Метафизика, мистика и сверхспособности в контексте пробуждения.
Есть одна весьма сложная область, которую не помешало бы прояснить. В её пределах спотыкаются многие из тех, кто определяет свою цель как пробуждение. Читая письма читателей, мне приходится иметь дело с этой темой довольно часто, так что этой статьей я постараюсь одним махом скосить целый урожай вопросов. И сегодняшняя тема такова: мистические переживания, метафизика и сверхспособности в контексте пробуждения.
Я уже задевал эту тему в статье «Про духовную имитацию и уютные остановки». Но это та тема, которую следует рассмотреть подробнее, потому что для многих это область либо густого тумана, в котором ёжик зовёт мифическую лошадку, либо ложной ясности, при которой ёжик, находясь в тумане, рассказывает басни о звёздном небе.
Давайте начнем с того, что определимся с основными понятиями.
Термины
Мистицизм – это мировосприятие, включающее в себя области за пределами привычного восприятия людей. Эти области принято называть сверхестесственными, но это весьма условное и относительное название. Всё просто — люди привыкли оперировать вниманием в определенном диапазоне, и этот диапазон определяет то, что человек называет миром. Мистицизм подразумевает расширенное восприятие. И как следствие более широкую картину мира.
Метафизика – это описание реальности и её фундаментальных основ. Она может включать в себя и мистицизм, как основу для описания.
Сверхспособности – это следствие расширенного восприятия. И они могут быть весьма разнообразными. Чем шире диапазон восприятия мира, тем больше возможностей для взаимодействия с ним.
Где же, исходя из этих определений, место для пробуждения?
Ответ: нигде. И вот тут следует быть внимательным.
Пробуждение подразумевает самоосознание за пределами чувственного восприятия, за пределами форм и описаний. За пределами как грубого, так и тонкого. Это потеря какой-либо позиции и точки зрения, благодаря чему и приходит осознание всего разом, целиком, как одного неделимого, в котором нет двух – ни воспринимающего, ни воспринимаемого.
Вопрос стоит радикально: пробуждение от чего? Ответ таков: от мира и всего того, что в нём есть, включая личность пробуждённого. Пробужденный по праву может быть назван «не от мира сего», ибо пробуждение – это осознание себя как того, кто миром не затронут.
Это не расширенное восприятие в новом состоянии сознания. Это не другое описание реальности. Это не сверхспособность и не какой-либо из уровней, который нужно достигнуть.
Говоря о пробужденном восприятии мы говорим об естественное состоянии бытия каждого живого существа до наложения на него чувственного восприятия, появления каких-либо качеств и умственных описаний. А это в свою очередь составляет весь человеческий опыт, всё что человеку известно. Пробудиться — значит осознать себя за пределами известного, проигнорировать всё, что ты знаешь. И это в сущности значит следующее: проигнорировать весь мир, включая тело, эмоции и чувственное восприятие – как грубое, так и тонкое.
А теперь рассмотрим как всё это соотносится друг с другом, в рамках одной метафоры.
Простая метафизика
Давайте представим себе, что материальная часть мира – это сцена кукольного театра. Такого, в котором куклы надеваются на руки и говорят голосами своим кукловодов.
Куклы – это человеческие тела, персонажи, исполняющие свои роли в людской театральной постановке. И вот на сцене куклы движутся и отыгрывают какой-то сложный сценарий.
Почти все отождествлены с этими куклами, самозабвенно веря в некую объективную реальность и эту кукольную сцену. Но есть и те, кто в силу разных причин, однажды перестали пристально смотреть на свою куклу и вдруг заметили руку, на которую кукла надета.
«Ого-го! Я не это тело! Вот он я настоящий!» — смотря на выглядывающую из под куклы руку и сотрясая ею, восклицают они, — «Вот он я! Вот скрытая реальность! Теперь мне всё ясно!»
И под впечатлением этого открытия, некоторые высовывают руку из куклы и начинают исследовать ею сцену и закулисье, будто заново открывая для себя реальность.
При этом они не обращают внимание на важную деталь — на руке почему-то нарисован персонаж, которым эта рука управляла, т.е. рука выглядит почти так же как и кукла, только теперь она не так привязана к сцене и обладает куда лучшей способностью что-либо схватывать.
И вот эта персонифицированная кисть руки начинает передвигаться по закулисью и сталкивается с другими ручками, общается с ними, узнает много нового, начинает влиять на кукол и сцену, оперируя новыми возможностями. Иногда, они мешают другим отыгрывать свои роли, иногда шатают сцену, или выкручивают гайки у её основания, сами того не понимая. А потом они жалуются, что администраторы театра следят за ними и не разрешают делать, что хочется.
Когда ты отождествлен с куклой – это обычная человеческая жизнь. Когда же отождествляешься с разрисованной рукой, тогда это называют внетелесными, или астральными опытами.
Некоторые идут дальше. Они замечают, что эта кисть руки растёт из запястья, переходящего в локоть и плечо, а потом и вовсе во что-то трудно представимое. Тогда они начинают понимать, что всё намного сложнее, и что они представляют из себя нечто намного бОльшее, чем эта разрисованная кисть. Да только признать себя этим бОльшим означает распрощаться с частью набранных убеждений и опор в привычном восприятии.
И вот когда остается цепляние за это привычное восприятие, но при этом выражена тяга к своим истокам, тогда рука поворачивается к телу, частью которого является, и начинает говорить с ним, так, как будто есть два отдельных субъекта: рука – один субъект, и тело – другой. Вот тогда и возникают концепции о малом и большом «я». И такое общение люди называют «контактом с высшим я».
А если смотреть не на свой исток руки, а на истоки других рук, тогда можно начать контактировать с другими «высшими я».
Одни из них управляют куклами, другие же не имея своей куклы, бродят по закулисью, исполняя какие-то свои задачи. Они входят с тобой в контакт, чтобы сообщить то, что тебе, или другим необходимо услышать. Их появление – это всегда ответная реакция на выраженное намерение. И если ты им уступаешь свою куклу, позволив ею управлять и говорить, то это называется ченнелинг.
Ослабляя привязанность к кукле и руке, внимание переносится на бОльшие части тела. «Ха!» — восклицает тот, кто вновь расширил своё восприятие, — «Я на самом деле не эта рука, а кукловод, который управляет ею! Вот она какая — подлинная целостность! Вот что такое Душа!»
И вот игра в управление и делание продолжается на новом уровне. Но однажды, когда интерес к происходящему на сцене и закулисью уменьшится, тот, кто считает себя кукловодом, спросит себя: «А для кого, собственно, разыгрывается эта театральная постановка? Кто зритель?»
Тогда он неожиданно может обнаружить, что именно он наблюдает за всем этим. И что всё воспринимаемое до этого было театральной сценой в большом цирке. Будучи зрителем в зале, он смотрел на круглую цирковую арену с разных сторон, поэтому видел и кукольное представление на ней, и её закулисье с кукловодами. И это было так интересно и захватывающе, что он постоянно отождествлялся с тем, что видел.
И это по большому счёту нормально, ведь для этого он и пришел на это представление – переживать наблюдаемое.
Сам же зритель находится вне сцены и закулисья. Он не затронут ими. И всё же всё что он видит – его же проекции, полностью согласованные с его виденьем.
Но и это не всё. Хоть зритель и свободен от сцены и от всех видимых форм, но он не свободен от некой точки обзора, которую он занимает в зале. И эта точка обзора все ещё обусловлена наличием идеи «я». Ранее она выражалась как «я кукла», потом — «я рука», позже — «я кукловод», теперь же — «я наблюдатель». Поэтому цирковая арена видится им как нечто отдельное от него самого.
Когда отпускается и эта идея, всё воспринимается разом, со всех сторон и одновременно. И всё происходящее видится как внутреннее содержание сознания в отсутствии идеи о воспринимающем. Тогда остается только восприятие, только сознание, только основа бытия.
Парадоксы восприятия
Люди со склонностью к восприятию тонкой составляющей мира, не имея переживания изначальной основы бытия, неизбежно будут увлечены миром собственных проекций, который они будут считать реальным и независимым от их восприятия. Отсюда и большинство парадоксов, заблуждений и путаницы. И поэтому духовные традиции настаивают на том, чтобы не придавать большое значение ничему из воспринимаемого, и не увлекаться так называемыми сверхспособностями. По этой же причине на востоке настаивают на наличии Гуру, который всякий раз будет указывать тебе на очередное отождествление, очередную остановку или схождение с пути.
Изначальная основа бытия – это чистое сознание вне форм и концепций. И это – изначальная природа каждого, независимо от того осознает он это, или нет. Вся воспринимаемая реальность разворачивается внутри этого сознания.
Почему говорят, что все формы нереальны? Потому что они – лишь видимость, обусловленная восприятием конкретного существа. Это легко понять, если сравнить человеческое восприятие с восприятием какого-нибудь животного. Например, летучая мышь воспринимает очень широкий диапазон звуков, и эта звуковая чувствительность такова, что она как будто бы видит звук в объеме, определяя с его помощью расстояние до объектов. Там, где человек ничего не воспринимает, летучая мышь воспринимает определенную часть реальности. Её зрение при этом тоже весьма отлично от человеческого.
И вот вопрос: чья картина мира реальна? Человека или летучей мыши?
Ответ прост — ничья, если говорить о форме. И та, и другая картина мира обусловлена органами восприятия данного существа. Реальность приобретает ту форму, которая свойственна этому восприятию.
И тут некоторые могут начать возражать: но я способен воспринимать мир не используя органы восприятия, т.е. не пользуясь физическими глазами, ушами, носом, языком и кожей.
Да, способны, но при этом вы пользуетесь отпечатками именно этих пяти чувств в уме, так как у вас уже был этот опыт восприятия в прошлом, и ум способен его воспроизводить. То же самое происходит в сновидениях любого человека — тело спит, а все пять чувств используются внутри мира сновидения. И если вы на это посмотрите с этой стороны, то поймете, что это не так уж и необычно.
Вы не способны придумать совершенно новое чувство. Вы пользуетесь комбинацией тех чувств, опыт которых у вас имеется. В измененных состояниях сознания вы можете их усилить, или причудливо соединить, но новое чувство вы не можете даже вообразить. А то самое шестое чувство – это интуитивное знание, которое возникает в уме, не схваченного пятью чувствами. В некотором смысле ум – это орган шестого чувства.
Из сказанного можно вывести ещё одно частое заблуждение тех, кто воспринимает тонкие уровни. Многие думают, что если они способны успокоить тело и отвлечься от него, перенеся внимание на более тонкие уровни, то значит они уже с телом не отождествлены.
Вообще-то это не так.
Во-первых, как уже было сказано, при этом используются пять чувств, свойственных физическому телу.
Во-вторых, сохраняется представление о себе как об отдельной личности, которая недавно находилась в теле. А образ личности неразрывно связан с телом и его историей, поэтому тонкое тело по-началу видится как его копия.
В-третьих, такое личностное восприятие обуславливает то, что при этом воспринимается на тонких уровнях. Так, по этой причине многие склонны персонифицировать то, что там воспринимается. И в таком случае все силы вселенной приобретают формы богов и сущностей очень уж напоминающих людей. Отсюда и вся мифология и огромные пантеоны богов в различных религиях.
Говорят, что человек создан по подобию Бога. Но в этом случае всё наоборот: боги видятся подобными человеку.
Впрочем, даже если эти силы воспринимаются как тонкие вибрации, или сложные геометрические и световые формы – это все ещё человеческое восприятие, но менее обусловленное персонификацией.
Самый простой способ узнать отождествляешься ли ты с телом — это проследить свои реакции в обыденной жизни. Если тебя хоть что-то задевает, выводя из равновесия, то отождествление ещё имеется. И я вам скажу по секрету: прямое или косвенное отождествление с телом сохраняется до самого момента полного пробуждения.
Ничего плохого в человеческом восприятии нет, просто нужно понимать, что оно — человеческое. И если твоя цель пробуждение, то отпустить это восприятие – твой путь.
Гностики (представители мистического течения в раннем христианстве) делили людей на три категории:
Обусловленных материальной формой, они называли «плотскими людьми».
Обусловленных тонким восприятием – «душевными».
А тех, кто стремится за пределы всех форм, укореняясь в беспредельном духе – «духовными».
И по их представлениям, лишь третьи имеют шанс достичь подлинного знания.
Увлечься мистикой, магией и сверхвозможностями, считая их чем-то особенным и значительным, значит застрять во второй категории, значит отождествиться с кем-то могущественным, знающим и особенным. А это — просто очередная причуда ЭГО в виде гордыни и тщеславия.
Но главный вопрос в другом. Обязательно ли заглядывать за кулисы кукольного театра, чтобы осознать, что ты находишься за его пределами? Нужно ли нырять в огромный океан подсознания, чтобы понять, что и на поверхности, и на глубине этого океана одна и та же субстанция? Нужно ли копаться в том, как устроено сновидение, чтобы проснуться от него?
В контексте пробуждения ответ очевиден, вот только тем, у кого уже развились определенные способности, это признать непросто. Быть особенным — та ещё ловушка. Но из неё не так уж и сложно выйти. Достаточно глубоко понять это: все особенные.
И вот ещё несколько слов от одного старого Мастера. Они — настоящее сокровище:
Великий Путь не труден,
Следует лишь избегать предпочтений.
Сэн Цань
Альберт Караман
8.05.2015
Источник
Всего комментариев: 0 | |