Мысль есть одна из самых могущественных энергий в Космосе
Из всех великих энергий, которые существуют в Космосе, самой могущественной энергией, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой, является мысль.
Человек как мыслящее существо пользуется в течение всей жизни этой великой силой в каждый момент своего бодрствующего состояния, не понимая ни значения, ни последствий своего мышления как для него лично, так и для всего мироздания.
Поэтому к числу требований, предъявляемых человечеству Новой эпохи, на первое место должно быть поставлено требование об истинном понимании значения мысли как главнейшего фактора жизни. Пока человек не сознаёт, что за свои мысли он так же ответственен, как и за свои поступки, он не может сделать ни одного шага по направлению к Новому Миру и Новой эпохе.
Но прежде чем продолжать развивать мысли «о мысли», необходимо дать некоторое понятие о тех областях и сферах Вселенной, где действие мыслей проявляется, и о человеке как источнике, откуда мысли исходят. Наша солнечная система и вся Вселенная по своему устройству семерична. Развитие жизни во Вселенной совершается и протекает в семеричных периодах и циклах. Она сама создана в семь периодов или, как сказано в Книге Бытия Моисея, в семь дней.
Благодаря семеричности принципа устройства Вселенной и нашей солнечной системы число семь является преобладающим во всех проявлениях эволюции и жизни нашей солнечной системы и нашей планеты. Так, развитие жизни в нашей солнечной системе требует семи планет и семи схем эволюции. Одна схема эволюции состоит из семи цепей, одна цепь — из семи Кругов или манвантар, одна манвантара — из семи мировых периодов. В течение одного мирового периода развивается семь рас, из которых каждая развивает семь подрас.
Далее, у нас существует семь стихий природы, семь сфер или планов бытия, из которых каждый разделяется на семь подпланов. Ещё дальше мы имеем семь тонов звука, семь цветов радуги, семь дней в неделе и т.д., во всех явлениях жизни, как великих, так и малых, мы можем встретить это священное и таинственное число семь.
Человечество нашей планеты проходит четвёртый Круг своего развития и принадлежит к третьей, четвёртой и пятой расам. Большинство обитателей западного мира принадлежит к различным подрасам пятой расы. Из этого видно, что современное человечество прошло лишь половину положенного ему пути и, в лице передовых представителей его, начинает переходить во вторую половину.
Развитие всякой новой расы знаменует собой новое совершенствование человечества, подъём его на более высокую ступень сознания. Каждая последующая раса будет более совершенной, нежели предыдущая, разовьёт более высокую культуру, овладеет более высокими областями знания, проникнет в более высокие планы бытия. Полный Круг развития или все семь главных совершенствований с семью дополнительными совершенствованиями в каждом из главных в окончательном результате дают переход низшего царства природы в высшее.
Мы, люди пятой расы, достигли своего теперешнего состояния, пройдя в своём человеческом развитии пять совершенствований. Мы знаем только пять стихий природы, мы можем проникнуть лишь до пятого плана или до пятой сферы, и то лишь духовно наиболее развитые, т.е. закончившие своё пятое совершенствование. Высшие чувства, высшие стихии и высшие планы нам не только недоступны, но даже непонятны. Их достигнут и в своё время овладеют ими люди соответствующего развития шестой и седьмой рас. В настоящее время люди пятой расы подошли к порогу шестого совершенствования, которое должно превратить человека в сверхчеловека.
Из семи планов или сфер можно говорить лишь о тех планах, в которых живёт и проявляет себя человек современного развития своими поступками, желаниями и мыслями. Из семи два высших божественных плана вне человеческого достижения и понимания. Двух следующих духовных планов достигают и посещают их лишь люди, опередившие в своём духовном развитии остальное человечество. Обыкновенный средний человек живёт в трех низших мирах, которые, считая снизу, будут: физический, астральный и ментальный. Человек, отражение Вселенной или малый Космос существует на тех же основаниях, на которых существует Макрокосмос, и состоит из тех же семи начал или принципов, из которых образуется Вселенная.
«С самого начала человек имеет в себе все семь принципов в зачатке, но ни один из них не развит. » … » В каждом большом Круге, который человек совершает, один из его принципов развивается полностью. В первом Круге его сознание на нашей Земле тусклое и ещё совсем слабое и туманное, наподобие младенческого. Когда он достигает нашей Земли во втором Круге, он уже до некоторой степени ответственное существо, а в третьем он становится ответственным вполне. На каждой ступени и в каждом Круге его развитие идёт вровень с развитием планетного тела, на котором он находится» (Чаша Востока, письмо XVIII).
Начала, составляющие человека, следующие:
1 — физическое тело;
2- эфирный или флюидический двойник;
3 — жизненный принцип или астральное тело;
4 — низший или инстинктивный ум;
5 — высший ум или интеллект — рассудок;
6 — духовный ум или чувствознание — интуиция;
7 — дух — наша бессмертная сущность — высшее я человека.
Первые четыре начала, т.е. физическое тело, эфирный двойник, астральное тело и низший ум человек разделяет со всем животным миром. Эти начала образуют низшую природу человека.
Пятое начало — рассудок или интеллект, дающий способность самопознания и познания сущности вещей через рассуждение и логическое мышление, вместе с влияниями четвёртого принципа и более высокого шестого образуют среднего человека — его душу.
Шестой принцип — чувствознание, интуиция или духовный ум — даёт человеку способность прозрения, способность проникать в сущность вещей не путём рассуждения или логического мышления, но путём мгновенного озарения, и вместе с седьмым принципом составляет высшую природу человека, его эго, его истинную, безначальную и бесконечную сущность, то, что называют частицей Божества, то, что есть наш дух.
Итак, человек живёт и проявляет свою деятельность на трёх планах: на физическом плане — своими поступками, на астральном — своими желаниями, на ментальном — своими мыслями. Для каждого из этих планов человек обладает телом или проводником сознания из материи этого плана, которое служит ему средством для познавания этого плана и для общения с ним.
Таким образом, каждый из нас обладает физическим, видимым телом, с его пятью внешними чувствами для общения и познавания видимого физического мира и невидимыми телами: астральным, ментальным и другими — с их органами восприятия — из материи соответствующих планов для приобретения опыта этих миров. «Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая задача» (Беспредельность, ч. 1, § 387).
Для облегчения понимания, каким образом различные тела человека совмещаются с его физическим телом и почему он этого не замечает, может послужить следующий пример. Представим себе сосуд, наполненный какими-нибудь плотными телами; в этот сосуд мы можем налить воды, которая займет промежутки между плотными телами; затем мы можем туда же накачать воздух, который займёт промежутки между частицами воды.
Таким образом, в одном сосуде будут три вида материи, которые будут проникать друг в друга, нисколько друг другу не мешая, и живые существа, которые находятся как в плотном теле, так и в воде, и воздухе, будут продолжать жить своей жизнью, не замечая присутствия других существ, потому что все они — разные существа, принадлежащие к разным сферам и разным мирам, каждый из которых имеет свою особую жизнь с её законами. Если бы мы обладали ещё более тонкими видами материи, мы могли бы наполнить ими всё тот же сосуд, с теми же последствиями и результатами.
Точно таким же образом происходит проникновение одного плана другим в Космосе. Эти планы и сферы не находятся где-то вдали от нас, но тут же, рядом с нами. Они отличаются друг от друга лишь количеством вибраций или колебаний частиц материи, из которых состоит каждый план, и овладение высшим планом состоит в поднятии вибраций своего тела до вибраций этого плана.
Точно так же проникают друг в друга различные тела человека. Если же человек не видит и не замечает присутствия у себя других тел, кроме физического, то лишь потому, что он вообще о них ничего не знает. Чтобы овладеть этими своими телами и жить в высших мирах сознательно, требуется развитие в этом направлении своего сознания, ибо первый шаг во всяком достижении есть сознательное к нему отношение.
Люди, достигшие высокого духовного развития, могут покидать свои физические тела и даже свои астральные сознательно, могут принимать участие в жизни высших миров, потом возвращаться в свои покинутые тела и помнить всё, что с ними происходило, тогда как люди неразвитые покидают свои физические тела лишь во сне и, возвратившись из астрального мира в своё физическое тело, ничего об этом не помнят. Взаимоотношения между различными телами человека лучше всего выясняются, если проследить события, происходящие с человеком после того события, которое называется смертью человека.
Как мы все знаем, когда после смерти человека уходит из тела дух господин его, физическое тело человека тотчас же начинает разлагаться, при этом из тела выделяется флюидическое тело или так называемый эфирный двойник, который бывает иногда видим некоторыми людьми на кладбищах в первые дни после погребения и ошибочно принимается за душу умершего человека или его привидение, но это — не более как безобидная тень физического тела, которая вскоре рассеивается в воздухе без каких-либо напоминаний о себе в дальнейшем.
Освободившись от физического тела и его двойника, человек попадает в невидимый астральный мир, который становится для него таким же видимым и реальным, каким был мир физический. Обладая вполне развитым астральным телом с его органами восприятия, человек сразу же может принять участие в жизни этого мира и его обитателей с тою лишь разницей, что на физическом плане человек мог приводить свои желания в исполнение, так как обладал орудием для приведения в исполнение своих желаний — физическим телом, тогда как на астральном плане желания физической природы человека остаются неисполнимыми.
Астральный мир есть мир желаний, которые могут осуществиться или в более высоком, ментальном мире, или в низшем, физическом. Поэтому, когда, умирая, человек переносит желания своей физической природы и свои страсти в астральный мир, то он неизбежно будет страдать и астральный мир явится для него тем адом, о котором говорят религии.
Пребывание в астральном мире не должно быть продолжительным. Астральный мир так же, как астральное тело человека, должен служить посредником между физическим и ментальным мирами. Пребывание в астральном мире продолжается у разных людей разное время и может ограничиться несколькими днями или неделями или растянуться на несколько столетий и тысячелетий в зависимости от разных причин, которые всецело во власти человека.
Но, как бы то ни было, для всякого человека наступает однажды срок, когда он должен покинуть астральный мир для перехода в ментальный. Переход этот подчинён тем же законам эволюции, как и в первом случае, то есть человек, сбросив с себя, как изношенное платье, своё астральное тело, оказывается в низшем плане ментального мира, для которого он обладает телом из соответствующей материи с более или менее развитыми органами восприятия этого мира в зависимости от общего культурного и духовного развития человека.
Астральное же тело человека, оставшись в астральном мире, не исчезает немедленно, подобно физическому телу, которое зарывают в землю или сжигают, но, удержав при себе некоторую часть сознания покинувшего его человека, продолжает некоторое время полусознательное существование. Эти, как их называют, «сброшенные оболочки», привлекаемые мыслями оставшихся родных и друзей, а также своими воспоминаниями и сожалениями о своей прежней жизни в физическом мире, витают вблизи мест своей земной жизни, часто появляются на спиритических сеансах и ошибочно принимаются за души умерших.
Но эти появляющиеся на спиритических сеансах «души» на обращаемые к ним вопросы могут сообщить лишь то, что они знали в течение своей земной жизни. Знания их не простираются дальше знаний их бывшего земного существования, и они никогда не могут сообщить ничего разумного, обоснованного из так называемого потустороннего мира, ибо этого мира они не видят и не знают. В этот мир погружается освободившаяся от физического тела истинная сущность человека, но не тень его.
Действительная душа умершего человека находится в это время далеко и никогда не является на призыв собравшихся для развлечения невежественных людей. Сознание мало-помалу оставляет эти оболочки, ими овладевает сон и составляющие их тела частицы материи, не имея больше удерживающего их начала, рассеиваются.
Те же явления и превращения происходят со следующим телом, состоящим из материи низшего ментального плана. Освободившись и от этой стесняющей его оболочки, человек достигает той области высшего ментального плана, который во всех верованиях именуется раем. Тело, которым он здесь обладает, называется непреходящим телом по той причине, что оно не подлежит распаду и остаётся как обиталище истинной сущности человека на долгое время.
Это непреходящее тело человека есть пятый принцип, наш интеллект и является, в сущности, тем, что мы называем своей душой; но это ещё не сам человек. Наш дух, наше я, облечённое ещё одной оболочкой из материи высшего плана, которая является нашим сознанием, обитает в непреходящем теле до тех пор, пока человек в своём дальнейшем развитии и совершенствовании не будет в состоянии по своему желанию сбрасывать и это тело.
На настоящей стадии развития человека непреходящее тело служит, кроме того, тем ядром, вокруг которого в обратной последовательности наше эго создаёт новые тела для своей новой жизни в видимом физическом мире.
Кроме того, каждая из человеческих оболочек, в которую облечён наш дух, испускает излучения, которые образуют то, что называется аурой человека, его духовным одеянием. Аура находится в прямой зависимости от степени духовного развития человека. Чем духовно человек более развит, тем аура его больше и богаче разнообразными оттенками. Аура неразвитого человека — серая, бесцветная или состоит из грубых, густых, тёмных красок, которыми выражаются его грубые страсти и эмоции. Аура человека духовно развитого — чистая, ясная и блещет всеми оттенками света и всеми цветами радуги. Каждая человеческая мысль, каждое его желание отражается игрой цветовых и световых оттенков в его ауре, благодаря чему наши Руководители по излучаемой нами ауре, которая есть показатель нашего внутреннего содержания, видят нашу душу, читают наши мысли как в открытой книге.
Благодаря тому, что жизнь человека, как сказано выше, протекает в трёх мирах, никогда не прекращающееся взаимодействие органов восприятия, составляющих человека, его различных оболочек, создаёт весьма сложный комплекс умственных и духовных проявлений человеческой сущности. Можно сказать, что на настоящей ступени развития человек обладает тремя видами ума: низшим умом или инстинктом, средним умом или рассудком и высшим умом или способностью прозрения. Эти три вида ума тесно связаны между собой, между ними нет резкой границы, они, обладая многими оттенками, незаметно переходят один в другой.
Исключительно инстинктивным умом пользуются существа, находящиеся на низшей ступени развития, как-то: животные, дикари, дети. Поэтому можно сказать, что инстинктивный ум у человека современного развития — это ум прошлого, рассудок — ум настоящего и способность прозрения — ум будущего.
По мере развития в человеке интеллекта инстинкты постепенно уступают место рассудку, но и человек с развитым интеллектом пользуется и долго еще будет пользоваться этим умом, ибо функции его весьма разнообразны и для человека весьма необходимы.
Как существо физическое, человек на низшей стадии развития не мог существовать без инстинктов, и они начали развиваться в нём в ту отдалённую эпоху, когда он не обладал ещё мозгом или, вернее, он был у него в зачаточном состоянии, и функции его исполняли спинной мозг и солнечное сплетение, где инстинктивный ум имеет своё пребывание и в настоящее время.
Инстинктивный ум есть также ум привычек и всех тех действий, которые мы совершаем машинально, которые мы научились и учимся делать без участия в этих действиях нашего сознания. Когда мы овладеваем какой-нибудь работой, которая требовала вначале нашего сосредоточенного внимания, настолько, что можем делать её автоматически без участия нашего сознания, то мы передаём ее из области интеллектуальной в область инстинктов.
Инстинктивный ум есть вместе с тем тот удивительный склад, в котором сложено всё, что мы когда-то знали, что видели, чем пользовались, всё, что когда-то нам было нужно и что в разное время стало ненужным и было оставлено и забыто, но что инстинктивным умом сохранено, сложено в особый запасный склад и подаётся нашему сознанию в жизни в минуту надобности или во сне, в фантастических видениях и картинах, когда современный хозяин человеческой сущности — рассудок — спит, ибо инстинктивный ум в противоположность интеллекту никогда не спит. Современная наука называет инстинктивный ум подсознанием. Кроме подсознания она знает лишь сознание. Сверхсознания или того высшего ума, из которого рождается способность прозрения, она не знает и не признает. Между тем явления сверхсознания, исходящие именно из этой высшей области нашего ума, науке известны и зарегистрированы, ибо они происходят всякий день, но отнесены к области подсознания, то есть к более низкой, нежели интеллект, области, тогда как они являются результатом деятельности более высокого, нежели интеллект, начала.
Наука считает интеллект самой высшей частью человеческой сущности, тогда как в действительности он является, как уже сказано выше, всего лишь пятым началом нашей сущности, и выше его существуют еще два начала или принципа. Таким образом, проявления, идущие из высших областей нашего сознания, ни в коем случае не могут быть относимы к проявлениям низшей природы человека, ибо это не соответствует истине.
Обладание чувствознанием или способностью прозрения в настоящее время доступно лишь весьма ограниченному числу людей. Но все, что человечество имеет самого возвышенного, самого благородного и прекрасного, все высшие ценности культуры — все исходит из этой области человеческого ума. Эта область есть тот источник, из которого во все времена исходило вдохновение на поэтов, писателей, художников, ораторов, проповедников и вообще на людей, воодушевлённых высшими стремлениями и идеями.
Всё, что приобретается человеком по пути его высшего развития, все, что ведёт к истинному познанию сути бытия и мироздания, все, что ведёт к состраданию, любви и справедливости, к самопожертвованию и благородству, к единству и красоте — всё имеет своим источником это высшее начало человеческой сущности.
Это высшее начало человеческой сущности имеет своё пребывание в сердце человека, и потому от всего, исходящего из этой области, веет задушевностью, сердечностью, теплотой и искренностью. Подобно инстинктивному уму это высшее начало человека тоже не нуждается в отдыхе и часто обнаруживает своё существование и проявляет свою деятельность во время сна, предупреждая человека о грозящих опасностях или рисуя картины будущего. Таким образом, когда «бодрствующее» сознание человека спит, подсознание рисует нам картины прошлого, сверхсознание — возможности будущего.
На настоящей ступени эволюции развитие человеком четвёртого принципа закончено, развитие шестого принципа ещё не началось (за исключением небольшой части опередивших остальное человечество) и заканчивается развитие пятого принципа, то есть интеллекта.
Так как развивающийся принцип является преобладающим, но более низкий и более высокий принципы тоже не бездействуют, оказывая то или иное влияние на принцип развивающийся, то мы видим, что та область природы человека, которая ведает его умственными и душевными эмоциями, является весьма сложным аппаратом.
Этот аппарат имеет на одном полюсе низшее начало, которое тянет человека вниз, в бездну, к животному состоянию, на другом полюсе — высшее начало, которое тянет его вверх, к совершенству, к сверхчеловеку. Посередине находится рассуждающая личность — интеллект, который в каждом случае должен решить сам, куда и по какой дороге ему идти.
Эта борьба в человеке двух начал — между высшим и низшим, между добром и злом — проходит через весь период существования человека, пока в нём развивается пятое начало — интеллект, и все случаи подъёмов и падений людей в их шествии по пути эволюции есть результат преобладания то одного, то другого начала.
Интеллект имеет большие заслуги в деле развития цивилизации, науки, разного рода прикладного знания и всех тех областей человеческого знания, где требовалось кропотливое исследование, вычисление и наблюдение, логическое рассуждение и мышление. Все технические совершенствования, все достижения в области облегчения и улучшения жизни человека есть результат этой части нашего ума.
Но «интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и, когда он заострён, он сливается в сферу синтеза» (Агни-Йога. § 508).
Имея большие плюсы, интеллект имеет и большие минусы. Его развитие полезно до тех пор, пока он прислушивается к голосу своего высшего начала, которое есть мудрость, пока он признает его. Но самым большим минусом интеллекта является то, что по мере своего развития он начинает считать себя самым высшим началом.
Человек делает тогда из своего интеллекта своего бога, начинает признавать и поклоняться только ему; и этим своим ограниченным умом, который он ошибочно считает за своё последнее и величайшее достижение, он пытается объять необъятное, он пытается постигнуть явления, исходящие из высших миров, он пытается измерять огромные величины малым масштабом — ограниченным умом, но так как он этого сделать не может, ибо интеллект может постигнуть лишь явления видимого физического мира, то попросту он начинает отрицать эти явления как несуществующие, ибо не может ни понять их, ни объяснить.
С началом такого отрицания человек порывает связь со своим высшим началом и со всем Космосом, потому что все высшие духовные дары, которые человек может получать из Высших Сфер Космоса, воспринимаются этим нашим высшим началом. Он перестает обращать внимание на внушения, идущие из этой области своей сущности, называя эти веяния и внушения галлюцинациями, расстройством воображения и нервов. И когда сознание ограничивается одним видимым физическим миром, то развивается материалистическое мировоззрение со всеми его отрицательными последствиями!
Тогда происходит самое худшее, к чему приводит неправильное и одностороннее развитие интеллекта. Ввиду порывания связи с высшим, сдерживающим началом человек развивает в себе самые худшие из тех личных начал, которые заложены в интеллекте, как-то: стремление к разъединению и расчленению, обособленность и самость, эгоцентричность и эгоизм, нетерпимость к чужому мнению и страсть к противоречию и антагонизму.
Подвергая все непонятное отрицанию и сомнению, всё высшее — оплеванию и осмеянию, все исходящее от другого — критике и противодействию, не признавая никого авторитетом, кроме себя самого, такой человек становится, в полном смысле слова, ежом, который своими колючками колет всякого, кто бы к нему ни прикоснулся.
«Интеллект есть в человеке начало разъединяющее, он различает «я» от «не я». Он осознает только себя одного, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающее, готовое уничтожить всё, что стоит между ним и предметом его желаний. В человеке лишь интеллект по природе своей склонен к вражде, ибо он утверждает себя как величину, отдельную от всех остальных, и именно в нём заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека».’
Такое развитие интеллекта показывает, что оно не только доведено до предела, но перешло его и что дальнейшее развитие его грозит дальнейшим развитием зла, благодаря чему нужно ждать явлений, которые положат предел и тому, и другому.
Законы развития жизни, равно как результаты или сбор плодов развития, во всем одинаковы. Как при сборе плодов из сада берутся лишь зрелые, а недозрелые и перезрелые, как негодные к употреблению, или выбрасываются, или идут в переработку, так же для Новой эпохи, для новой ступени жизни годны лишь зрелые плоды человеческой эволюции. Недозрелые и перезрелые, как неудовлетворяющие требованиям Новой эпохи, будут отброшены. Эволюция, то есть движение вперёд, равняется по передним. Нет и не может быть при движении вперёд оглядывания назад, на тех, кто отстал, и на тех, кто, взяв ложное направление, попал в болото и не имеет сил оттуда выбраться.
Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности, от обилия перезрелых и недозрелых плодов. Кроме перечисленных особенностей, интеллектуальный ум имеет ещё много других особенностей, большинство из которых более отрицательны, нежели положительны. Главная его особенность состоит в том, что во время бодрствования человека он должен быть чем-нибудь занят.
Если человек сознательно сам не указывает ему необходимую работу, он будет думать о чём угодно, заботясь не о ценности или качестве своих мыслей, но об их разнообразии и количестве, потому что главная потребность его — чувствовать себя живым, волноваться, вибрировать и отвечать на все явления видимого мира, передаваемые ему нашими внешними чувствами.
* А. Безант. Древняя Мудрость.
Благодаря этому он чрезвычайно непостоянен, капризен, рассеян, не любит долго задерживаться на одном предмете и порхает с предмета на предмет, как бабочка с цветка на цветок, вследствие чего лишь профессиональные мыслители и люди умственного труда отчасти владеют своим умом. Большинство людей не могут сосредоточить своих мыслей даже на самый короткий срок. Если же он почувствовал, что человек выпустил или ослабил сдерживающую его узду, то он может превратиться для него в источник многих и тяжёлых бедствий.
Развитие интеллекта есть опасный возраст человеческой сущности. Когда взамен инстинктов развивается интеллект и этот более высокий в сравнении с инстинктом ум направляется не в сторону совершенствования, не на борьбу со своей низшей природой, но на более утонченное удовлетворение её нужд, то это приводит не к добру и благу, но к обратным результатам. Человек не только может уподобиться животному, но может пасть ниже его.
От направления, взятого интеллектом, зависит вся судьба человека. Или он может идти в ногу с эволюцией, развиваясь и совершенствуясь постепенно, или может упасть в такую бездну, из которой ему не выбраться.
Большинство людей не предполагают даже, какого опасного и коварного сотрудника они имеют в своём недисциплинированном и неуправляемом уме, если он лишён благотворного и сдерживающего влияния своего высшего начала и ему предоставлена свобода мыслить, когда он хочет, о чём хочет и как хочет. Поэтому вопрос о контроле своих мыслей является вопросом первостепенной важности и самой насущной необходимости.
«Для современного человечества мысль превратилась в незначительное мозговое сокращение. Не видно глазу следствие мысли, значит, его и не существует» (Сердце, § 87).
Как сказано выше, мысль есть одна из самых могущественных энергий в Космосе. Её могущество состоит в том, что она приводит в действие и движение стихийные силы природы, которые сами по себе неподвижны и инертны и требуют для приведения их в действие толчка, который даётся им мыслью человека и всякого мыслящего существа. Но так как наш интеллект, как это видно из сказанного выше, есть мыслительный аппарат, который даже помимо желания человека всё время излучает мысленную энергию, творческую или разрушительную, наполняющую собой пространство, то наш ум, в полном смысле слова, является фабрикой добра и зла.
Его можно уподобить цветку, наполняющему пространство ароматом и благоуханием, если посылаемая им мысленная энергия по своему содержанию прекрасна, или куче навоза, распространяющей вокруг себя зловоние и разложение, если его излучения состоят из злобы, ненависти, зависти, предательства и прочих отрицательных качеств.
Но в этом сравнении приведены лишь крайние полюсы одного и того же явления. Людей, знающих значение мысли и настолько духовно развитых, которые посылают в пространство лишь прекрасные и благие мысли, мало. Точно так же не так уж много людей исключительно злобных, сознательно дышащих ненавистью ко всему окружающему, посылающих лишь отравленные стрелы своих мыслей.
Обыкновенный средний человек, каких на земле подавляющее большинство, мыслит беспрерывной лентой мелких, слабых, неясных и туманных мыслей, в которых может и не быть ни сильной ненависти или вражды, ни даже исключительного эгоизма, но лишь мелочь и сор повседневности, состоящей из мелкой зависти, критики и осуждения окружающего, из личных несогласий, споров и раздоров, из пошлых личных желаний, стремлений и побуждений.
«…Люди думают, что их мысль мала и никуда достичь не может. Между тем потенциал мысли велик, и для мысли не существует ни пространства, ни времени» (Иерархия, § 172).
«…Каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство» (Иерархия, § 173). «Каждая мысль рождает действие. Самая ничтожная мысль создаёт крохотное действие; потому мыслите широко, чтобы, даже при утере, всё же оставался достаточный потенциал для существенного последствия» (Сердце, § 127).
Нет сомнения, что действие мысли будет тем сильнее, чем больше вложено в нее мысленной силы. Эта сила мысли видима, осязаема и может быть взвешена на весах. Известно, что один и тот же человек, взвешенный во время сосредоточенного мышления, весит больше, нежели тогда, когда он ничего не думает. Эта разница в весе — факт, известный нашей современной науке, — являет сущность мысли, показывая вместе с тем её материальность.
«Мысль есть основа творчества. Она может быть видима и измеряема. К мысли нужно относиться как к созданию самодействия. Из этого понимания проистекает правильное обращение со следствием мысли. Часто скажут почему не пресекаем следствия мысли? Но мысль есть новорождённое существо духовного плана. Заметьте, мысль не есть абстрактность, не есть вещество, но есть сущность со всеми признаками самодовлеющего существования. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена.
Источник
Человек как мыслящее существо пользуется в течение всей жизни этой великой силой в каждый момент своего бодрствующего состояния, не понимая ни значения, ни последствий своего мышления как для него лично, так и для всего мироздания.
Поэтому к числу требований, предъявляемых человечеству Новой эпохи, на первое место должно быть поставлено требование об истинном понимании значения мысли как главнейшего фактора жизни. Пока человек не сознаёт, что за свои мысли он так же ответственен, как и за свои поступки, он не может сделать ни одного шага по направлению к Новому Миру и Новой эпохе.
Но прежде чем продолжать развивать мысли «о мысли», необходимо дать некоторое понятие о тех областях и сферах Вселенной, где действие мыслей проявляется, и о человеке как источнике, откуда мысли исходят. Наша солнечная система и вся Вселенная по своему устройству семерична. Развитие жизни во Вселенной совершается и протекает в семеричных периодах и циклах. Она сама создана в семь периодов или, как сказано в Книге Бытия Моисея, в семь дней.
Благодаря семеричности принципа устройства Вселенной и нашей солнечной системы число семь является преобладающим во всех проявлениях эволюции и жизни нашей солнечной системы и нашей планеты. Так, развитие жизни в нашей солнечной системе требует семи планет и семи схем эволюции. Одна схема эволюции состоит из семи цепей, одна цепь — из семи Кругов или манвантар, одна манвантара — из семи мировых периодов. В течение одного мирового периода развивается семь рас, из которых каждая развивает семь подрас.
Далее, у нас существует семь стихий природы, семь сфер или планов бытия, из которых каждый разделяется на семь подпланов. Ещё дальше мы имеем семь тонов звука, семь цветов радуги, семь дней в неделе и т.д., во всех явлениях жизни, как великих, так и малых, мы можем встретить это священное и таинственное число семь.
Человечество нашей планеты проходит четвёртый Круг своего развития и принадлежит к третьей, четвёртой и пятой расам. Большинство обитателей западного мира принадлежит к различным подрасам пятой расы. Из этого видно, что современное человечество прошло лишь половину положенного ему пути и, в лице передовых представителей его, начинает переходить во вторую половину.
Развитие всякой новой расы знаменует собой новое совершенствование человечества, подъём его на более высокую ступень сознания. Каждая последующая раса будет более совершенной, нежели предыдущая, разовьёт более высокую культуру, овладеет более высокими областями знания, проникнет в более высокие планы бытия. Полный Круг развития или все семь главных совершенствований с семью дополнительными совершенствованиями в каждом из главных в окончательном результате дают переход низшего царства природы в высшее.
Мы, люди пятой расы, достигли своего теперешнего состояния, пройдя в своём человеческом развитии пять совершенствований. Мы знаем только пять стихий природы, мы можем проникнуть лишь до пятого плана или до пятой сферы, и то лишь духовно наиболее развитые, т.е. закончившие своё пятое совершенствование. Высшие чувства, высшие стихии и высшие планы нам не только недоступны, но даже непонятны. Их достигнут и в своё время овладеют ими люди соответствующего развития шестой и седьмой рас. В настоящее время люди пятой расы подошли к порогу шестого совершенствования, которое должно превратить человека в сверхчеловека.
Из семи планов или сфер можно говорить лишь о тех планах, в которых живёт и проявляет себя человек современного развития своими поступками, желаниями и мыслями. Из семи два высших божественных плана вне человеческого достижения и понимания. Двух следующих духовных планов достигают и посещают их лишь люди, опередившие в своём духовном развитии остальное человечество. Обыкновенный средний человек живёт в трех низших мирах, которые, считая снизу, будут: физический, астральный и ментальный. Человек, отражение Вселенной или малый Космос существует на тех же основаниях, на которых существует Макрокосмос, и состоит из тех же семи начал или принципов, из которых образуется Вселенная.
«С самого начала человек имеет в себе все семь принципов в зачатке, но ни один из них не развит. » … » В каждом большом Круге, который человек совершает, один из его принципов развивается полностью. В первом Круге его сознание на нашей Земле тусклое и ещё совсем слабое и туманное, наподобие младенческого. Когда он достигает нашей Земли во втором Круге, он уже до некоторой степени ответственное существо, а в третьем он становится ответственным вполне. На каждой ступени и в каждом Круге его развитие идёт вровень с развитием планетного тела, на котором он находится» (Чаша Востока, письмо XVIII).
Начала, составляющие человека, следующие:
1 — физическое тело;
2- эфирный или флюидический двойник;
3 — жизненный принцип или астральное тело;
4 — низший или инстинктивный ум;
5 — высший ум или интеллект — рассудок;
6 — духовный ум или чувствознание — интуиция;
7 — дух — наша бессмертная сущность — высшее я человека.
Первые четыре начала, т.е. физическое тело, эфирный двойник, астральное тело и низший ум человек разделяет со всем животным миром. Эти начала образуют низшую природу человека.
Пятое начало — рассудок или интеллект, дающий способность самопознания и познания сущности вещей через рассуждение и логическое мышление, вместе с влияниями четвёртого принципа и более высокого шестого образуют среднего человека — его душу.
Шестой принцип — чувствознание, интуиция или духовный ум — даёт человеку способность прозрения, способность проникать в сущность вещей не путём рассуждения или логического мышления, но путём мгновенного озарения, и вместе с седьмым принципом составляет высшую природу человека, его эго, его истинную, безначальную и бесконечную сущность, то, что называют частицей Божества, то, что есть наш дух.
Итак, человек живёт и проявляет свою деятельность на трёх планах: на физическом плане — своими поступками, на астральном — своими желаниями, на ментальном — своими мыслями. Для каждого из этих планов человек обладает телом или проводником сознания из материи этого плана, которое служит ему средством для познавания этого плана и для общения с ним.
Таким образом, каждый из нас обладает физическим, видимым телом, с его пятью внешними чувствами для общения и познавания видимого физического мира и невидимыми телами: астральным, ментальным и другими — с их органами восприятия — из материи соответствующих планов для приобретения опыта этих миров. «Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая задача» (Беспредельность, ч. 1, § 387).
Для облегчения понимания, каким образом различные тела человека совмещаются с его физическим телом и почему он этого не замечает, может послужить следующий пример. Представим себе сосуд, наполненный какими-нибудь плотными телами; в этот сосуд мы можем налить воды, которая займет промежутки между плотными телами; затем мы можем туда же накачать воздух, который займёт промежутки между частицами воды.
Таким образом, в одном сосуде будут три вида материи, которые будут проникать друг в друга, нисколько друг другу не мешая, и живые существа, которые находятся как в плотном теле, так и в воде, и воздухе, будут продолжать жить своей жизнью, не замечая присутствия других существ, потому что все они — разные существа, принадлежащие к разным сферам и разным мирам, каждый из которых имеет свою особую жизнь с её законами. Если бы мы обладали ещё более тонкими видами материи, мы могли бы наполнить ими всё тот же сосуд, с теми же последствиями и результатами.
Точно таким же образом происходит проникновение одного плана другим в Космосе. Эти планы и сферы не находятся где-то вдали от нас, но тут же, рядом с нами. Они отличаются друг от друга лишь количеством вибраций или колебаний частиц материи, из которых состоит каждый план, и овладение высшим планом состоит в поднятии вибраций своего тела до вибраций этого плана.
Точно так же проникают друг в друга различные тела человека. Если же человек не видит и не замечает присутствия у себя других тел, кроме физического, то лишь потому, что он вообще о них ничего не знает. Чтобы овладеть этими своими телами и жить в высших мирах сознательно, требуется развитие в этом направлении своего сознания, ибо первый шаг во всяком достижении есть сознательное к нему отношение.
Люди, достигшие высокого духовного развития, могут покидать свои физические тела и даже свои астральные сознательно, могут принимать участие в жизни высших миров, потом возвращаться в свои покинутые тела и помнить всё, что с ними происходило, тогда как люди неразвитые покидают свои физические тела лишь во сне и, возвратившись из астрального мира в своё физическое тело, ничего об этом не помнят. Взаимоотношения между различными телами человека лучше всего выясняются, если проследить события, происходящие с человеком после того события, которое называется смертью человека.
Как мы все знаем, когда после смерти человека уходит из тела дух господин его, физическое тело человека тотчас же начинает разлагаться, при этом из тела выделяется флюидическое тело или так называемый эфирный двойник, который бывает иногда видим некоторыми людьми на кладбищах в первые дни после погребения и ошибочно принимается за душу умершего человека или его привидение, но это — не более как безобидная тень физического тела, которая вскоре рассеивается в воздухе без каких-либо напоминаний о себе в дальнейшем.
Освободившись от физического тела и его двойника, человек попадает в невидимый астральный мир, который становится для него таким же видимым и реальным, каким был мир физический. Обладая вполне развитым астральным телом с его органами восприятия, человек сразу же может принять участие в жизни этого мира и его обитателей с тою лишь разницей, что на физическом плане человек мог приводить свои желания в исполнение, так как обладал орудием для приведения в исполнение своих желаний — физическим телом, тогда как на астральном плане желания физической природы человека остаются неисполнимыми.
Астральный мир есть мир желаний, которые могут осуществиться или в более высоком, ментальном мире, или в низшем, физическом. Поэтому, когда, умирая, человек переносит желания своей физической природы и свои страсти в астральный мир, то он неизбежно будет страдать и астральный мир явится для него тем адом, о котором говорят религии.
Пребывание в астральном мире не должно быть продолжительным. Астральный мир так же, как астральное тело человека, должен служить посредником между физическим и ментальным мирами. Пребывание в астральном мире продолжается у разных людей разное время и может ограничиться несколькими днями или неделями или растянуться на несколько столетий и тысячелетий в зависимости от разных причин, которые всецело во власти человека.
Но, как бы то ни было, для всякого человека наступает однажды срок, когда он должен покинуть астральный мир для перехода в ментальный. Переход этот подчинён тем же законам эволюции, как и в первом случае, то есть человек, сбросив с себя, как изношенное платье, своё астральное тело, оказывается в низшем плане ментального мира, для которого он обладает телом из соответствующей материи с более или менее развитыми органами восприятия этого мира в зависимости от общего культурного и духовного развития человека.
Астральное же тело человека, оставшись в астральном мире, не исчезает немедленно, подобно физическому телу, которое зарывают в землю или сжигают, но, удержав при себе некоторую часть сознания покинувшего его человека, продолжает некоторое время полусознательное существование. Эти, как их называют, «сброшенные оболочки», привлекаемые мыслями оставшихся родных и друзей, а также своими воспоминаниями и сожалениями о своей прежней жизни в физическом мире, витают вблизи мест своей земной жизни, часто появляются на спиритических сеансах и ошибочно принимаются за души умерших.
Но эти появляющиеся на спиритических сеансах «души» на обращаемые к ним вопросы могут сообщить лишь то, что они знали в течение своей земной жизни. Знания их не простираются дальше знаний их бывшего земного существования, и они никогда не могут сообщить ничего разумного, обоснованного из так называемого потустороннего мира, ибо этого мира они не видят и не знают. В этот мир погружается освободившаяся от физического тела истинная сущность человека, но не тень его.
Действительная душа умершего человека находится в это время далеко и никогда не является на призыв собравшихся для развлечения невежественных людей. Сознание мало-помалу оставляет эти оболочки, ими овладевает сон и составляющие их тела частицы материи, не имея больше удерживающего их начала, рассеиваются.
Те же явления и превращения происходят со следующим телом, состоящим из материи низшего ментального плана. Освободившись и от этой стесняющей его оболочки, человек достигает той области высшего ментального плана, который во всех верованиях именуется раем. Тело, которым он здесь обладает, называется непреходящим телом по той причине, что оно не подлежит распаду и остаётся как обиталище истинной сущности человека на долгое время.
Это непреходящее тело человека есть пятый принцип, наш интеллект и является, в сущности, тем, что мы называем своей душой; но это ещё не сам человек. Наш дух, наше я, облечённое ещё одной оболочкой из материи высшего плана, которая является нашим сознанием, обитает в непреходящем теле до тех пор, пока человек в своём дальнейшем развитии и совершенствовании не будет в состоянии по своему желанию сбрасывать и это тело.
На настоящей стадии развития человека непреходящее тело служит, кроме того, тем ядром, вокруг которого в обратной последовательности наше эго создаёт новые тела для своей новой жизни в видимом физическом мире.
Кроме того, каждая из человеческих оболочек, в которую облечён наш дух, испускает излучения, которые образуют то, что называется аурой человека, его духовным одеянием. Аура находится в прямой зависимости от степени духовного развития человека. Чем духовно человек более развит, тем аура его больше и богаче разнообразными оттенками. Аура неразвитого человека — серая, бесцветная или состоит из грубых, густых, тёмных красок, которыми выражаются его грубые страсти и эмоции. Аура человека духовно развитого — чистая, ясная и блещет всеми оттенками света и всеми цветами радуги. Каждая человеческая мысль, каждое его желание отражается игрой цветовых и световых оттенков в его ауре, благодаря чему наши Руководители по излучаемой нами ауре, которая есть показатель нашего внутреннего содержания, видят нашу душу, читают наши мысли как в открытой книге.
Благодаря тому, что жизнь человека, как сказано выше, протекает в трёх мирах, никогда не прекращающееся взаимодействие органов восприятия, составляющих человека, его различных оболочек, создаёт весьма сложный комплекс умственных и духовных проявлений человеческой сущности. Можно сказать, что на настоящей ступени развития человек обладает тремя видами ума: низшим умом или инстинктом, средним умом или рассудком и высшим умом или способностью прозрения. Эти три вида ума тесно связаны между собой, между ними нет резкой границы, они, обладая многими оттенками, незаметно переходят один в другой.
Исключительно инстинктивным умом пользуются существа, находящиеся на низшей ступени развития, как-то: животные, дикари, дети. Поэтому можно сказать, что инстинктивный ум у человека современного развития — это ум прошлого, рассудок — ум настоящего и способность прозрения — ум будущего.
По мере развития в человеке интеллекта инстинкты постепенно уступают место рассудку, но и человек с развитым интеллектом пользуется и долго еще будет пользоваться этим умом, ибо функции его весьма разнообразны и для человека весьма необходимы.
Как существо физическое, человек на низшей стадии развития не мог существовать без инстинктов, и они начали развиваться в нём в ту отдалённую эпоху, когда он не обладал ещё мозгом или, вернее, он был у него в зачаточном состоянии, и функции его исполняли спинной мозг и солнечное сплетение, где инстинктивный ум имеет своё пребывание и в настоящее время.
Инстинктивный ум есть также ум привычек и всех тех действий, которые мы совершаем машинально, которые мы научились и учимся делать без участия в этих действиях нашего сознания. Когда мы овладеваем какой-нибудь работой, которая требовала вначале нашего сосредоточенного внимания, настолько, что можем делать её автоматически без участия нашего сознания, то мы передаём ее из области интеллектуальной в область инстинктов.
Инстинктивный ум есть вместе с тем тот удивительный склад, в котором сложено всё, что мы когда-то знали, что видели, чем пользовались, всё, что когда-то нам было нужно и что в разное время стало ненужным и было оставлено и забыто, но что инстинктивным умом сохранено, сложено в особый запасный склад и подаётся нашему сознанию в жизни в минуту надобности или во сне, в фантастических видениях и картинах, когда современный хозяин человеческой сущности — рассудок — спит, ибо инстинктивный ум в противоположность интеллекту никогда не спит. Современная наука называет инстинктивный ум подсознанием. Кроме подсознания она знает лишь сознание. Сверхсознания или того высшего ума, из которого рождается способность прозрения, она не знает и не признает. Между тем явления сверхсознания, исходящие именно из этой высшей области нашего ума, науке известны и зарегистрированы, ибо они происходят всякий день, но отнесены к области подсознания, то есть к более низкой, нежели интеллект, области, тогда как они являются результатом деятельности более высокого, нежели интеллект, начала.
Наука считает интеллект самой высшей частью человеческой сущности, тогда как в действительности он является, как уже сказано выше, всего лишь пятым началом нашей сущности, и выше его существуют еще два начала или принципа. Таким образом, проявления, идущие из высших областей нашего сознания, ни в коем случае не могут быть относимы к проявлениям низшей природы человека, ибо это не соответствует истине.
Обладание чувствознанием или способностью прозрения в настоящее время доступно лишь весьма ограниченному числу людей. Но все, что человечество имеет самого возвышенного, самого благородного и прекрасного, все высшие ценности культуры — все исходит из этой области человеческого ума. Эта область есть тот источник, из которого во все времена исходило вдохновение на поэтов, писателей, художников, ораторов, проповедников и вообще на людей, воодушевлённых высшими стремлениями и идеями.
Всё, что приобретается человеком по пути его высшего развития, все, что ведёт к истинному познанию сути бытия и мироздания, все, что ведёт к состраданию, любви и справедливости, к самопожертвованию и благородству, к единству и красоте — всё имеет своим источником это высшее начало человеческой сущности.
Это высшее начало человеческой сущности имеет своё пребывание в сердце человека, и потому от всего, исходящего из этой области, веет задушевностью, сердечностью, теплотой и искренностью. Подобно инстинктивному уму это высшее начало человека тоже не нуждается в отдыхе и часто обнаруживает своё существование и проявляет свою деятельность во время сна, предупреждая человека о грозящих опасностях или рисуя картины будущего. Таким образом, когда «бодрствующее» сознание человека спит, подсознание рисует нам картины прошлого, сверхсознание — возможности будущего.
На настоящей ступени эволюции развитие человеком четвёртого принципа закончено, развитие шестого принципа ещё не началось (за исключением небольшой части опередивших остальное человечество) и заканчивается развитие пятого принципа, то есть интеллекта.
Так как развивающийся принцип является преобладающим, но более низкий и более высокий принципы тоже не бездействуют, оказывая то или иное влияние на принцип развивающийся, то мы видим, что та область природы человека, которая ведает его умственными и душевными эмоциями, является весьма сложным аппаратом.
Этот аппарат имеет на одном полюсе низшее начало, которое тянет человека вниз, в бездну, к животному состоянию, на другом полюсе — высшее начало, которое тянет его вверх, к совершенству, к сверхчеловеку. Посередине находится рассуждающая личность — интеллект, который в каждом случае должен решить сам, куда и по какой дороге ему идти.
Эта борьба в человеке двух начал — между высшим и низшим, между добром и злом — проходит через весь период существования человека, пока в нём развивается пятое начало — интеллект, и все случаи подъёмов и падений людей в их шествии по пути эволюции есть результат преобладания то одного, то другого начала.
Интеллект имеет большие заслуги в деле развития цивилизации, науки, разного рода прикладного знания и всех тех областей человеческого знания, где требовалось кропотливое исследование, вычисление и наблюдение, логическое рассуждение и мышление. Все технические совершенствования, все достижения в области облегчения и улучшения жизни человека есть результат этой части нашего ума.
Но «интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и, когда он заострён, он сливается в сферу синтеза» (Агни-Йога. § 508).
Имея большие плюсы, интеллект имеет и большие минусы. Его развитие полезно до тех пор, пока он прислушивается к голосу своего высшего начала, которое есть мудрость, пока он признает его. Но самым большим минусом интеллекта является то, что по мере своего развития он начинает считать себя самым высшим началом.
Человек делает тогда из своего интеллекта своего бога, начинает признавать и поклоняться только ему; и этим своим ограниченным умом, который он ошибочно считает за своё последнее и величайшее достижение, он пытается объять необъятное, он пытается постигнуть явления, исходящие из высших миров, он пытается измерять огромные величины малым масштабом — ограниченным умом, но так как он этого сделать не может, ибо интеллект может постигнуть лишь явления видимого физического мира, то попросту он начинает отрицать эти явления как несуществующие, ибо не может ни понять их, ни объяснить.
С началом такого отрицания человек порывает связь со своим высшим началом и со всем Космосом, потому что все высшие духовные дары, которые человек может получать из Высших Сфер Космоса, воспринимаются этим нашим высшим началом. Он перестает обращать внимание на внушения, идущие из этой области своей сущности, называя эти веяния и внушения галлюцинациями, расстройством воображения и нервов. И когда сознание ограничивается одним видимым физическим миром, то развивается материалистическое мировоззрение со всеми его отрицательными последствиями!
Тогда происходит самое худшее, к чему приводит неправильное и одностороннее развитие интеллекта. Ввиду порывания связи с высшим, сдерживающим началом человек развивает в себе самые худшие из тех личных начал, которые заложены в интеллекте, как-то: стремление к разъединению и расчленению, обособленность и самость, эгоцентричность и эгоизм, нетерпимость к чужому мнению и страсть к противоречию и антагонизму.
Подвергая все непонятное отрицанию и сомнению, всё высшее — оплеванию и осмеянию, все исходящее от другого — критике и противодействию, не признавая никого авторитетом, кроме себя самого, такой человек становится, в полном смысле слова, ежом, который своими колючками колет всякого, кто бы к нему ни прикоснулся.
«Интеллект есть в человеке начало разъединяющее, он различает «я» от «не я». Он осознает только себя одного, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающее, готовое уничтожить всё, что стоит между ним и предметом его желаний. В человеке лишь интеллект по природе своей склонен к вражде, ибо он утверждает себя как величину, отдельную от всех остальных, и именно в нём заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека».’
Такое развитие интеллекта показывает, что оно не только доведено до предела, но перешло его и что дальнейшее развитие его грозит дальнейшим развитием зла, благодаря чему нужно ждать явлений, которые положат предел и тому, и другому.
Законы развития жизни, равно как результаты или сбор плодов развития, во всем одинаковы. Как при сборе плодов из сада берутся лишь зрелые, а недозрелые и перезрелые, как негодные к употреблению, или выбрасываются, или идут в переработку, так же для Новой эпохи, для новой ступени жизни годны лишь зрелые плоды человеческой эволюции. Недозрелые и перезрелые, как неудовлетворяющие требованиям Новой эпохи, будут отброшены. Эволюция, то есть движение вперёд, равняется по передним. Нет и не может быть при движении вперёд оглядывания назад, на тех, кто отстал, и на тех, кто, взяв ложное направление, попал в болото и не имеет сил оттуда выбраться.
Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности, от обилия перезрелых и недозрелых плодов. Кроме перечисленных особенностей, интеллектуальный ум имеет ещё много других особенностей, большинство из которых более отрицательны, нежели положительны. Главная его особенность состоит в том, что во время бодрствования человека он должен быть чем-нибудь занят.
Если человек сознательно сам не указывает ему необходимую работу, он будет думать о чём угодно, заботясь не о ценности или качестве своих мыслей, но об их разнообразии и количестве, потому что главная потребность его — чувствовать себя живым, волноваться, вибрировать и отвечать на все явления видимого мира, передаваемые ему нашими внешними чувствами.
* А. Безант. Древняя Мудрость.
Благодаря этому он чрезвычайно непостоянен, капризен, рассеян, не любит долго задерживаться на одном предмете и порхает с предмета на предмет, как бабочка с цветка на цветок, вследствие чего лишь профессиональные мыслители и люди умственного труда отчасти владеют своим умом. Большинство людей не могут сосредоточить своих мыслей даже на самый короткий срок. Если же он почувствовал, что человек выпустил или ослабил сдерживающую его узду, то он может превратиться для него в источник многих и тяжёлых бедствий.
Развитие интеллекта есть опасный возраст человеческой сущности. Когда взамен инстинктов развивается интеллект и этот более высокий в сравнении с инстинктом ум направляется не в сторону совершенствования, не на борьбу со своей низшей природой, но на более утонченное удовлетворение её нужд, то это приводит не к добру и благу, но к обратным результатам. Человек не только может уподобиться животному, но может пасть ниже его.
От направления, взятого интеллектом, зависит вся судьба человека. Или он может идти в ногу с эволюцией, развиваясь и совершенствуясь постепенно, или может упасть в такую бездну, из которой ему не выбраться.
Большинство людей не предполагают даже, какого опасного и коварного сотрудника они имеют в своём недисциплинированном и неуправляемом уме, если он лишён благотворного и сдерживающего влияния своего высшего начала и ему предоставлена свобода мыслить, когда он хочет, о чём хочет и как хочет. Поэтому вопрос о контроле своих мыслей является вопросом первостепенной важности и самой насущной необходимости.
«Для современного человечества мысль превратилась в незначительное мозговое сокращение. Не видно глазу следствие мысли, значит, его и не существует» (Сердце, § 87).
Как сказано выше, мысль есть одна из самых могущественных энергий в Космосе. Её могущество состоит в том, что она приводит в действие и движение стихийные силы природы, которые сами по себе неподвижны и инертны и требуют для приведения их в действие толчка, который даётся им мыслью человека и всякого мыслящего существа. Но так как наш интеллект, как это видно из сказанного выше, есть мыслительный аппарат, который даже помимо желания человека всё время излучает мысленную энергию, творческую или разрушительную, наполняющую собой пространство, то наш ум, в полном смысле слова, является фабрикой добра и зла.
Его можно уподобить цветку, наполняющему пространство ароматом и благоуханием, если посылаемая им мысленная энергия по своему содержанию прекрасна, или куче навоза, распространяющей вокруг себя зловоние и разложение, если его излучения состоят из злобы, ненависти, зависти, предательства и прочих отрицательных качеств.
Но в этом сравнении приведены лишь крайние полюсы одного и того же явления. Людей, знающих значение мысли и настолько духовно развитых, которые посылают в пространство лишь прекрасные и благие мысли, мало. Точно так же не так уж много людей исключительно злобных, сознательно дышащих ненавистью ко всему окружающему, посылающих лишь отравленные стрелы своих мыслей.
Обыкновенный средний человек, каких на земле подавляющее большинство, мыслит беспрерывной лентой мелких, слабых, неясных и туманных мыслей, в которых может и не быть ни сильной ненависти или вражды, ни даже исключительного эгоизма, но лишь мелочь и сор повседневности, состоящей из мелкой зависти, критики и осуждения окружающего, из личных несогласий, споров и раздоров, из пошлых личных желаний, стремлений и побуждений.
«…Люди думают, что их мысль мала и никуда достичь не может. Между тем потенциал мысли велик, и для мысли не существует ни пространства, ни времени» (Иерархия, § 172).
«…Каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство» (Иерархия, § 173). «Каждая мысль рождает действие. Самая ничтожная мысль создаёт крохотное действие; потому мыслите широко, чтобы, даже при утере, всё же оставался достаточный потенциал для существенного последствия» (Сердце, § 127).
Нет сомнения, что действие мысли будет тем сильнее, чем больше вложено в нее мысленной силы. Эта сила мысли видима, осязаема и может быть взвешена на весах. Известно, что один и тот же человек, взвешенный во время сосредоточенного мышления, весит больше, нежели тогда, когда он ничего не думает. Эта разница в весе — факт, известный нашей современной науке, — являет сущность мысли, показывая вместе с тем её материальность.
«Мысль есть основа творчества. Она может быть видима и измеряема. К мысли нужно относиться как к созданию самодействия. Из этого понимания проистекает правильное обращение со следствием мысли. Часто скажут почему не пресекаем следствия мысли? Но мысль есть новорождённое существо духовного плана. Заметьте, мысль не есть абстрактность, не есть вещество, но есть сущность со всеми признаками самодовлеющего существования. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена.
Источник
Всего комментариев: 0 | |