Как лечит Аюрведа.
Как лечит Аюрведа. Часть 1
Аюрведа учит нас жить полноценно. Она призвана избавлять людей от страданий, не только в виде болезней тела и ума, но и на более глубоком и тонком уровне.
Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим и психическим недугом, полезен для общества и духовно счастлив. Интуитивно каждый из нас стремится к подобному состоянию. Но не каждый достигает его. И речь сейчас идет не об отсутствии физической боли или телесных изъянов. Каждый, кто однажды заболел, сразу задается вопросами. Почему именно я? За что?
Первый шаг к исцелению в аюрведе называется «прощением болезни». Нужно смиренно принять болезнь, не искать виновных и попытаться искоренить ее причины, которые лежат глубоко в нашем сердце. Болезнь является очень действенным средством способным заставить человека задать себе очень глубокие вопросы.
Почему в реальной жизни мы так редко можем встретить здорового человека, глаза которого постоянно сияют от восхищения? Почему радость так мимолетна? Что мешает восторгу наполнить наше сердце и не никогда не покидать его, даже перед лицом горя, лицемерия и боли, которыми наполнился мир вокруг нас? Можете ли вы ответить себе на вопрос о смысле вашей жизни? Кто вы? Для чего вы пришли в этот мир?
Здоровье имеет множество составляющих и для того чтобы раскрыть основную тему нашей статьи, попробуем описать и проиллюстрировать их. Первый аспект здоровья в аюрведе называется арогйа – состояние, при котором человек имеет здоровое и крепкое тело, без физических изъянов. Большинство людей искренне верят в то, что, избавившись от физической боли и неудобств, связанных с телесной болезнью, они станут счастливы. Но надолго ли?
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
Какая вам разница, доктор?!
Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого пола и возраста человек, который зашел в мой кабинет. Ей оказалось около пятидесяти, хотя выглядела она старше. Грузное, бесформенное тело. Грубый, низкий и властный голос. И полные тревоги несчастные глаза. Она стала жаловаться на астматические приступы и повышенное давление, которые не давали ей покоя уже несколько месяцев. И буквально требовала помочь ей. Когда я начал задавать ей вопросы о том, удовлетворена ли она своей семейной жизнью и выполняемой работой, она недоумевала:
— Какая Вам разница, доктор?! У меня мало времени на бесполезные разговоры! Мне мешают удушье и страшные головные боли! Будьте добры, избавьте меня от них!
Она явно не хотела слышать ни о чем другом, хотя тонкие причины телесных проблем ей трудно было укрыть. Она упорно не хотела открываться. И я решил рискнуть.
— Хорошо! – согласился я. – Будем лечиться!
Я назначил ей курс процедур панчакармы и затем прием сборов из лекарственных трав, которые как я предполагал, помогут ей. Так и случилось. За несколько месяцев интенсивного лечения уравновесилось давление, а затем ушли и приступы удушья. Пациентка была вдохновлена. Ее глаза горели. И, отблагодарив наших сотрудников и меня, исчезла. А дальше случилось интересное событие.
Я чувствую, что мне чего-то не хватает…
В один прекрасный день она вновь появилась на пороге моего кабинета и опять с грустными глазами.
— У меня нет больше приступов астмы и гипертонии, — невесело сказала она. – А что дальше? Я чувствую, что мне чего-то не хватает, доктор. Помогите мне разобраться.
Я почувствовал, что теперь она готова к пониманию второго аспекта здоровья, который Аюрведа называет сукха. Все мы существа общественные и наше настроение и эмоции напрямую зависят от того, как мы общаемся с окружающим миром и близкими нам людьми. Сукха – это здоровье на эмоциональном и социальном уровне. Это состояние когда человек полностью удовлетворен своей семьей, выполняемой работой, местом в котором он живет и правителем этого места. Если подобного удовлетворения нет, человек очень скоро падет жертвой какой-либо телесной болезни.
— Вы очень вовремя! – начал я. – Если бы Вы не пришли сейчас, телесные страдания вновь вернулись бы к Вам. Так удовлетворены ли Вы семейной жизнью и любите ли Вы свой труд?
Неожиданно она открылась. Я был очень удивлен началу ее повествования.
— Как я могу быть счастлива, когда рядом со мной живет этот «козел вонючий»? – начала она.
— Стоп! – сказал я. – Это кто?!
И она бурно начала рассказывать, что уже около десяти лет ее муж пьет. Он периодически уходит «на гараж» к друзьям и приходит оттуда «в стельку» пьяный. С тех пор как он начал пить, он нигде не работает, и работать не собирается. Никакие уговоры на него не действуют. Дома постоянно стоит ругань. Ее взрослая дочь, которая вышла замуж и родила сына, появляется у родителей только тогда, когда ей надо денег. Что муж не выполняет своих обязанностей и ей приходится тащить их на себе. Что она работает главбухом в крупной организации и давно ненавидит свою работу. Что утром ей не хочется просыпаться, потому что незачем. А на работе еще и начальник не совсем хороший человек. Не ценит и не уважает. Что работает она только за зарплату. Зарплата хорошая. Но приходится работать по ночам. Потому что муж не работает, а жить на что-то надо и детям помогать надо. Хотя они только за деньгами и приходят. И все это из-за мужа, которого она упорно называла «козлом вонючим».
— Стоп! – опять сказал я. – А зачем Вы вышли за него замуж?
— Любила… – слегка удивившись самой себе, произнесла пациентка.
— А возможно ли вернуть вашу любовь? – спросил я.
— Вы что смеетесь!? Это невозможно! – возмутилась она.
И тогда прорвало меня. Я пытался доказать ей что возможно все. Что из любой ситуации есть выход. Что жизнь так коротка, и надо прожить ее правильно. Что каждый день должен стать праздником. И открытием. А это возможно лишь тогда когда есть взаимопонимание. Когда близкие люди, которых мы видим каждый Божий день, действительно становятся близки нам, а не «страшно далеки» от нас. Что все наши близкие — это олицетворение наших «кармических» заслуг. Что посеешь — то пожнешь. Хочешь любви – люби! Не хватает радости – дари радость! Чувствуете недостаток внимания и признания – отдайте и это! И если мы не способны построить идеальные взаимоотношения, беды будут продолжать нас преследовать. Болезни вернутся, потому что их корень не удален. Нужно решать проблему сейчас. Я говорил, что ее муж хороший, надо лишь взглянуть на него как на несчастного человека и постараться помочь ему.
— Это невозможно! – не соглашалась она. – Как можно помочь безнадежному алкашу?
— А может ему не хватает Вашей любви? И он ищет ее. Пытается обратить на себя внимание. Помогая другим, забываешь о собственных проблемах. Вы все равно находитесь в абсурдной ситуации. Давайте будем действовать абсурдно. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Когда Вы последний раз готовили для мужа?
— Давно…
Она рассказала, что их взаимоотношения начали рушиться, когда им обоим было около сорока. Когда их тела стали проявлять первые признаки увядания, и не нашлось той настоящей основы, на которой их отношения могли бы продолжаться. Умерли родители. Пришли первые мысли о том, что и они смертны, но от этого сумбур в голове только увеличивался. Да и думать об этом не хотелось. И так никакой жизни, а тут еще о смерти думай. Единственная дочь повзрослела и уехала учиться. Муж начал пить, она стала ругать его за это. Он стал еще больше пить. Заколдованный круг. Она перестала следить за собой. Работала, смотрела сериалы и спала. Готовила только для себя. Растолстела. А он питался «на гараже» и чем попало.
— И готовить для него я не буду! – завершила она свой монолог.
— Но кто-то же должен первым сделать шаг навстречу! Давайте попробуем! Это должно растопить его сердце!
И вдруг неожиданно она согласилась. Я был удивлен, но не растерялся и усугубил условия.
ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОК К СЕРДЦУ
Ей нужно было вставать каждое утро и искренне желать мужу благополучия. А затем готовить для него вкусную пищу, думая о нем как о самом замечательном и дорогом человеке на свете. Пища должна быть чистой. Только чистая пища может передать чувства без искажений. Чистая пища – вегетарианская пища. И поэтому я предложил ей посетить наш семинар по ведической кулинарии. Что она успешно и сделала. Мы научили ее искусству применения специй и их тайным свойствам. Рассказали о том, как с помощью вкусов пищи можно менять настроение. И она оказалась очень способной ученицей.
После семинара она начала практику. На работе взяла отпуск. Вставала рано утром и заставляла себя желать мужу здоровья и счастья. После этого она красиво одевалась, убиралась дома. Около полудня просыпался муж. И она с улыбкой провожала его «на гараж». Он приходил домой вечером, а она поначалу с натянутой улыбкой встречала мужа и со словами: «Дорогой, я приготовила тебе ужин» провожала его к столу, который был уставлен разными вкусностями, радующими не только нос и язык, но и глаза. Но он поначалу не радовался, а ругался. Говорил, что у него жена сошла с ума. Потом притих и все с большим удивлением смотрел на свою жену. Она несколько раз срывалась. Приходила ко мне и со слезами говорила, что она больше так не может. Уже почти месяц она надрывается, а он…
Но в какой-то момент чудо произошло. В один из вечеров он остался дома и со слезами на глазах стал говорить о том, что был не прав. Что на самом деле он любит ее…
Опустим интимные подробности этой сцены и расскажем о том, что было дальше. Он перестал пить. «Вспомнил», что когда-то был отличным телемастером. Нашел старого друга и коллегу, который к этому времени имел свой магазин бытовой техники. Рассказал ему эту трогательную историю и был принят на работу с испытательным сроком, который он успешно выдержал и теперь он не просто рядовой работник, а начальник гарантийной мастерской.
С ней стали происходить странные метаморфозы. Появилась талия. Голос стал выше, мягче и нежнее. Она вновь стала прекрасной женщиной. Ее глаза перестали быть пристанищем страха и стали излучать спокойный свет. Дочь и зять стали добрыми друзьями и часто бывают у родителей. Она оставила работу главбуха и занялась тем, о чем она в тайне мечтала, – воспитанием внука. Можно было бы на этой прекрасной ноте прервать повествование и порадоваться счастливому концу, но, как не странно, у него есть продолжение.
СТРАННОЕ ЧУВСТВО
Прошло около года. И как-то зимним вечером, накануне Рождества у меня дома раздался телефонный звонок.
— Доктор, мне нужно очень срочно с Вами встретиться.
Утром она пришла на прием. Внешне она выглядела прекрасно. Только глаза опять выдавали тревогу.
— Что-то случилось? – поинтересовался я.
— В том-то и дело, что ничего. Это меня и настораживает…
Она поведала мне о том, что теперь у нее появилось странное чувство, что чего-то самого главного опять недостает. Страх перед тем, что вся эта идиллия, которая ее теперь окружает, однажды рухнет. Опять боль. Боль на очень глубоком, необъяснимом уровне.
— Как же так? – говорила она. – Дело даже не в том, что я беспокоюсь о качестве взаимоотношений с близкими мне людьми или окружающим миром. Здесь у меня нынче вроде все нормально. Дело в том, что теперь я всерьез стала задумываться над тем, что счастье и страдания идут рука об руку. Что время неумолимо, и нам рано или поздно придется расстаться. Я только начала жить. И вдруг потеряла основу и покой. Почва уходит из-под моих ног. Что же мне делать теперь, доктор? Я не хочу снова быть несчастной.
Мое сердце возрадовалось, хотя внешне я постарался сохранить невозмутимость. Не каждый день встречаешь пациента готового к глубинной работе. Подобные случаи – большая удача для врача. Здесь требуется переступить грань, разделяющую материальный и духовный аспекты жизни пациента. Врач должен быть способен не только ответить на подобные вопросы, но и практически помочь человеку. Пациент же должен быть способен понять, что теперь только все и начинается. Что все, что происходило до этого, было лишь началом пути, предварительной подготовкой к исцелению.
Уникальность аюрведы состоит в том, что, будучи частью Вед, она имеет методы и средства воздействия не только на материальную, но и на духовную сферу жизни человека. И в основном это лечение словом. Слово «врач» происходит от глагола «врать», что в древнерусском языке не несло никакой негативной окраски и означало – «говорить истину, наставлять».
Звук распространяется через самый тонкий элемент – эфир. Он способен миновать многие грубые оболочки и проникнуть в самое сердце, воздействуя на сферу разума человека. Звук способен разрушать или созидать. Вопрос лишь в том, какая информация заключена в нем. Абсолютный звук, шабдабрахман, несущий в себе Абсолютную Истину, заключен в священных писаниях. А каноны аюрведы как раз и являются таковыми. К ним мы и обратимся.
А теперь сядьте прямо, закройте глаза и представьте низкий бархатный голос: «…Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» Испугались?! Не бойтесь. Никто вас не «зомбирует» и ни в какую секту не затягивает. Мы говорим о науке. Хотя к Богу мы с вами обязательно вернемся. Только чуть позже.
ЗАУМНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Здесь в нашей беседе назревает перелом. Пациентку, первая часть трогательной истории которой поведана выше, зовут Тамара Николаевна. Ее история продолжается и сейчас, и ей пришлось стать не только моим близким другом, но и настоящим философом. Иначе у нас не получилось бы перейти рубеж к пониманию духовных аспектов здоровья, описанных в канонах аюрведы. То, о чем мы с ней теперь частенько беседуем, я постараюсь изложить в следующей статье. А для того, чтобы нам с вами, уважаемый читатель, продвигаться дальше, давайте хотя бы на время представим себя смиренными мудрецами, внимающими древним писаниям.
Если, конечно, вы меня еще терпите…
***
Как лечит аюрведа. Часть 2
Что может дать человеку истинную основу и прибежище?
Быть самим собой
Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией, — мимолетно. Оно рано или поздно сменится духкха — страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи и называется двайта – двойственностью. Это очевидный факт, который совсем не нужно доказывать. Существует даже такое санскритское слово – сукхадухкха – объединяющее эти две противоположности. Даже самое лучшее, что есть в материальном мире, сначала рождается, затем развивается, созревает, существует, увядает и исчезает. Если есть рождение, придет и смерть. Белая полоса сменяется черной полосой. Успех сменяет неудача, победу – поражение. Качели раскачиваются все больше и больше. Появляется тошнота, начинает кружиться голова, в прямом и переносном смысле. Где же выход? И есть ли он?
Выход есть. Нужно просто перестать раскачивать качели. Перестать культивировать материальные желания, рожденные из страсти и невежества. Нужно научиться различать духовную энергию, обладающую постоянной, неизменной природой. Достигнуть состояния самйа – равновесия и гармонии, что определит равновесие и покой ума, и, как следствие, физиологическое равновесие. Парацельс называл это гомеостазом. Ему же принадлежит знаменитое изречение – «кто стал самим собой, тот не будет никем другим». И это вполне соответствует основной идее нашей беседы.
Итак, мы подошли к третьему аспекту здоровья. На санскрите он называется свастхйа. Буквально это значит «быть укорененным в собственной природе». Это состояние, когда человек выходит за пределы материальной двойственности и сходит с качелей материального существования, одними глазами смотря на материальное счастье и страдания. Это не значит, что человек становится бесчувственным камнем. Скорее наоборот. Он чувствует все гораздо ярче и острей. Но не отождествляет себя с временными проявлениями счастья и несчастья. Он всегда ищет настоящее. Вечное. Кто ищет, тот всегда найдет. Свастхйа становится для такого человека третьей точкой зрения. Человек становится не участником событий, а наблюдателем. И жизнь его преображается.
Я – душа?!!
Так что же это такое — «собственная природа»? Ахам брахмасми. Я – существо духовное. Истинная, вечная, неизменная природа живого существа – духовная природа. Силы и способности человеческого организма, которые обеспечивают его жизнедеятельность, являются силами сознательными. Причем источником жизненной силы ведические писания называют дживатман — душу. Тело наполнено и поддерживается жизненной силой, исходящей из души. Как только душа покидает тело, оно разрушается.
Нужно научиться видеть проявления души и перестать отождествлять себя и других живых существ с материальным телом, на санскрите называемом шарира. Буквально это означает, что тело разрушится, когда уйдет жизнь. «На кого ты нас покинул?» — причитают женщины в момент смерти кормильца. Кто покинул? Вот он вроде здесь лежит. Но в такой момент ни у кого нет сомнений в различии тела и души, которая покинула его. Тело сразу теряет свою привлекательность, и от него все срочно стараются избавиться. Так что же нас привлекало в этом человеке? Душа! Итак, жизнь — это энергия души. Жизнь – это феномен, которому посвящена аюрведа – наука о естественной, наполненной счастьем Жизни. О Жизни с большой буквы.
Веды говорят, что у каждого из нас есть три заветных желания. Первое — мы не хотим умирать, расставаться с любимыми и близкими, мы хотим вечности. Второе желание – «хочу все знать». Помните детский киножурнал с таким названием? И третье заветное желание – желание постоянно испытывать счастье. Почему нас так тянет к этим трем аспектам? Нам их не хватает. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни. К жизни души, которая сполна обладает тремя неизменными, неотъемлемыми качествами сат-чит-ананда. Душа вечна. Она полна знания и блаженства. В отличие от тела душа неразрушима. Она не рождается и не умирает. Она всегда существующая и изначальная. Чтобы обрести истинное счастье, нужно оторвать взгляд от мертвых материальных объектов, и повернуться лицом к жизни.
Почти всегда мы оцениваем людей как тела и их атрибуты в виде социального и финансового положения, происхождения, телесной красоты или уродства, воспитанности или невоспитанности, образованности или необразованности. Аюрведа говорит, что такой взгляд на мир рано или поздно приведет к страданиям. Это взгляд с позиции двойственности. Одной из трех основных причин болезней ведическая медицина называет прагйа-апарадху – преступление против естественной мудрости, оскорбительное отношение к миру и Богу. Частью прагйа-апарадхи является джива-апарадха – преступление против души. Неспособность воспринимать всех и себя, в том числе, равными перед Богом. Опять теряется самйа – равновесие. И, как следствие, приходят болезни.
— Ну и что же? — скажете вы. – При чем здесь мой артрит?
Постараюсь объяснить. Свастхйа – это когда человек обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него неизменным источником радости, счастья и удовлетворения. Такой человек не теряет самообладания даже перед лицом величайших трудностей. Это подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным телом. Чарака Самхита говорит что «источником боли является отождествление себя с телом и умом, а когда такое отождествление отсутствует, болезни исчезают и не возвращаются». Ей вторит Аштанга Хридайа Самхита: «Источником всех болезней и тем, что поддерживает их существование, является асвастхйа – отождествление себя с телом и умом».
Другими словами, осознав себя духовным существом, человек перестает испытывать отрицательные эмоции. Ему не о чем беспокоится и не кому завидовать. Он на своем месте. Он никуда не торопится и не суетится. Впереди вечность. Он знает самое главное. Истина проста и доступна каждому. Проявления двойственности не касаются такого человека, хотя он продолжает наилучшим образом выполнять свои материальные обязанности. Человек видит не только себя, но и остальных живых существ, изначально исполненных вечностью, знанием и блаженством, и взаимодействует с ними на основе любви и бескорыстия, отбросив гордыню и зависть. И всегда остается в состоянии совершенного покоя и равновесия – самйа. По принципу подобия, психосоматические элементы, на санскрите называемые доша-дхату-мала, находятся в таком же равновесном состоянии. И тогда болезни ума и тела не проявляются.
Уникальность
Каждый человек является уникальным существом. И есть что-то такое, что никто никогда не сможет сделать лучше, чем вы. Поэтому вам некому завидовать и не с кем конкурировать. Это дает удивительное состояние умиротворения. Талант есть у каждого. И надо приложить все усилия для того, чтобы найти его у себя и раскрыть для окружающих живых существ и Бога, не требуя ничего взамен. Просто так. Из любви.
Но доступ в это бесконечное пространство любви будет закрыт, пока мы не научимся действовать как душа. Понимая свою уникальность, ничего из себя не мнить и в то же время не заниматься самоуничижением, занимая свое естественное положение, и оказывать почтение каждому. Научиться радоваться чужому успеху и переживать из-за чужих неудач. Открывать глубины своего сердца и уметь слушать откровения. Научиться работать не из корысти, а из любви. Быть терпеливыми, как дерево, и смиренными, как трава на дороге. И тогда нас наполнит безграничное счастье, и мы научимся естественному общению с Богом.
К сожалению, люди перестали доверять Богу. Типичное общество материалистов, которые не доверяют никому, даже самим себе. Всегда ждут подвоха и живут в страхе перед будущим. Люди потеряли одну из самых удивительных эмоций — адбхута-расу. Они не верят в чудо и не чувствуют волшебных эмоций. Мир превратился в золотую клетку.
Но чудо всегда с нами. Посмотрите в небо, ощутите изначальный вкус воды, взгляните в глаза ребенку или на совершенство скромного полевого цветка. Я живу и вокруг меня жизнь – вот чудо. Самое большое чудо – вы сами. Русское слово «счастье» имеет корень «часть». Будучи совершенной, душа является фрагментарной частицей Совершенства — Бога. И находится в вечных личностных взаимоотношениях с Ним. У каждого есть свое уникальное положение перед Богом. Нужно лишь вернуться в это изначальное положение. Это положение называется свабхава и является высшим аспектом здоровья и совершенством человеческой жизни.
И в заключение
Как и любая другая наука, ведическая медицина имеет философскую доктрину. Эта доктрина на санскрите звучит как свабхавопарамвада. Она предполагает, что стремление человека быть здоровым является интуитивным и неосознанным стремлением занять свое изначальное положение. Это стремление к духовной жизни. Стремление обрести ананду – бесконечное духовное блаженство. Роль врача – вайдьи — состоит в том, чтобы, постепенно избавляя пациента от телесных страданий и недугов ума, бережно, внимательно и по возможности кратчайшим путем привести его к пониманию необходимости духовного исцеления.
Чарака Самхита утверждает: «Хотя деятельность всех живых существ интуитивно направлена на достижение счастья, достигнуть его можно лишь с помощью духовного знания. Невежество же приведет к страданиям. Мудрый человек, получив знание, предпочитает целостную жизнь, ведущую к духовному счастью, в то время как обычные люди, покрытые страстью и невежеством, предпочитают материальные объекты духовным. Мудрые наделены духовным осознанием, различением, памятью о своей изначальной природе, сноровкой, воздержанием, решительностью, целеустремленностью, постоянным следованием целостному режиму жизни, чистотой речи, ясностью ума и терпимостью. Этих качеств не найдешь у обычных людей, полных страсти и невежества. Поэтому они страдают от разных недугов ума и тела, вызванных влиянием низших гун. Из-за затмения разума, они потакают себе в чувственных наслаждениях, направленных на мертвые материальные объекты. Они подавляют свои естественные нужды и занимаются бесполезной и рискованной деятельностью. Невежественные личности привязаны к временным материальным объектам, но мудрый — к вечности, потому что его разум чист».
Ведическая медицина, будучи живой и личностной наукой, также имеет глубинную личностную природу — свабхаву, которая состоит в постепенном возвращении человека к его духовной уникальности, где недуги ума и тела исчезают сами собой и больше не возвращаются. Разумный человек, исполненный желанием жить полноценно и радостно, должен с величайшим вниманием обратиться к наставлениям аюрведы.
Ом тат сат
автор: Андрей Головинов
Источник
Аюрведа учит нас жить полноценно. Она призвана избавлять людей от страданий, не только в виде болезней тела и ума, но и на более глубоком и тонком уровне.
Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим и психическим недугом, полезен для общества и духовно счастлив. Интуитивно каждый из нас стремится к подобному состоянию. Но не каждый достигает его. И речь сейчас идет не об отсутствии физической боли или телесных изъянов. Каждый, кто однажды заболел, сразу задается вопросами. Почему именно я? За что?
Первый шаг к исцелению в аюрведе называется «прощением болезни». Нужно смиренно принять болезнь, не искать виновных и попытаться искоренить ее причины, которые лежат глубоко в нашем сердце. Болезнь является очень действенным средством способным заставить человека задать себе очень глубокие вопросы.
Почему в реальной жизни мы так редко можем встретить здорового человека, глаза которого постоянно сияют от восхищения? Почему радость так мимолетна? Что мешает восторгу наполнить наше сердце и не никогда не покидать его, даже перед лицом горя, лицемерия и боли, которыми наполнился мир вокруг нас? Можете ли вы ответить себе на вопрос о смысле вашей жизни? Кто вы? Для чего вы пришли в этот мир?
Здоровье имеет множество составляющих и для того чтобы раскрыть основную тему нашей статьи, попробуем описать и проиллюстрировать их. Первый аспект здоровья в аюрведе называется арогйа – состояние, при котором человек имеет здоровое и крепкое тело, без физических изъянов. Большинство людей искренне верят в то, что, избавившись от физической боли и неудобств, связанных с телесной болезнью, они станут счастливы. Но надолго ли?
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
Какая вам разница, доктор?!
Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого пола и возраста человек, который зашел в мой кабинет. Ей оказалось около пятидесяти, хотя выглядела она старше. Грузное, бесформенное тело. Грубый, низкий и властный голос. И полные тревоги несчастные глаза. Она стала жаловаться на астматические приступы и повышенное давление, которые не давали ей покоя уже несколько месяцев. И буквально требовала помочь ей. Когда я начал задавать ей вопросы о том, удовлетворена ли она своей семейной жизнью и выполняемой работой, она недоумевала:
— Какая Вам разница, доктор?! У меня мало времени на бесполезные разговоры! Мне мешают удушье и страшные головные боли! Будьте добры, избавьте меня от них!
Она явно не хотела слышать ни о чем другом, хотя тонкие причины телесных проблем ей трудно было укрыть. Она упорно не хотела открываться. И я решил рискнуть.
— Хорошо! – согласился я. – Будем лечиться!
Я назначил ей курс процедур панчакармы и затем прием сборов из лекарственных трав, которые как я предполагал, помогут ей. Так и случилось. За несколько месяцев интенсивного лечения уравновесилось давление, а затем ушли и приступы удушья. Пациентка была вдохновлена. Ее глаза горели. И, отблагодарив наших сотрудников и меня, исчезла. А дальше случилось интересное событие.
Я чувствую, что мне чего-то не хватает…
В один прекрасный день она вновь появилась на пороге моего кабинета и опять с грустными глазами.
— У меня нет больше приступов астмы и гипертонии, — невесело сказала она. – А что дальше? Я чувствую, что мне чего-то не хватает, доктор. Помогите мне разобраться.
Я почувствовал, что теперь она готова к пониманию второго аспекта здоровья, который Аюрведа называет сукха. Все мы существа общественные и наше настроение и эмоции напрямую зависят от того, как мы общаемся с окружающим миром и близкими нам людьми. Сукха – это здоровье на эмоциональном и социальном уровне. Это состояние когда человек полностью удовлетворен своей семьей, выполняемой работой, местом в котором он живет и правителем этого места. Если подобного удовлетворения нет, человек очень скоро падет жертвой какой-либо телесной болезни.
— Вы очень вовремя! – начал я. – Если бы Вы не пришли сейчас, телесные страдания вновь вернулись бы к Вам. Так удовлетворены ли Вы семейной жизнью и любите ли Вы свой труд?
Неожиданно она открылась. Я был очень удивлен началу ее повествования.
— Как я могу быть счастлива, когда рядом со мной живет этот «козел вонючий»? – начала она.
— Стоп! – сказал я. – Это кто?!
И она бурно начала рассказывать, что уже около десяти лет ее муж пьет. Он периодически уходит «на гараж» к друзьям и приходит оттуда «в стельку» пьяный. С тех пор как он начал пить, он нигде не работает, и работать не собирается. Никакие уговоры на него не действуют. Дома постоянно стоит ругань. Ее взрослая дочь, которая вышла замуж и родила сына, появляется у родителей только тогда, когда ей надо денег. Что муж не выполняет своих обязанностей и ей приходится тащить их на себе. Что она работает главбухом в крупной организации и давно ненавидит свою работу. Что утром ей не хочется просыпаться, потому что незачем. А на работе еще и начальник не совсем хороший человек. Не ценит и не уважает. Что работает она только за зарплату. Зарплата хорошая. Но приходится работать по ночам. Потому что муж не работает, а жить на что-то надо и детям помогать надо. Хотя они только за деньгами и приходят. И все это из-за мужа, которого она упорно называла «козлом вонючим».
— Стоп! – опять сказал я. – А зачем Вы вышли за него замуж?
— Любила… – слегка удивившись самой себе, произнесла пациентка.
— А возможно ли вернуть вашу любовь? – спросил я.
— Вы что смеетесь!? Это невозможно! – возмутилась она.
И тогда прорвало меня. Я пытался доказать ей что возможно все. Что из любой ситуации есть выход. Что жизнь так коротка, и надо прожить ее правильно. Что каждый день должен стать праздником. И открытием. А это возможно лишь тогда когда есть взаимопонимание. Когда близкие люди, которых мы видим каждый Божий день, действительно становятся близки нам, а не «страшно далеки» от нас. Что все наши близкие — это олицетворение наших «кармических» заслуг. Что посеешь — то пожнешь. Хочешь любви – люби! Не хватает радости – дари радость! Чувствуете недостаток внимания и признания – отдайте и это! И если мы не способны построить идеальные взаимоотношения, беды будут продолжать нас преследовать. Болезни вернутся, потому что их корень не удален. Нужно решать проблему сейчас. Я говорил, что ее муж хороший, надо лишь взглянуть на него как на несчастного человека и постараться помочь ему.
— Это невозможно! – не соглашалась она. – Как можно помочь безнадежному алкашу?
— А может ему не хватает Вашей любви? И он ищет ее. Пытается обратить на себя внимание. Помогая другим, забываешь о собственных проблемах. Вы все равно находитесь в абсурдной ситуации. Давайте будем действовать абсурдно. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Когда Вы последний раз готовили для мужа?
— Давно…
Она рассказала, что их взаимоотношения начали рушиться, когда им обоим было около сорока. Когда их тела стали проявлять первые признаки увядания, и не нашлось той настоящей основы, на которой их отношения могли бы продолжаться. Умерли родители. Пришли первые мысли о том, что и они смертны, но от этого сумбур в голове только увеличивался. Да и думать об этом не хотелось. И так никакой жизни, а тут еще о смерти думай. Единственная дочь повзрослела и уехала учиться. Муж начал пить, она стала ругать его за это. Он стал еще больше пить. Заколдованный круг. Она перестала следить за собой. Работала, смотрела сериалы и спала. Готовила только для себя. Растолстела. А он питался «на гараже» и чем попало.
— И готовить для него я не буду! – завершила она свой монолог.
— Но кто-то же должен первым сделать шаг навстречу! Давайте попробуем! Это должно растопить его сердце!
И вдруг неожиданно она согласилась. Я был удивлен, но не растерялся и усугубил условия.
ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОК К СЕРДЦУ
Ей нужно было вставать каждое утро и искренне желать мужу благополучия. А затем готовить для него вкусную пищу, думая о нем как о самом замечательном и дорогом человеке на свете. Пища должна быть чистой. Только чистая пища может передать чувства без искажений. Чистая пища – вегетарианская пища. И поэтому я предложил ей посетить наш семинар по ведической кулинарии. Что она успешно и сделала. Мы научили ее искусству применения специй и их тайным свойствам. Рассказали о том, как с помощью вкусов пищи можно менять настроение. И она оказалась очень способной ученицей.
После семинара она начала практику. На работе взяла отпуск. Вставала рано утром и заставляла себя желать мужу здоровья и счастья. После этого она красиво одевалась, убиралась дома. Около полудня просыпался муж. И она с улыбкой провожала его «на гараж». Он приходил домой вечером, а она поначалу с натянутой улыбкой встречала мужа и со словами: «Дорогой, я приготовила тебе ужин» провожала его к столу, который был уставлен разными вкусностями, радующими не только нос и язык, но и глаза. Но он поначалу не радовался, а ругался. Говорил, что у него жена сошла с ума. Потом притих и все с большим удивлением смотрел на свою жену. Она несколько раз срывалась. Приходила ко мне и со слезами говорила, что она больше так не может. Уже почти месяц она надрывается, а он…
Но в какой-то момент чудо произошло. В один из вечеров он остался дома и со слезами на глазах стал говорить о том, что был не прав. Что на самом деле он любит ее…
Опустим интимные подробности этой сцены и расскажем о том, что было дальше. Он перестал пить. «Вспомнил», что когда-то был отличным телемастером. Нашел старого друга и коллегу, который к этому времени имел свой магазин бытовой техники. Рассказал ему эту трогательную историю и был принят на работу с испытательным сроком, который он успешно выдержал и теперь он не просто рядовой работник, а начальник гарантийной мастерской.
С ней стали происходить странные метаморфозы. Появилась талия. Голос стал выше, мягче и нежнее. Она вновь стала прекрасной женщиной. Ее глаза перестали быть пристанищем страха и стали излучать спокойный свет. Дочь и зять стали добрыми друзьями и часто бывают у родителей. Она оставила работу главбуха и занялась тем, о чем она в тайне мечтала, – воспитанием внука. Можно было бы на этой прекрасной ноте прервать повествование и порадоваться счастливому концу, но, как не странно, у него есть продолжение.
СТРАННОЕ ЧУВСТВО
Прошло около года. И как-то зимним вечером, накануне Рождества у меня дома раздался телефонный звонок.
— Доктор, мне нужно очень срочно с Вами встретиться.
Утром она пришла на прием. Внешне она выглядела прекрасно. Только глаза опять выдавали тревогу.
— Что-то случилось? – поинтересовался я.
— В том-то и дело, что ничего. Это меня и настораживает…
Она поведала мне о том, что теперь у нее появилось странное чувство, что чего-то самого главного опять недостает. Страх перед тем, что вся эта идиллия, которая ее теперь окружает, однажды рухнет. Опять боль. Боль на очень глубоком, необъяснимом уровне.
— Как же так? – говорила она. – Дело даже не в том, что я беспокоюсь о качестве взаимоотношений с близкими мне людьми или окружающим миром. Здесь у меня нынче вроде все нормально. Дело в том, что теперь я всерьез стала задумываться над тем, что счастье и страдания идут рука об руку. Что время неумолимо, и нам рано или поздно придется расстаться. Я только начала жить. И вдруг потеряла основу и покой. Почва уходит из-под моих ног. Что же мне делать теперь, доктор? Я не хочу снова быть несчастной.
Мое сердце возрадовалось, хотя внешне я постарался сохранить невозмутимость. Не каждый день встречаешь пациента готового к глубинной работе. Подобные случаи – большая удача для врача. Здесь требуется переступить грань, разделяющую материальный и духовный аспекты жизни пациента. Врач должен быть способен не только ответить на подобные вопросы, но и практически помочь человеку. Пациент же должен быть способен понять, что теперь только все и начинается. Что все, что происходило до этого, было лишь началом пути, предварительной подготовкой к исцелению.
Уникальность аюрведы состоит в том, что, будучи частью Вед, она имеет методы и средства воздействия не только на материальную, но и на духовную сферу жизни человека. И в основном это лечение словом. Слово «врач» происходит от глагола «врать», что в древнерусском языке не несло никакой негативной окраски и означало – «говорить истину, наставлять».
Звук распространяется через самый тонкий элемент – эфир. Он способен миновать многие грубые оболочки и проникнуть в самое сердце, воздействуя на сферу разума человека. Звук способен разрушать или созидать. Вопрос лишь в том, какая информация заключена в нем. Абсолютный звук, шабдабрахман, несущий в себе Абсолютную Истину, заключен в священных писаниях. А каноны аюрведы как раз и являются таковыми. К ним мы и обратимся.
А теперь сядьте прямо, закройте глаза и представьте низкий бархатный голос: «…Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» Испугались?! Не бойтесь. Никто вас не «зомбирует» и ни в какую секту не затягивает. Мы говорим о науке. Хотя к Богу мы с вами обязательно вернемся. Только чуть позже.
ЗАУМНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Здесь в нашей беседе назревает перелом. Пациентку, первая часть трогательной истории которой поведана выше, зовут Тамара Николаевна. Ее история продолжается и сейчас, и ей пришлось стать не только моим близким другом, но и настоящим философом. Иначе у нас не получилось бы перейти рубеж к пониманию духовных аспектов здоровья, описанных в канонах аюрведы. То, о чем мы с ней теперь частенько беседуем, я постараюсь изложить в следующей статье. А для того, чтобы нам с вами, уважаемый читатель, продвигаться дальше, давайте хотя бы на время представим себя смиренными мудрецами, внимающими древним писаниям.
Если, конечно, вы меня еще терпите…
***
Как лечит аюрведа. Часть 2
Что может дать человеку истинную основу и прибежище?
Быть самим собой
Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией, — мимолетно. Оно рано или поздно сменится духкха — страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи и называется двайта – двойственностью. Это очевидный факт, который совсем не нужно доказывать. Существует даже такое санскритское слово – сукхадухкха – объединяющее эти две противоположности. Даже самое лучшее, что есть в материальном мире, сначала рождается, затем развивается, созревает, существует, увядает и исчезает. Если есть рождение, придет и смерть. Белая полоса сменяется черной полосой. Успех сменяет неудача, победу – поражение. Качели раскачиваются все больше и больше. Появляется тошнота, начинает кружиться голова, в прямом и переносном смысле. Где же выход? И есть ли он?
Выход есть. Нужно просто перестать раскачивать качели. Перестать культивировать материальные желания, рожденные из страсти и невежества. Нужно научиться различать духовную энергию, обладающую постоянной, неизменной природой. Достигнуть состояния самйа – равновесия и гармонии, что определит равновесие и покой ума, и, как следствие, физиологическое равновесие. Парацельс называл это гомеостазом. Ему же принадлежит знаменитое изречение – «кто стал самим собой, тот не будет никем другим». И это вполне соответствует основной идее нашей беседы.
Итак, мы подошли к третьему аспекту здоровья. На санскрите он называется свастхйа. Буквально это значит «быть укорененным в собственной природе». Это состояние, когда человек выходит за пределы материальной двойственности и сходит с качелей материального существования, одними глазами смотря на материальное счастье и страдания. Это не значит, что человек становится бесчувственным камнем. Скорее наоборот. Он чувствует все гораздо ярче и острей. Но не отождествляет себя с временными проявлениями счастья и несчастья. Он всегда ищет настоящее. Вечное. Кто ищет, тот всегда найдет. Свастхйа становится для такого человека третьей точкой зрения. Человек становится не участником событий, а наблюдателем. И жизнь его преображается.
Я – душа?!!
Так что же это такое — «собственная природа»? Ахам брахмасми. Я – существо духовное. Истинная, вечная, неизменная природа живого существа – духовная природа. Силы и способности человеческого организма, которые обеспечивают его жизнедеятельность, являются силами сознательными. Причем источником жизненной силы ведические писания называют дживатман — душу. Тело наполнено и поддерживается жизненной силой, исходящей из души. Как только душа покидает тело, оно разрушается.
Нужно научиться видеть проявления души и перестать отождествлять себя и других живых существ с материальным телом, на санскрите называемом шарира. Буквально это означает, что тело разрушится, когда уйдет жизнь. «На кого ты нас покинул?» — причитают женщины в момент смерти кормильца. Кто покинул? Вот он вроде здесь лежит. Но в такой момент ни у кого нет сомнений в различии тела и души, которая покинула его. Тело сразу теряет свою привлекательность, и от него все срочно стараются избавиться. Так что же нас привлекало в этом человеке? Душа! Итак, жизнь — это энергия души. Жизнь – это феномен, которому посвящена аюрведа – наука о естественной, наполненной счастьем Жизни. О Жизни с большой буквы.
Веды говорят, что у каждого из нас есть три заветных желания. Первое — мы не хотим умирать, расставаться с любимыми и близкими, мы хотим вечности. Второе желание – «хочу все знать». Помните детский киножурнал с таким названием? И третье заветное желание – желание постоянно испытывать счастье. Почему нас так тянет к этим трем аспектам? Нам их не хватает. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни. К жизни души, которая сполна обладает тремя неизменными, неотъемлемыми качествами сат-чит-ананда. Душа вечна. Она полна знания и блаженства. В отличие от тела душа неразрушима. Она не рождается и не умирает. Она всегда существующая и изначальная. Чтобы обрести истинное счастье, нужно оторвать взгляд от мертвых материальных объектов, и повернуться лицом к жизни.
Почти всегда мы оцениваем людей как тела и их атрибуты в виде социального и финансового положения, происхождения, телесной красоты или уродства, воспитанности или невоспитанности, образованности или необразованности. Аюрведа говорит, что такой взгляд на мир рано или поздно приведет к страданиям. Это взгляд с позиции двойственности. Одной из трех основных причин болезней ведическая медицина называет прагйа-апарадху – преступление против естественной мудрости, оскорбительное отношение к миру и Богу. Частью прагйа-апарадхи является джива-апарадха – преступление против души. Неспособность воспринимать всех и себя, в том числе, равными перед Богом. Опять теряется самйа – равновесие. И, как следствие, приходят болезни.
— Ну и что же? — скажете вы. – При чем здесь мой артрит?
Постараюсь объяснить. Свастхйа – это когда человек обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него неизменным источником радости, счастья и удовлетворения. Такой человек не теряет самообладания даже перед лицом величайших трудностей. Это подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным телом. Чарака Самхита говорит что «источником боли является отождествление себя с телом и умом, а когда такое отождествление отсутствует, болезни исчезают и не возвращаются». Ей вторит Аштанга Хридайа Самхита: «Источником всех болезней и тем, что поддерживает их существование, является асвастхйа – отождествление себя с телом и умом».
Другими словами, осознав себя духовным существом, человек перестает испытывать отрицательные эмоции. Ему не о чем беспокоится и не кому завидовать. Он на своем месте. Он никуда не торопится и не суетится. Впереди вечность. Он знает самое главное. Истина проста и доступна каждому. Проявления двойственности не касаются такого человека, хотя он продолжает наилучшим образом выполнять свои материальные обязанности. Человек видит не только себя, но и остальных живых существ, изначально исполненных вечностью, знанием и блаженством, и взаимодействует с ними на основе любви и бескорыстия, отбросив гордыню и зависть. И всегда остается в состоянии совершенного покоя и равновесия – самйа. По принципу подобия, психосоматические элементы, на санскрите называемые доша-дхату-мала, находятся в таком же равновесном состоянии. И тогда болезни ума и тела не проявляются.
Уникальность
Каждый человек является уникальным существом. И есть что-то такое, что никто никогда не сможет сделать лучше, чем вы. Поэтому вам некому завидовать и не с кем конкурировать. Это дает удивительное состояние умиротворения. Талант есть у каждого. И надо приложить все усилия для того, чтобы найти его у себя и раскрыть для окружающих живых существ и Бога, не требуя ничего взамен. Просто так. Из любви.
Но доступ в это бесконечное пространство любви будет закрыт, пока мы не научимся действовать как душа. Понимая свою уникальность, ничего из себя не мнить и в то же время не заниматься самоуничижением, занимая свое естественное положение, и оказывать почтение каждому. Научиться радоваться чужому успеху и переживать из-за чужих неудач. Открывать глубины своего сердца и уметь слушать откровения. Научиться работать не из корысти, а из любви. Быть терпеливыми, как дерево, и смиренными, как трава на дороге. И тогда нас наполнит безграничное счастье, и мы научимся естественному общению с Богом.
К сожалению, люди перестали доверять Богу. Типичное общество материалистов, которые не доверяют никому, даже самим себе. Всегда ждут подвоха и живут в страхе перед будущим. Люди потеряли одну из самых удивительных эмоций — адбхута-расу. Они не верят в чудо и не чувствуют волшебных эмоций. Мир превратился в золотую клетку.
Но чудо всегда с нами. Посмотрите в небо, ощутите изначальный вкус воды, взгляните в глаза ребенку или на совершенство скромного полевого цветка. Я живу и вокруг меня жизнь – вот чудо. Самое большое чудо – вы сами. Русское слово «счастье» имеет корень «часть». Будучи совершенной, душа является фрагментарной частицей Совершенства — Бога. И находится в вечных личностных взаимоотношениях с Ним. У каждого есть свое уникальное положение перед Богом. Нужно лишь вернуться в это изначальное положение. Это положение называется свабхава и является высшим аспектом здоровья и совершенством человеческой жизни.
И в заключение
Как и любая другая наука, ведическая медицина имеет философскую доктрину. Эта доктрина на санскрите звучит как свабхавопарамвада. Она предполагает, что стремление человека быть здоровым является интуитивным и неосознанным стремлением занять свое изначальное положение. Это стремление к духовной жизни. Стремление обрести ананду – бесконечное духовное блаженство. Роль врача – вайдьи — состоит в том, чтобы, постепенно избавляя пациента от телесных страданий и недугов ума, бережно, внимательно и по возможности кратчайшим путем привести его к пониманию необходимости духовного исцеления.
Чарака Самхита утверждает: «Хотя деятельность всех живых существ интуитивно направлена на достижение счастья, достигнуть его можно лишь с помощью духовного знания. Невежество же приведет к страданиям. Мудрый человек, получив знание, предпочитает целостную жизнь, ведущую к духовному счастью, в то время как обычные люди, покрытые страстью и невежеством, предпочитают материальные объекты духовным. Мудрые наделены духовным осознанием, различением, памятью о своей изначальной природе, сноровкой, воздержанием, решительностью, целеустремленностью, постоянным следованием целостному режиму жизни, чистотой речи, ясностью ума и терпимостью. Этих качеств не найдешь у обычных людей, полных страсти и невежества. Поэтому они страдают от разных недугов ума и тела, вызванных влиянием низших гун. Из-за затмения разума, они потакают себе в чувственных наслаждениях, направленных на мертвые материальные объекты. Они подавляют свои естественные нужды и занимаются бесполезной и рискованной деятельностью. Невежественные личности привязаны к временным материальным объектам, но мудрый — к вечности, потому что его разум чист».
Ведическая медицина, будучи живой и личностной наукой, также имеет глубинную личностную природу — свабхаву, которая состоит в постепенном возвращении человека к его духовной уникальности, где недуги ума и тела исчезают сами собой и больше не возвращаются. Разумный человек, исполненный желанием жить полноценно и радостно, должен с величайшим вниманием обратиться к наставлениям аюрведы.
Ом тат сат
автор: Андрей Головинов
Источник