Киево-Печерская лавра
На живописных склонах Днепра раскинулся редкий по красоте, уникальный по художественной ценности ансамбль сооружений Киево-Печерской Лавры. Словно былинные богатыри в сверкающих золотом шлемах, величественно и торжественно стоят они на крутом берегу Славутича, молчаливые свидетели многовековой истории города, отмечающего свое 1500-летие. Чудесный ансамбль Лавры, увенчанный почти стометровой колокольней,— это неотъемлемая и значительная часть силуэта города, создававшегося талантом и трудом многих поколений.
На протяжении многих столетий, начиная с середины XI в., возводился ансамбль Лавры. Как свидетельствуют старинные памятники древнерусской письменности, именно тогда в пещерах возник монастырь, названный Печерским. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с подданными крестьянами, различные угодья. Благодаря их поддержке монастырь превращается в центр славянского христианства, в место паломничества. Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям.
Стремительно поднимается в небо Большая лаврская колокольня, золотом играют на солнце купола церквей, радуют сердце древние храмы и монастырские строения. А глубоко под землей расположены таинственные лаврские пещеры, овеянные славой и святостью подвижников печерских. Возникновение Киево-Печерского монастыря обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными последствиями крещения Киевской Руси в 988-989 гг.
Согласно "Повести временных лет", автором которой является монах Печерской обители Нестор, в 1051 г. подвижник Антоний основал в пещере монастырь. Возвратившись в Киев из Святого Афона, Антоний долго ходил по монастырям родной земли, и не найдя для души своей достойного места, решил уединиться в древней пещере неподалеку от княжеского села Берестово. Нестор Летописец пишет: "Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу".
Аскетический образ жизни прп. Антония прославил его по всей Русской земле. Вокруг него начали собираться единомышленники. Он стал их наставником, духовным отцом. Когда количество братии достигло 12, прп.Антоний поставил игуменомВарлаама, а сам в 1062 г. переселился на соседний холм и выкопал там новую пещеру. Так возникли пещеры, позднее получившие название Ближние и Дальние. Вокруг первых подвижников была создана крепкая религиозная община. Когда число братии возросло до 100, князь Изяслав, по просьбе прп. Антония, подарил монахам гору над пещерами, где была построена первая деревянная церковь. Вокруг нее строятся новые кельи, куда переселяется почти вся братия. Фактически здесь создается новый монастырь, а пещеры превращаются в место погребения. В пещерах остается небольшое количество монахов для выполнения обряда погребения и проведения ежедневных литургий. Поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и монастырь стал называться Печерским.
Значительным событием для дальнейшего развития монастырской жизни Киевской Руси было принятие игуменом ФеодосиемСтудийского устава, известного своей детальной разработкой богослужебной деятельности и довольно строгими правилами монашеской жизни. Студийский устав регламентировал монашескую жизнь в обители. Со временем его приняли все монастыри Киевской Руси. Поэтому прп. Феодосия считают основателем монашества в Руси-Украине. Жизнь основателей Киево-Печерского монастыря воспринималась как моральный подвиг. Отречение монахов от мирских соблазнов, их аскетизм вызывали у верующих благоговение не только к инокам, а и к христианству в целом. Это обусловило благосклонность власти к монастырям. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с крепостными крестьянами, разные угодья.
Огромный вклад внес Печерский монастырь в развитие отечественной культуры. Этому способствовала довольно значительная концентрация в нем просвещенных людей. Еще в ХІ в. здесь зародилось летописание. Первым известным нам летописцем был Илларион (в схиме Никон) - игумен Печерского монастыря (1077-1088 гг.). В стенах Печерской обители жил и творил первый историк нашей страны Нестор Летописец. В 1113 г. он закончил "Повесть временных лет" - первая систематизированная летопись по истории нашей Родины. Талантливым церковным писателем был прп. Феодосий. Известны его послания, поучения, письма.
В первой половине ХІІІ в. печерские монахи Нестор, Поликарп и Симон создали "Патерик Печерский", который прославлял святых отцов Антония, Феодосия, Никона, Николу Святошу и других подвижников, живописцев, врачей. Кроме того, Патерик содержал много сведений по истории монастыря, о духовной жизни и быте монахов, о строительстве обители. Это своеобразный историко-этнографический документ, охватывающий период с ХІ по ХІІІ вв. Он был напечатан в 1661 г. в типографии Киево-Печерской лавры. Согласно Студийскому уставу, каждый монах должен был читать рукописные книги, хранящиеся в монастырской библиотеке. Уже в то время монастырь имел значительное книгохранилище, которое позднее пополнилось довольно большим количеством собственных книг князя-монаха Николы Святоши.
Панорама Киево-Печерской лавры. Хромолитография. Начало ХХ в.
В Печерском монастыре в ХІ в. развивалось и изобразительное искусство, ярким представителем которого был монах Алипий. Он стал первым иконописцем Киевской Руси, научившись этому искусству у греков. Печерская обитель считается также центром медицины Киевской Руси. Известнейшим врачом монастыря был Агапит. Также известные имена врачей Алипия, Дамиана, Григория и др. В монастырь за медицинской помощью обращались даже великие князья. Здесь в начале ХІІ в., на средства правнука Ярослава Мудрого черниговского князя Святослава Давыдовича, была создана первая больница Киевской Руси. На основе этой больницы позднее возник Никольский Больничный монастырь с церквями, больницей и аптекой, который входил в состав Киево-Печерской лавры. Медицина в монастыре развивалась на базе народной врачебной практики, а также использования достижений медицинских знаний зарубежных стран.
Беспокоясь о церковных делах и процветании Печерского монастыря, игумен Феодосий уделял много внимания его внешнему виду, обустройству насельников.
В связи с увеличением количества монахов, была значительно расширена территория монастыря, построены новые кельи, обитель обнесена изгородью. В 1073 г. в торжественной обстановке был заложен каменный Успенский собор. В конце 80-х гг. ХІ в., когда было завершено его строительство, авторитет Печерского монастыря был довольно высоким. Духовное влияние обители распространялось далеко за пределы Киева. Печерский монастырь стал также центром подготовки православного духовенства. Многие печерские монахи становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те земли, которые еще исповедовали язычество. В начале ХІІІ в. из числа монастырской братии в разные регионы Киевской Руси было назначено около 50 епископов.
Несмотря на разрушения, произошедшие во время нападения на Киев войска половецкого хана Боняка, в обители продолжалось строительство. В 1106-1108 гг. была сооруженаТроицкая надвратная церковь. В 1108 г. завершилось строительство каменной трапезной. В конце ХІІ в. вокруг монастыря была возведена каменная стена. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира в селе Берестовом, в начале ХІІ в. была построенацерковь Спаса. В середине ХІІ в. Киево-Печерский монастырь добился выхода из-под власти Константинопольского патриарха. Сын великого киевского князя Юрия ДолгорукогоАндрей Боголюбский в 1159 г. предоставил печерскому монастырю титул "лавра", статус великокняжеской архимандрии и ставропигии.
В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения. В 1240 г. Киев был разрушен и ограблен полчищами степных кочевников. Но церковь была освобождена от уплаты постоянной дани Золотой Орде. Неприкосновенными объявлялись церковно-монастырские владения. Эти льготы были законодательно закреплены специальными ярлыками ордынских ханов. Но общее покровительство не гарантировало церкви защиту от насилия и разрушения культовых сооружений. Замерло каменное церковное строительство, прекратилось иконописание, пришли в упадок традиции многих ремесел.
Во второй половине ХІV в. украинские земли попали под власть княжества Литовского, а затем шляхетской Польши. В XVI в. после Люблинской (1569 г.) и Брестской (1596 г.) уний Польша старалась увенчать свое господство над украинским народом путем склонения его к католицизму. Благодаря деятельности архимандритов, поддержке казачества, мещан, крестьян и значительной части украинской православной шляхты Киево-Печерский монастырь - ставропигия Константинопольского патриарха - сохранил родную веру.
Большую роль в сопротивлении политической реформации церкви сыграл печерский архимандритНикифор Тур (1590-1599 гг.), при нем монастырь подчинился Константинопольскому патриарху и получил подтверждение права ставропигии. После смерти Никифора Тура, в сентябре 1599 г., братия избрала печерским архимандритом активного защитника православияигумена Пинского Лищинского монастыря Елисея Плетенецкого. Оставаясь на протяжении почти 25 лет Печерским архимандритом, Елисей Плетенецкий много сделал для укрепления авторитета монастыря, расширения его владений и усовершенствования быта и монастырских порядков. Во время его архимандритства был отреставрирован Успенский собор, отремонтирована больница для бедных, начато книгопечатанье в Лавре.
В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 г. Вокруг неё группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них - Елисей Плетенецкий, Памва Беринда, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Петр Могила, Афанасий Кальнофойский, Иннокентий Гизель и многие другие. В лаврской типографии увидели мир роскошно оправленные и украшенные гравюрамиЖития святых, Евангелия, Акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Часослов" (1616 г.), "Тератургима" (1638 г.) Афанасия Кальнофойского, "Требник" (1645 г.) Петра Могилы, "Патерик Печерский" (1661 г.), "Синопсис" (1674 г.) Иннокентия Гизеля. До середины XVIII в. лаврская типография практически не имела конкурентов.
Благодаря работе таких граверов как Илья, Л.Тарасевич, Д.Галяховский, А.Козачковский и других, гравюра достигла высокого профессионального уровня, стала широко известным жанром искусства. Издания Киево-Печерской типографии пользовались популярностью не только благодаря полиграфии и иллюстрациям, но и изысканности внешнего оформления.
Важное место в истории монастыря занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополитПетр Могила. Это был активный церковный деятель, дальнозоркий и мудрый правитель. Одной из главных сфер деятельности Петра Могилы, направленной на укрепление позиций православной церкви, была забота об образовании. В 1631 г. митрополит Петр Могила основал в Киево-Печерской лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и др. В 1632 г. для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянский коллегиум. Митрополит Петр Могила уделял также большое внимание деятельности печерской типографии.
В XVII в., по мере возрождения и укрепления позиций Православной церкви на Украине, становится очевидной необходимость официальной канонизации Печерских святых. В 1619 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Захария Копистенський, редактируя к изданию в лаврской типографии Праздничную Минею (Анфологион) поместил наряду со вселенскими и общерусскими святыми имена 24 преподобных Печерских, ранее местночтимых. Святитель Петр Могила, лаврский архимандрит, а затем митрополит Киевский, начал ходатайствовать о получении официального разрешения Константинополя на канонизацию Печерских святых.
В 1643 г. в Киеве был составлен "Канон Печерским Святым", который постепенно приобрел статус официального церковного манифеста, провозглашавший чествование украинских угодников и, прежде всего, Печерских черноризцев. Он насчитывает 74 имени, из них 41 принадлежало лаврским святым (39 c Ближних пещер и 2 - c Дальних). Только в 1762 г. русская церковь провозгласила Печерских святых общерусскими. Формирование современного лаврского пантеона окончательно завершилось во второй половине XVIII в. Пантеон святыз составляет 73 преподобных в Ближних пещерах и 45 - в Дальних.
Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета... В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи. Во время борьбы украинского народа за национальное освобождение в 1648-1654 гг. Киево-Печерский монастырь неоднократно подвергался нападениям и разрушениям. Неоднозначным было отношение высшего украинского православного духовенства к воссоединению Украины с Россией.
Украинских иерархов пугала перспектива потери церковной, экономической и личной независимости. Для высшего православного духовенства, возглавляемого киевским митрополитом Сильвестром Косовым, целесообразнее было оставаться под юрисдикцией Константинопольского патриарха, чем переходить под власть патриарха Московского. Это было одной из причин того, что украинские православные иерархи были против присоединения Украины к России. Сильвестр Косов и печерский архимандрит Иосиф Тризна сначала отказались вместе с киевлянами и монахами присягнуть на верность московскому царю. И лишь под давлением казаков, поддерживающих Переяславский договор, Иосиф Тризна 19 января 1654 г. был вынужден провести акт присяги в Успенском соборе.
После смерти 1656 г. Иосифа Тризны лаврская братия избрала своим архимандритом воспитанника Петра Могилы Иннокентия Гизеля. Он возглавлял монастырь в трудное время (1656-1684), когда его земельные владения опустошали татары, а многочисленные пожары уничтожили значительную часть рукописей и лаврских изданий. Весной 1686 г. в Москве был заключен с Польшей так называемый Вечный мир и взаимный союз против Турции. Тяжелым следствием этого соглашения стало подчинение Московскому патриархату Украинской православной церкви, что на несколько столетий лишило ее самостоятельности.
Стараясь добиться благосклонности украинского духовенства, настроенного против отмены Москвой ее давних прав и привилегий, царское правительство предоставляло самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Поэтому в конце XVII - начале XVIII веков феодально-крепостное хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. К тому времени во владении монастыря было три города, семь местечек, 120 сел и хуторов с 56 тысячами крепостных. В вотчинах монастыря насчитывалось несколько сотен промышленных предприятий и торговых учреждений.
В ХVІІ в. в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Тогда же была построена каменная Трапезная палата с церковью. На средства гетмана Ивана Мазепы вокруг Верхней территории Лавры сооружена крепостная стена с четырьмя башнями и тремя воротами, и церковь Всех Святыхнад Экономическими воротами. В ночь с 21 на 22 апреля 1718 г. в келье наместника Лавры Варлаама Голенковского возник пожар, который уничтожил все деревянные здания и повредил каменные сооружения. Погибло немало церковных ценностей, пострадали изделия из драгоценных металлов и тканей, лаврская библиотека.
С 1720 г. начались восстановительные работы, которые длились почти полстолетия. В этот период, в украинском искусстве, в частности архитектуре, сложился своеобразный стиль, который получил название украинского барокко. Ему присущи праздничность, пышная декоративность и динамичность. Именно в этом стиле восстанавливаются и украшаются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь. Интерьеры Успенского собора и Троицкой надвратной церкви в 30-х годах XVIII в. расписали лучшие лаврские художники - Алимпий Галик, Иван Максимович, Феоктист Павловский, руководил живописными роботами мастер Стефан Лубенский. Принципы, которые легли в основу монументальных росписей этих храмов стали образцом для последующих росписей церквей и монастырей Украины. Изумительные архитектурные памятники, высокохудожественные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства выполнены руками таких выдающихся мастеров как Степан Ковнир, Никифор Горох, инженер-строитель В.Новгородцев, зодчие И.Григорович-Барский и Стрембицкий, архитекторы Ф.Васильев, П.Неелов, Й.Шедель и многие другие.
Таким образом, к середине XVIII в. в живописном амфитеатре днепровских склонов сложился архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры, который сохранился до нашего времени. При застройке территории был удачно использован естественный ландшафт: на верхнем плато - памятники архитектуры Верхней Лавры, на склоне горы - сооружения Ближних пещер, а на южном холме - архитектурный ансамбль Дальних пещер. В XIX в., как и раньше, Лавра проводила значительные строительные и ремонтно-реставрационные работы.
В период реконструкции Печерской крепости, в середине XIX в., вокруг Нижней территории Лавры была сооружена каменнаякрепостная стена. В конце ХІХ в. по проекту архитектора В.Николаева построена Трапезная палата и церковь. Под руководством архитектора А.Щусева были расписаны интерьеры церкви и Трапезной палаты. Обитель проявляла заботу о здоровье монахов и богомольцев. В 1845 г. на территории монастыря была построена двухэтажная больница, а также больница для богомольцев и путешественников, в которых каждый год лечилось свыше 500 больных.
В 1873 г. в Киеве при Церковно-Археологическом обществе был создан первый общедоступный музей города - Церковно-Археологический, уникальная коллекция которого насчитывала более 30 тыс. экспонатов. Целью его создания была защита и собирание церковных древностей, а также изучение церковной истории. По своим организационным принципам музей был учреждением светским, действовал на общественных началах и существовал за счет добровольных пожертвований. Создание этого музея нашло глубокое понимание среди духовенства - от сельских пастырей до настоятелей монастырей и епископата, многие из которых оказывали содействие в пополнении коллекции музея.
Вопрос об организации музея на территории Лавры возникал еще до событий 1917 г. Так, ризница Успенского собора Киево-Печерской лавры издавна была своеобразным закрытым музеем, недоступным для обычных граждан. В основанной митрополитомФлавианом на территории Киево-Печерской лавры Флавиановской библиотеке, кроме коллекции старинных книг, были и другие экспонаты, которые выставлялись в читальных залах.
В 1918 г. исполняющий обязанности настоятеля Лавры архимандрит Климент среди других потребностей обители считал необходимым организацию собственного монастырского Церковно-Археологического музея, который мог бы содействовать более правильному сохранению памятников лаврской истории и древности. Для организации музея планировалось создать специальную комиссию во главе с известным церковным историком, исследователем Лавры протоиереем Ф.И.Титовым. Идея Лаврского музея все же была воплощена в жизнь, но в несколько других формах.
После октябрьских событий 1917 г. в истории Киево-Печерской лавры начались очень трудные времена. Согласно декрету советского правительства "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918 г.) все имущество церковных и религиозных организаций было провозглашено достоянием народа. Начались гонения на церковь со стороны государства и воинствующих атеистов. Духовные и материальные ценности Лавры оказались под угрозой. Только за период с 1919 по 1922 год в Лавре было изъято ценностей на сумму свыше 164 657 руб. золотом. В начале 20-х годов благодаря энтузиазму лучших представителей творческой интеллигенции на территории Киево-Печерской лавры появляется первый защитник православной святыни. 26 мая 1922 г. на заседании Киевского комитета по охране памятников искусств было принято постановление "Об организации Музея культов и быта". Организаторами его стали известные украинские ученые: Ф.М.Морозов, Ф.И.Шмит, Ф.Л.Эрнст и др. Создание на территории Лавры музея очень существенно усложняло проведение в жизнь поставленного курса на уничтожение обители, ее духовных и художественных ценностей.
После длительных переговоров в "Музей культов и быта" перешла самая ценная часть коллекции Церковно-Археологического музея, над которой в то время нависла реальная угроза уничтожения. Большое количество исторических ценностей, сохранявшихся в ризнице, церквях и других помещениях Киево-Печерской лавры, стало основой этого музея, первым директором которого был назначен губинспектор политпросвета О.Винницкий. Экспозицию разместили в Митрополичьих покоях.
20 января 1923 г. главный хранитель музея Ф.М.Морозов составил первые сведения о "Музее культов и быта в Киево-Печерской лавре". В этом году музей посетили около 1200 человек. Деятельность Церковно-Археологического музея и "Музея культов и быта" являются неотъемлемой частью предистории Заповедника, их объединяет как направленность на защиту церковных древностей и изучения церковной истории, так и то, что они были основаны благодаря деятельности лучших представителей национальной интеллигенции - церковной и светской. К 1925 г. киевский "Музей культов и быта" стал одним из ведущих в Украине. Его фонды насчитывали 82 тысячи экспонатов и состояли из восьми отделов: металла, станковой живописи, тканей и шитья, нумизматики, культов, истории Лавры, манускриптов и книгопечатания.
В годы "воинствующего атеизма" в Лавре не было разрушено ни одного здания. Наоборот - создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. Именно благодаря музею сотни тысяч памятников истории, искусства и культуры сохранились до наших дней. Сохранились - благодаря подвижничеству сотрудников музея, которые вопреки всем режимам, лихолетьям, войнам старались спасти и возвратить из небытия духовное наследие прошлого.
Учитывая большое историко-культурное значение монастырского архитектурного ансамбля и предметов музейной коллекции, 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление "О признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и преобразование ее во Всеукраинский музейный городок". В соответствии с постановлением в состав заповедника вошли: Музеи культов и быта, нумизматики, староукраинской строительной техники, украинских старожитностей, І Всеукраинская реставрационная мастерская, типография Всеукраинской Академии наук, храмы, крепостные стены, Ближние и Дальние пещеры, колокольни, архивный фонд Киево-Печерской лавры, библиотеки.
На протяжении второй половины 20 - начала 30-х годов музей достиг заслуженной славы большого научного центра. "Оперативный план Лаврского Музея на 1925-1926 гг." является наглядным доказательством высокого уровня музейной и научной работы в Заповеднике того времени и отсутствия в его работе любой заполитизированности. Здесь работали выдающиеся научные работники того времени: К.Мощенко, М.Новицкая, П.Попов, П.Потоцкий, В.Шугаевский, которые издали ряд фундаментальных исследований по истории, литературе, музейному делу, большинство из которых и сегодня не утратили своего научного значения. Сотрудники Заповедника выезжали в научные экспедиции в города России и Украины, вплоть до Кавказа и Сибири. Культурно-просветительная деятельность на территории Киево-Печерской лавры разворачивалась параллельно с существованием здесь монашеской общины. Однако, в начале 1930 г. монастырь был закрыт. В том же году был закрыт Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами Заповедника.
Историко-культурный заповедник накануне Второй Мировой войны превратился в крупный научно-просветительский центр. Своими историческими памятниками и музеями он ежегодно привлекал сотни тысяч экскурсантов. Деятельность сотрудников Заповедника была приостановлена Второй Мировой войной и оккупацией Киева в сентябре 1941 г. Сначала немецкие власти пытались найти поддержку церкви и населения.
В 1942 г. на нижней территории Киево-Печерского заповедника возобновил свою деятельность монастырь. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврийский Антоний (князь Давид Абашидзе), бывший монах Киево-Печерской лавры. С первых дней оккупации Украины немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. Перед оккупацией часть экспонатов была эвакуирована в отдаленные от фронта регионы России. Но значительный процент оставшихся музейных экспонатов был либо вывезен в Германию, либо утерян во время войны. Фондовые коллекции Заповедника как единое целое, фактически, прекратили свое существование.
Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 г. был взорван Успенский собор. Огромной силы взрыв вызвал значительное сотрясение грунта, что привело к разрушению зданий вокруг собора и появлению трещин в фундаментах сооружений, а также к повреждению дренажной системы.
В ноябре 1943 г., после освобождения города, Киево-Печерский заповедник возобновил свою деятельность. Началась планомерная работа по восстановлению и реставрации архитектурных памятников, исторических сооружений, уникальных произведений искусства. Постепенно с Урала, Германии начали возвращаться экспонаты (всего 3503 единицы хранения). Основное восстановление фондовой коллекции, ее учет был проведен в 1946-1949 годах. Кроме культовых облачений, из Германии возвратилось свыше двух тысяч икон, портретов. Через Госбанк Украины - свыше 16 тысяч изделий из металла, коллекция нумизматики. Из библиотеки Академии наук Украины были переданы старопечатные книги, гравюры. Кроме того, под руинами Успенского собора было найдено свыше пяти тысяч изделий из драгоценных металлов и свыше двух тысяч изделий из драгоценных тканей.
В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации - 1941 г. был упразднен, его жители изгнаны. На протяжении 1960-1980-х гг. Заповедник проводил восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. Были также разработаны мероприятия по благоустройству территории. Научно-исследовательскую деятельность было направлено на изучение истории Лавры, ее архитектурного ансамбля и фондовых коллекций. В отреставрированных корпусах расположились постоянные выставки. В 1970-1990-х гг.
Институтом археологии АН Украины на территории Заповедника и в пещерах проводились археологические раскопки, к которым были привлечены и музейные сотрудники. В районе Соборной площади были найдены остатки древнерусской мастерской, в которой изготовляли смальту для мозаикУспенского собора, а также фундаменты первой монастырской трапезной. Охранные раскопки в Ближних пещерах (1978?1979 гг.) были самыми масштабными исследованиями лаврских пещер. Ученые открыли неизвестные проходы, обнаружили большое количество надписей на стенах, фрагменты настенной живописи, а также разнообразный археологический материал.
В июне 1988 г., в связи с празднованием 1000-летия крещения Украины-Руси, Совет Министров Украины принял постановление, согласно которому вновь созданной печерской религиозной общине была передана территория Дальних пещер со всеми зданиями и пещерным лабиринтом. А в 1990 г. к ней была присоединена и территория Ближних пещер. На территории монастыря была открыта Духовная академия и семинария. Этими актами было начато возрождение монастыря Украинской Православной Церкви, с руководством которой ныне налажено плодотворное творческое сотрудничество: открыто ряд совместных благотворительных выставок, проводятся общие ежегодные научные конференции Могилянские чтения, совместными усилиями осуществлен выпуск нескольких изданий.
Киево-Печерская лавра - это выдающийся памятник не только славянской, но и всемирной культуры. Принимая во внимание исключительность архитектурного ансамбля, роль Лавры в развитии отечественной и мировой культуры, науки и образования, 14 сессия международного комитета ЮНЕСКО в 1990 г. внесла Киево-Печерскую лавру в "Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО". Историко-культурный заповедник, созданный в 1926 г., обеспечил охрану и реставрацию художественных национальных ценностей, архитектурного комплекса Киево-Печерской лавры. Он является уникальным и одним из самых больших музейных комплексов Восточной Европы. Указом Президента Украины от 13 марта 1996 г., учитывая значение Заповедника как уникального культурного и научного учреждения, ему предоставлен статус Национального.
Сейчас на территории заповедника, площадь которого составляет 28 гектаров, находится 122 памятника архитектуры XI—XVIII вв. Киево-Печерская лавра входит в перечень всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Территория Лавры разделена на две части - Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Лавра - Национальный историко-культурный заповедник в подчинении Министерства культуры, в Нижней Лавре находится мужской монастырь.
Большой интерес вызывают лабиринты Ближних и Дальних пещер — своеобразных памятников истории и подземной архитектуры. Выкопаны они были в XI в. и вначале использовались под кельи и церкви. Вскоре религиозная жизнь монастыря переместилась в наземные храмы, а пещеры стали местом погребения. Длина Дальних пещер — 282 м, Ближних — 370 м. Залегают они на глубине от 5 до 15 м. Превращение пещер в место массового паломничества верующих побуждало духовенство монастыря периодически перестраивать их. Со временем здесь были сделаны просторные коридоры, отдельные боковые ответвления объединены в один главный круговой проход. Обновлялись древние подземные церкви, старые деревянные иконостасы заменялись новыми — медными с позолотой, представляющими собой ценные образцы художественного литья и чеканки работы киевских мастеров Федора Коробки, Григория Чижевского, Георгия и Захария Брезгуновых.
Продолжая просветительские традиции Лавры, коллектив Заповедника занимается научно-исследовательской, экспозиционной, научно-просветительской деятельностью. В последнее время создан ряд новых выставок, постоянно действует лекторий, издаются книги и каталоги выставок, ежегодно в Заповеднике собираются научные сотрудники из Украины и других стран на научно-практическую конференцию "Могилянские чтения".
Заповедник является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает сотни тысяч туристов из разных стран мира. На постоянно действующих и периодических выставках экспонируются замечательные изделия из драгоценных металлов, культовое шитье, богатая коллекция <
Источник
Всего комментариев: 0 | |