Якутия мистическая: Священные деревья
Несмотря на то что якутский фольклор изобилует различными сверхъестественными персонажами, в нем отсутствует леший или сущность с похожими способностями и поведением. Словом «леший» («тыатаагы» - «обитающий в лесу») здесь называют обычного медведя (esoreiter.ru).
Зато якуты верят в Баяная – духа, покровительствующего охотникам, и считают, что иногда его можно повстречать в лесу. Однако на нашего лесовика Баянай совсем не похож и по своим возможностям превосходит его (если сравнить якутские и восточнославянские легенды).
Вероятно, якутской мифологии леший просто не нужен - ввиду того, что каждая местность, каждый лесной участок, водоем и гора имеют здесь своих собственных духов-покровителей.
Стоит сказать, что эти сущности относятся к человеку без особой симпатии, хотя и стараются ему не вредить. Однако если путник не соблюдет установленные правила, духи могут проучить его и даже применить «телесное наказание» (за особо тяжкие проступки).
Что такое кэряхи?
В Якутии нередко можно увидеть растущее у дороги дерево, сплошь увешанное монетами, бумажными деньгами и даже обертками от сладостей. Местные жители называют его «кэрях», то есть «священное дерево». Кэряхов на территории республики - огромное множество. Каждое такое дерево предваряет въезд путников на землю, строго оберегаемую многочисленными духами.
По старой традиции, им следует заплатить за проезд - прикрепить к дереву деньги или хотя бы конфетный фантик. Тогда могущественные хранители ничем не омрачат ваш визит сюда. Впрочем, дань можно и не платить – достаточно уважительного отношения к природе и выполнения некоторых правил. К примеру, нельзя произносить вслух наименование той местности, на которую ваша нога ступает впервые. По непонятной причине духи этого очень не любят.
Те, кто умышленно или по незнанию оскорбляют священные деревья, попадают к духам в особую немилость. Подобное святотатство никогда не проходит безнаказанно для невежественного и дерзкого гостя.
Почему кэряхи нельзя осквернять
Эта история приключилась в восьмидесятые годы прошлого столетия. Какой-то якутский начальник из райцентра отправился с визитом в соседний район. Ехал на служебной «Волге» с водителем. Стояла зима, дорога была долгой, и темнота застала мужчин в пути.
Проезжая мимо какой-то поляны, они остановились, чтобы справить малую нужду. Выйдя из машины, заметили на перелесье дерево, украшенное монетами и бумажками.
И чиновник, и шофер были местными, а потому прекрасно знали, что это такое. Однако, как убежденные материалисты, они не только не заплатили духам, но и дружно помочились под кэрях. Потом запрыгнули обратно в «Волгу» и, разговаривая о своем, поехали дальше. Вокруг - непроглядная тьма, а в свете фар видна лишь заснеженная дорога…
Неожиданно шум мотора изменился, машина резко осела и замедлила ход. Можно было подумать, что у «Волги» вдруг появился прицеп с тяжеленным грузом. Водитель прибавил газу: мотор натужно заревел, но автомобиль продолжал еле-еле ползти. «Что происходит?» - спросил начальник. Пытаясь совладать с машиной, шофер лишь пожал плечами.
Неожиданно в кабине появился омерзительный запах тухлятины. Мужчины брезгливо зашмыгали носами, а водитель ненароком оглянулся - и волосы на его голове встали дыбом. Позади них сидел тощий мужчина якутской внешности в ветхой шерстяной одежде. Его глаза выглядели необычайно впалыми и напоминали два больших дегтярно-черных круга. Ужасный пассажир пронзительным взглядом буравил своих спутников…
Водитель сразу вспомнил о бесчинствах под кэряхом и уже мысленно прощался с жизнью. Увидев, как побледнел его шофер, начальник оглянулся – и сумел только пискнуть. Вжавшись в кресло, он буквально оцепенел.
Смрад все более усиливался, машина ползла черепашьим ходом, словно незваный попутчик весил целую тонну. Остановиться водитель тоже боялся, поскольку пассажир хоть и внушал нечеловеческий ужас, но пока не нападал. Кто знает, что случится, если остановить машину и попытаться убежать…
Вскоре вдали показались огни населенного пункта – и, взглянув в очередной раз в зеркало заднего вида, мужчины увидели пустое сиденье. Однако тошнотворный запах никуда не исчез – казалось, что в машине находится разлагающийся труп. Скорость тоже не восстанавливалась, не пропадало и ощущение колючего взгляда на затылках.
И только когда «Волга» въехала в село, нечистая сила «отпустила» ее, хотя зловоние еще долго потом выветривалось из машины…
Вот так дух сжалился над двумя глупцами и лишь устрашил их, чтобы впредь не оскверняли святыни.
«Легкие» деньги
А этот случай имел место в шестидесятые годы. Спасаясь от кредиторов, из областного Якутска в Амгинский улус направлялся один, русский по национальности, любитель карточных игр. В Амге у него был товарищ, который обещал подыскать работу в местном колхозе.
Беглец доехал на попутке до какого-то села и дальше пошел по тропе. Стояла теплая летняя пора, комары еще не докучали, а в рюкзаке ждали своего часа бутылка водки и провизия. Поэтому настроение у нашего героя было приподнятое и стало еще лучше, когда он увидел у дороги раскидистое дерево, облепленное деньгами. Кроме мелочи, на нем было немало бумажных купюр, попадались даже пятирублевые.
Путник и понятия не имел, на что он набрел, а потому сразу решил присвоить все это добро, ведь поблизости ни души и деньги явно ничьи. Он до последней монеты собрал их в карман – получилась вполне приличная сумма.
К вечеру мужчина вышел на поляну с пустующим летним домиком и решил там переночевать. Постелил на топчан свою куртку, поужинал и лег спать.
Стоило постояльцу задремать, как кто-то дернул его за ногу. Удивленный, он приподнялся и осмотрелся: в хижине было пусто. Путник снова попытался уснуть, но, когда его сморило, за ногу опять дернули, на этот раз куда сильнее. Испугавшись, мужчина выскочил наружу, обежал вокруг дома, но опять никого не увидел. Ночь была светлой, и, если действовал какой-то шутник, он не мог остаться незамеченным.
Вернувшись в дом, мужчина прикончил остатки водки и опять лег спать, решив, что у него просто были сонные галлюцинации. В третий и последний раз его буквально схватили за ногу и, бесцеремонно стащив с топчана, поволокли по полу. Открыв глаза, несчастный увидел над собой темную и крупную человекообразную фигуру: существо держало его за лодыжку и смотрело прямо в лицо своей жертвы.
Задохнувшись от страха, бедолага рванулся назад - и его ногу отпустили. Мужчина вскочил и помчался прочь из хижины, оставив в ней свои вещи.
Добравшись до ближайшего села, он рассказал местным жителям о случившемся. Якуты объяснили, что, собрав деньги со священного дерева, этот невежа украл их у духов. Ему посоветовали отправиться к кэряху и вернуть все до единой копейки. Однако карманы у незадачливого вора оказались пустыми: то ли деньги незаметно выпали оттуда, то ли лесные хранители уже забрали свое богатство обратно.
Как видим, и в этот раз рассерженный дух ограничился тем, что преподал провинившемуся хороший урок.
Источник
Зато якуты верят в Баяная – духа, покровительствующего охотникам, и считают, что иногда его можно повстречать в лесу. Однако на нашего лесовика Баянай совсем не похож и по своим возможностям превосходит его (если сравнить якутские и восточнославянские легенды).
Вероятно, якутской мифологии леший просто не нужен - ввиду того, что каждая местность, каждый лесной участок, водоем и гора имеют здесь своих собственных духов-покровителей.
Стоит сказать, что эти сущности относятся к человеку без особой симпатии, хотя и стараются ему не вредить. Однако если путник не соблюдет установленные правила, духи могут проучить его и даже применить «телесное наказание» (за особо тяжкие проступки).
Что такое кэряхи?
В Якутии нередко можно увидеть растущее у дороги дерево, сплошь увешанное монетами, бумажными деньгами и даже обертками от сладостей. Местные жители называют его «кэрях», то есть «священное дерево». Кэряхов на территории республики - огромное множество. Каждое такое дерево предваряет въезд путников на землю, строго оберегаемую многочисленными духами.
По старой традиции, им следует заплатить за проезд - прикрепить к дереву деньги или хотя бы конфетный фантик. Тогда могущественные хранители ничем не омрачат ваш визит сюда. Впрочем, дань можно и не платить – достаточно уважительного отношения к природе и выполнения некоторых правил. К примеру, нельзя произносить вслух наименование той местности, на которую ваша нога ступает впервые. По непонятной причине духи этого очень не любят.
Те, кто умышленно или по незнанию оскорбляют священные деревья, попадают к духам в особую немилость. Подобное святотатство никогда не проходит безнаказанно для невежественного и дерзкого гостя.
Почему кэряхи нельзя осквернять
Эта история приключилась в восьмидесятые годы прошлого столетия. Какой-то якутский начальник из райцентра отправился с визитом в соседний район. Ехал на служебной «Волге» с водителем. Стояла зима, дорога была долгой, и темнота застала мужчин в пути.
Проезжая мимо какой-то поляны, они остановились, чтобы справить малую нужду. Выйдя из машины, заметили на перелесье дерево, украшенное монетами и бумажками.
И чиновник, и шофер были местными, а потому прекрасно знали, что это такое. Однако, как убежденные материалисты, они не только не заплатили духам, но и дружно помочились под кэрях. Потом запрыгнули обратно в «Волгу» и, разговаривая о своем, поехали дальше. Вокруг - непроглядная тьма, а в свете фар видна лишь заснеженная дорога…
Неожиданно шум мотора изменился, машина резко осела и замедлила ход. Можно было подумать, что у «Волги» вдруг появился прицеп с тяжеленным грузом. Водитель прибавил газу: мотор натужно заревел, но автомобиль продолжал еле-еле ползти. «Что происходит?» - спросил начальник. Пытаясь совладать с машиной, шофер лишь пожал плечами.
Неожиданно в кабине появился омерзительный запах тухлятины. Мужчины брезгливо зашмыгали носами, а водитель ненароком оглянулся - и волосы на его голове встали дыбом. Позади них сидел тощий мужчина якутской внешности в ветхой шерстяной одежде. Его глаза выглядели необычайно впалыми и напоминали два больших дегтярно-черных круга. Ужасный пассажир пронзительным взглядом буравил своих спутников…
Водитель сразу вспомнил о бесчинствах под кэряхом и уже мысленно прощался с жизнью. Увидев, как побледнел его шофер, начальник оглянулся – и сумел только пискнуть. Вжавшись в кресло, он буквально оцепенел.
Смрад все более усиливался, машина ползла черепашьим ходом, словно незваный попутчик весил целую тонну. Остановиться водитель тоже боялся, поскольку пассажир хоть и внушал нечеловеческий ужас, но пока не нападал. Кто знает, что случится, если остановить машину и попытаться убежать…
Вскоре вдали показались огни населенного пункта – и, взглянув в очередной раз в зеркало заднего вида, мужчины увидели пустое сиденье. Однако тошнотворный запах никуда не исчез – казалось, что в машине находится разлагающийся труп. Скорость тоже не восстанавливалась, не пропадало и ощущение колючего взгляда на затылках.
И только когда «Волга» въехала в село, нечистая сила «отпустила» ее, хотя зловоние еще долго потом выветривалось из машины…
Вот так дух сжалился над двумя глупцами и лишь устрашил их, чтобы впредь не оскверняли святыни.
«Легкие» деньги
А этот случай имел место в шестидесятые годы. Спасаясь от кредиторов, из областного Якутска в Амгинский улус направлялся один, русский по национальности, любитель карточных игр. В Амге у него был товарищ, который обещал подыскать работу в местном колхозе.
Беглец доехал на попутке до какого-то села и дальше пошел по тропе. Стояла теплая летняя пора, комары еще не докучали, а в рюкзаке ждали своего часа бутылка водки и провизия. Поэтому настроение у нашего героя было приподнятое и стало еще лучше, когда он увидел у дороги раскидистое дерево, облепленное деньгами. Кроме мелочи, на нем было немало бумажных купюр, попадались даже пятирублевые.
Путник и понятия не имел, на что он набрел, а потому сразу решил присвоить все это добро, ведь поблизости ни души и деньги явно ничьи. Он до последней монеты собрал их в карман – получилась вполне приличная сумма.
К вечеру мужчина вышел на поляну с пустующим летним домиком и решил там переночевать. Постелил на топчан свою куртку, поужинал и лег спать.
Стоило постояльцу задремать, как кто-то дернул его за ногу. Удивленный, он приподнялся и осмотрелся: в хижине было пусто. Путник снова попытался уснуть, но, когда его сморило, за ногу опять дернули, на этот раз куда сильнее. Испугавшись, мужчина выскочил наружу, обежал вокруг дома, но опять никого не увидел. Ночь была светлой, и, если действовал какой-то шутник, он не мог остаться незамеченным.
Вернувшись в дом, мужчина прикончил остатки водки и опять лег спать, решив, что у него просто были сонные галлюцинации. В третий и последний раз его буквально схватили за ногу и, бесцеремонно стащив с топчана, поволокли по полу. Открыв глаза, несчастный увидел над собой темную и крупную человекообразную фигуру: существо держало его за лодыжку и смотрело прямо в лицо своей жертвы.
Задохнувшись от страха, бедолага рванулся назад - и его ногу отпустили. Мужчина вскочил и помчался прочь из хижины, оставив в ней свои вещи.
Добравшись до ближайшего села, он рассказал местным жителям о случившемся. Якуты объяснили, что, собрав деньги со священного дерева, этот невежа украл их у духов. Ему посоветовали отправиться к кэряху и вернуть все до единой копейки. Однако карманы у незадачливого вора оказались пустыми: то ли деньги незаметно выпали оттуда, то ли лесные хранители уже забрали свое богатство обратно.
Как видим, и в этот раз рассерженный дух ограничился тем, что преподал провинившемуся хороший урок.
Источник
Всего комментариев: 0 | |