри лба, вторая душа пребывает в зрачке и может покинуть тело во время сна и транса. Во снах действует именно эта душа.
Люди, работающие со снами, опираются на принципы, озвученные Стюарт и Гарфилд. Домхофф считает, что эти принципы неправильно интерпретируют верования сенои, но отмечает некоторую практическую пользу. Он пишет: «Когда люди рассказывают друг другу о своих снах, это может принести пользу, точно так же, как открытый обмен любыми личными переживаниями». В 90-е годы некоторые терапевты разработали методику для пациентов, страдающих от повторяющихся кошмаров. Они должны были представить новую, счастливую концовку в своих снах и усилить её, постоянно представляя наяву, описав её или даже нарисовав.
В наши дни сенои отрицают существование у них методики работы со снами, изложенной Стюарт и Гарфилд. Все антропологи сходятся во мнении, что сенои очень осторожны и не склонны делиться своими секретами с иностранцами. Некоторые считают, что Стюарт и Гарфилд правильно описали их систему снов, но из-за конфликта в регионе сенои стали более скрытными и обособленными.
В конце приведём цитату американского психиатра и исследователя снов Дж. Аллана Хобсона из Гарвардской медицинской школы. В работе «Спящий мозг» он пишет: «Область исследования снов окружена спорами даже после 30 лет усиленных научных изысканий. Психологи и психиатры обвиняют друг в друга либо в слишком упрощённом подходе, либо в дуалистических и мистических взглядах».
Источник
Всего комментариев: 0 | |