О важности практики сорадования для духовного развития
Сорадование: что это такое
Слово «сорадование» включает в себя две основные части, определяющие его смысл, — приставку «со» (соединение) и корень «рад» (радость), что означает совместную радость, или возможность радоваться успехам других, как своим собственным.
Цель всех деяний — радость, но, даже владея богатством, её нелегко обрести. А потому черпай радость в достоинствах, обретённых другими. Шантидева, «Бодхичарья-аватара».
Сорадование в буддизме
Для достижения высоких состояний успокоения ума Будда рекомендовал развивать в себе четыре безмерных состояния, или брахма-вихары, — «превосходные, возвышенные, богоподобные» состояния ума.
Четыре брахма-вихары:
любящая доброта (метта);
сострадание (каруна);
сорадование (мудита);
невозмутимость (упеккха).
Брахма-вихары подобны качествам Брахмы — создателя Вселенной, поэтому их и называют «божественными». Практик, который культивирует в себе четыре безмерных состояния, становится свободным от гнева, зависти и ненависти и обретает прочную основу для дальнейшего духовного развития.
Монахи у ступы Будды
Третья брахма-вихара — «мудита» — переводится с языка пали и санскрита как «сорадование», или «безмерная радость». Не просто так сорадование является третьей брахма-вихарой: человеку для начала желательно зародить в себе безусловную любовь ко всем живым существам (метту), далее — сострадание (каруну) и, поднявшись на более высокий уровень духовного развития, появляется возможность сорадования (мудита) успехам других.
C позиции чакральной системы каждая брахма-вихара соотносится с определённой чакрой:
Безусловная любовь — Анахата (область сердца).
Способность деятельного сострадания — Вишудха (горловой центр).
Сорадование — Аджна (межбровье).
Невозмутимость — Сахасрара (область макушки).
Действительно, проще, видя страдания вокруг, сочувствовать тем, кто попал в беду и стремиться помочь несчастным, но сложнее, видя чей-то успех, — разделить с ним эту радость.
Сорадование — это качество, присущее сильному духом, эмоционально зрелому человеку.
Восприятие человека зависит от степени отделённости от других: чем сильнее развито эго, тем больше мы желаем блага для себя и ближайшего круга лиц, счастье которых, по сути, равно нашему счастью. Стоит расширить свое восприятие, как возникает способность осознать неразрывную связь со всеми живыми существами. В буддизме считается, что в череде огромного числа перерождений каждое живое существо было нам когда-то матерью.
Для своей матери мы хотим счастья? А если к каждому живому существу относиться как к родному человеку? Насколько расширится наше восприятие?
Счастливые люди более доброжелательны и открыты этому миру. Они излучают счастье и жизнерадостность. Человек, который пребывает в горе, подавлен, мрачен и редко проявляет дружелюбие.
Радость
Общение с радостными людьми заряжает оптимизмом, а общение с людьми, пребывающими в страдании, может отразиться пагубно.
Поэтому, желая счастья другим, мы желаем счастья себе. Радуясь успехам другого, мы радуемся своим собственным успехам и достижениям в прошлом либо в будущем. Закон кармы неизменен, и чем быстрее человек осознает связь со всеми живыми существами, тем скорее сможет освободиться от омрачений, ограничивающих его духовное развитие.
Сорадование — это состояние ума, при котором человек наполняется чувством счастья, когда видит присутствие счастья в жизни других.
Сорадование в буддизме — инструмент на пути преодоления страданий. Счастье — это противоположность страдания. Все живые существа стремятся к счастью и хотят избежать страдания.
Будда Шакьямуни даровал учение о четырех благородных истинах:
существует страдание;
есть причины страдания;
возможно прекращение страдания;
есть путь, ведущий к прекращению страдания.
Тот, кто обладает радостью, не подавлен горем, способен максимально эффективно двигаться по пути прекращения страданий.
Сорадование: лекарство от ревности и зависти
Прямая противоположность сорадованию — зависть и ревность. Напомним, зависть — это чувство досады, которое вызвано благополучием других. Ревность — негативно окрашенное чувство, основанное на привязанности.
Девушка ревнует и завидует
Ревность и зависть — это проявления эго, которые ограничивают восприятие реальности одним этим телом и умом, лишая человека возможности духовного развития.
Сорадование успехам других позволяет победить таких врагов на пути к счастью, как зависть и ревность!
Успех в жизни кого-то не бывает случаен либо не заслужен. Даже если мы считаем, что другой не заслуживает счастья, не стоит забывать о законе кармы: у всего есть причины. Если началась «белая» полоса, то это говорит лишь о том, что в прошлом человек накопил благие заслуги, чтобы эта удача реализовалась.
Восхваляя от всего сердца тех, кто успешнее нас, и искренне радуясь их благополучию, мы постепенно приобретаем благие качества людей, на которых концентрируемся.
Практика сорадования способствует накоплению заслуг, что приводит к увеличению благих качеств человека, его мудрости и возможности к духовному росту. Зависть и ревность приводят к противоположному результату. Эти деструктивные состояния не только наносят вред окружающим, но поражают и самого человека, делая его несчастным.
Концентрируясь на ощущении нехватки материальных благ или внимания к себе, человек будто помещает себя в тесную коробку, отгораживаясь от внешней реальности. А внешняя реальность способна реагировать на наше внутреннее состояние. На чём концентрируемся, то и притягиваем в свою жизнь.
Воспринимая внешний мир с позиции изобилия, с доверием и благодарностью, мы позволяем проявиться тому пространству вариантов, где есть всё необходимое для нашего духовного развития.
Способность радоваться счастью других приводит к переживанию собственного счастья на уровне тела и ума.
В Арья Акшаямати-нирдеша сутре приводятся результаты, которых можно достичь благодаря развитию сорадования, — это рождение:
счастливым на уровне тела;
с твёрдой верой в истину;
с высшей радостью на уровне ума.
В следующей жизни обретается рождение в здоровом крепком теле, ум будет излучать радость и спокойствие, что вместе с глубокой верой в истинность учения — не позволит сбиться с пути.
Медитация сорадования
Сорадование — проявление благородства ума и открытости сердца, связанного с зарождением искреннего намерения (бодхичитты), чтобы живые существа во всех мирах были счастливы и имели причины для счастья!
Для развития сорадования благоприятно практиковать медитацию:
Найдите тихое, спокойное место, где сможете посвятить некоторое время практике.
Примите любое удобное положение со скрещенными ногами и прямой спиной.
Установите концентрацию на потоке радости (сорадования) и направьте его сначала на самого себя, далее на отца, мать, свою семью, друзей, на незнакомых людей, врагов и так далее. Пока это чувство не распространится на всех живых существ.
Подумайте о тех, кто в чём-то превосходит вас, и искренне порадуйтесь их успехам и положительным качествам.
Можно повторять вслух или про себя простую фразу наподобие этой: “Пусть все существа обретут счастье и причины для счастья!”
Список литературы:
dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/sublime.htm
studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/abhidharma-i-filosofskie-shkoly/sravnenie-buddiyskih-traditsiy/chetyre-bezmernyh-v-hinayane-mahayane-i-bone
dharmasite.ru/library1/72/
dzogchenlineage.ru/blog/chetyre-stupeni-soradovaniya
источник
Источник
Слово «сорадование» включает в себя две основные части, определяющие его смысл, — приставку «со» (соединение) и корень «рад» (радость), что означает совместную радость, или возможность радоваться успехам других, как своим собственным.
Цель всех деяний — радость, но, даже владея богатством, её нелегко обрести. А потому черпай радость в достоинствах, обретённых другими. Шантидева, «Бодхичарья-аватара».
Сорадование в буддизме
Для достижения высоких состояний успокоения ума Будда рекомендовал развивать в себе четыре безмерных состояния, или брахма-вихары, — «превосходные, возвышенные, богоподобные» состояния ума.
Четыре брахма-вихары:
любящая доброта (метта);
сострадание (каруна);
сорадование (мудита);
невозмутимость (упеккха).
Брахма-вихары подобны качествам Брахмы — создателя Вселенной, поэтому их и называют «божественными». Практик, который культивирует в себе четыре безмерных состояния, становится свободным от гнева, зависти и ненависти и обретает прочную основу для дальнейшего духовного развития.
Монахи у ступы Будды
Третья брахма-вихара — «мудита» — переводится с языка пали и санскрита как «сорадование», или «безмерная радость». Не просто так сорадование является третьей брахма-вихарой: человеку для начала желательно зародить в себе безусловную любовь ко всем живым существам (метту), далее — сострадание (каруну) и, поднявшись на более высокий уровень духовного развития, появляется возможность сорадования (мудита) успехам других.
C позиции чакральной системы каждая брахма-вихара соотносится с определённой чакрой:
Безусловная любовь — Анахата (область сердца).
Способность деятельного сострадания — Вишудха (горловой центр).
Сорадование — Аджна (межбровье).
Невозмутимость — Сахасрара (область макушки).
Действительно, проще, видя страдания вокруг, сочувствовать тем, кто попал в беду и стремиться помочь несчастным, но сложнее, видя чей-то успех, — разделить с ним эту радость.
Сорадование — это качество, присущее сильному духом, эмоционально зрелому человеку.
Восприятие человека зависит от степени отделённости от других: чем сильнее развито эго, тем больше мы желаем блага для себя и ближайшего круга лиц, счастье которых, по сути, равно нашему счастью. Стоит расширить свое восприятие, как возникает способность осознать неразрывную связь со всеми живыми существами. В буддизме считается, что в череде огромного числа перерождений каждое живое существо было нам когда-то матерью.
Для своей матери мы хотим счастья? А если к каждому живому существу относиться как к родному человеку? Насколько расширится наше восприятие?
Счастливые люди более доброжелательны и открыты этому миру. Они излучают счастье и жизнерадостность. Человек, который пребывает в горе, подавлен, мрачен и редко проявляет дружелюбие.
Радость
Общение с радостными людьми заряжает оптимизмом, а общение с людьми, пребывающими в страдании, может отразиться пагубно.
Поэтому, желая счастья другим, мы желаем счастья себе. Радуясь успехам другого, мы радуемся своим собственным успехам и достижениям в прошлом либо в будущем. Закон кармы неизменен, и чем быстрее человек осознает связь со всеми живыми существами, тем скорее сможет освободиться от омрачений, ограничивающих его духовное развитие.
Сорадование — это состояние ума, при котором человек наполняется чувством счастья, когда видит присутствие счастья в жизни других.
Сорадование в буддизме — инструмент на пути преодоления страданий. Счастье — это противоположность страдания. Все живые существа стремятся к счастью и хотят избежать страдания.
Будда Шакьямуни даровал учение о четырех благородных истинах:
существует страдание;
есть причины страдания;
возможно прекращение страдания;
есть путь, ведущий к прекращению страдания.
Тот, кто обладает радостью, не подавлен горем, способен максимально эффективно двигаться по пути прекращения страданий.
Сорадование: лекарство от ревности и зависти
Прямая противоположность сорадованию — зависть и ревность. Напомним, зависть — это чувство досады, которое вызвано благополучием других. Ревность — негативно окрашенное чувство, основанное на привязанности.
Девушка ревнует и завидует
Ревность и зависть — это проявления эго, которые ограничивают восприятие реальности одним этим телом и умом, лишая человека возможности духовного развития.
Сорадование успехам других позволяет победить таких врагов на пути к счастью, как зависть и ревность!
Успех в жизни кого-то не бывает случаен либо не заслужен. Даже если мы считаем, что другой не заслуживает счастья, не стоит забывать о законе кармы: у всего есть причины. Если началась «белая» полоса, то это говорит лишь о том, что в прошлом человек накопил благие заслуги, чтобы эта удача реализовалась.
Восхваляя от всего сердца тех, кто успешнее нас, и искренне радуясь их благополучию, мы постепенно приобретаем благие качества людей, на которых концентрируемся.
Практика сорадования способствует накоплению заслуг, что приводит к увеличению благих качеств человека, его мудрости и возможности к духовному росту. Зависть и ревность приводят к противоположному результату. Эти деструктивные состояния не только наносят вред окружающим, но поражают и самого человека, делая его несчастным.
Концентрируясь на ощущении нехватки материальных благ или внимания к себе, человек будто помещает себя в тесную коробку, отгораживаясь от внешней реальности. А внешняя реальность способна реагировать на наше внутреннее состояние. На чём концентрируемся, то и притягиваем в свою жизнь.
Воспринимая внешний мир с позиции изобилия, с доверием и благодарностью, мы позволяем проявиться тому пространству вариантов, где есть всё необходимое для нашего духовного развития.
Способность радоваться счастью других приводит к переживанию собственного счастья на уровне тела и ума.
В Арья Акшаямати-нирдеша сутре приводятся результаты, которых можно достичь благодаря развитию сорадования, — это рождение:
счастливым на уровне тела;
с твёрдой верой в истину;
с высшей радостью на уровне ума.
В следующей жизни обретается рождение в здоровом крепком теле, ум будет излучать радость и спокойствие, что вместе с глубокой верой в истинность учения — не позволит сбиться с пути.
Медитация сорадования
Сорадование — проявление благородства ума и открытости сердца, связанного с зарождением искреннего намерения (бодхичитты), чтобы живые существа во всех мирах были счастливы и имели причины для счастья!
Для развития сорадования благоприятно практиковать медитацию:
Найдите тихое, спокойное место, где сможете посвятить некоторое время практике.
Примите любое удобное положение со скрещенными ногами и прямой спиной.
Установите концентрацию на потоке радости (сорадования) и направьте его сначала на самого себя, далее на отца, мать, свою семью, друзей, на незнакомых людей, врагов и так далее. Пока это чувство не распространится на всех живых существ.
Подумайте о тех, кто в чём-то превосходит вас, и искренне порадуйтесь их успехам и положительным качествам.
Можно повторять вслух или про себя простую фразу наподобие этой: “Пусть все существа обретут счастье и причины для счастья!”
Список литературы:
dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/sublime.htm
studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/abhidharma-i-filosofskie-shkoly/sravnenie-buddiyskih-traditsiy/chetyre-bezmernyh-v-hinayane-mahayane-i-bone
dharmasite.ru/library1/72/
dzogchenlineage.ru/blog/chetyre-stupeni-soradovaniya
источник
Источник
Всего комментариев: 0 | |