Якутия мистическая: Шаманские войны.
В дореволюционные времена шаманов в Якутии было очень много – практически в каждом селе имелся какой-никакой колдун, избавлявший земляков от разного рода хворей и прочих напастей. Однако с приходом к власти большевиков началось повсеместное насаждение атеизма и борьба с неугодными режиму знахарями, в результате чего число шаманов в Якутии сильно уменьшилось (esoreiter.ru).
Какими бывают якутские шаманы
По уровню своей силы якутские колдуны делятся на мелких, средних и великих. При этом одни являются потомками древних шаманских династий, другие не имеют в роду колдунов и получают мистические способности спонтанно. За всю историю Якутии мелких шаманов здесь было огромное множество, средних – куда меньше, а великих – совсем мало. К слову, только великий шаман может напрямую говорить с верховным божеством якутского пантеона, имя которого – Юрюнг Аар Тойон.
Кроме того, якутские колдуны бывают белыми (нехищными) и черными (хищными). Единственное различие между ними состоит в том, что белые шаманы предпочитают не использовать свою силу против обычных людей, в то время как черные не придерживаются подобного морального кодекса. Зато между собой и те и другие во все времена конфликтовали будь здоров. Особенно впечатляюще это получалось у великих шаманов, которые без передышки вели друг с другом междоусобицы, насылая на своих противников порчи и проклятия.
Примечательно, что женщины-шаманки, которых называют удаганшами, на голову превосходят своих «коллег» мужского пола. Вообще женщины в Якутии очень редко становятся колдуньями, но уж если становятся, то, как правило, великими или на худой конец средними. Самым могущественным шаманом в якутской истории считается, кстати, удаганша Алысардах. Эта суровая дама еще в молодые годы отправила к праотцам добрую половину великих шаманов, которым не посчастливилось жить в одно время с ней. Другую половину Алысардах пощадила разве только для того, чтобы они «помнили и боялись».
Инициация шамана
Чтобы донести до читателя всю серьезность якутского шаманства, следует рассказать о том, как люди, собственно, становятся колдунами. Обычно это случается в детстве, чаще всего в начале полового созревания человека.
Например, с великим шаманом Тогустаахом из Усть-Алданского улуса это произошло в девятилетнем возрасте. Родители мальчика ушли днем из дома, и ребенок остался там один. Неожиданно во дворе послышался топот копыт, причем настолько сильный, словно прискакала целая конная армия. Ребенок в ужасе забился под кровать, стоявшую возле стены, и затаил дыхание…
Топот прекратился, после чего кто–то большой и тяжелый спрыгнул на землю и зашагал от коновязи в сторону дома. Судя по звукам, он шел не к двери, а прямо к стене, за которой под кроватью притаился мальчик. Когда шаги приблизились вплотную, ребенок услышал над собой голос, мало похожий на человеческий: «Так вот ты где! Наконец-то наши девятилетние поиски окончены!» Вслед за этим мальчик потерял создание.
Когда родители вернулись обратно, то нашли своего сына лежащим на полу в сильной горячке и бреду. Ребенка уложили в постель, и отец, как водится, сразу поспешил к деревенскому шаману. Тот пришел, осмотрел мальчика - и сразу все понял. Он строго-настрого наказал родителям не трогать сына и лишь периодически поить его водой. Колдун сказал, что душа ребенка находится сейчас далеко в межмирье, где высшие силы совершают над ней сложный обряд посвящения в шаманы.
Считается, что в таких случаях дух-посланник сопровождает душу избранного в одно из священных якутских мест, где ее подвергают так называемому «расчленению». Неизвестно, что именно случилось с Тогустаахом, но один средний шаман, которому в свое время тоже пришлось перенести «расчленение», подробно описал этот малоприятный процесс.
…Будучи мальчишкой, он пас на лугу телят и вдруг заметил, как во вспышках молний буквально из ниоткуда появилось громадное дерево. На дереве сидела какая-то необычная птица и неотрывно глядела на маленького пастуха. Под тяжестью ее взгляда мальчик как будто провалился куда-то. Позже взрослые нашли его на лугу без сознания, и три месяца ребенок пролежал в кровати, не приходя в себя.
Впоследствии шаман рассказал, что после встречи с птицей он очутился на вершине высокой горы, которую огибала бурная речка. Не в силах пошевелиться, он просто лежал на земле и смотрел в небо. Вскоре к мальчику вразвалку подошел некто огромный, с медвежьей головой. В руках у великана были топор и копье, которое он воткнул тупым концом в землю. Затем взял топор, отрубил мальчику голову и насадил ее на копье так, чтобы голова видела все, что происходит с телом. Больно расчленяемому не было.
Гигант принялся рубить обезглавленное тело на куски, и продолжалось это многие часы. Когда он закончил, с неба спустились три существа, похожие на крупных птиц с человеческими лицами. Они рассортировали кровавые куски на три кучки и исчезли.
Затем с севера, запада и юга поочередно приплыли три тучи, из которых всякий раз появлялись какие-то демонические твари. Они опускались на вершину горы и с удовольствием поглощали детскую плоть (каждой стае досталось по кучке), а потом отрыгивали ее обратно на землю и улетали.
Стоило этому немыслимому пиршеству завершиться, как птицы с человеческими лицами появились вновь и принялись собирать тело мальчика воедино, скрепляя мясо, кости и кожу собственной слюной. Когда они закончили, медведеголовый великан снял отрубленную голову с копья и приложил ее к туловищу. Одна из птиц облизала шею мальчика, и его голова срослась с телом.
«Отныне ты свободен! Поднимись, шаман, созданный по высшему замыслу и помазанный севером!» – торжественно произнес кто-то, и ребенок очнулся в родительском доме.
Шаман объясняет случившееся с ним следующим образом. Его астральное тело было расщеплено на множество частей, треть которых оказалась повязанной с духами севера, треть – с духами запада и треть – с духами юга. Поскольку инициация происходила на севере Якутии, шамана помазали севером. Полакомившиеся астральным телом будущего колдуна, духи впоследствии всегда покровительствовали ему и выполняли его волю, помогая в том числе бороться с другими колдунами.
Что касается великих шаманов, то их инициация длится еще дольше, поскольку на угощение слетаются четыре стаи духов – со всех сторон света.
Как великая шаманка расправлялась с врагами
Уже упомянутая нами великая шаманка Алысардах совершала при жизни невообразимые вещи. Простым людям она больше всего запомнилась двумя своими умениями: избавляться от врагов и проучивать тех, кто в открытую сомневался в ее способностях. Мы приведем здесь две истории, которые прекрасно это иллюстрируют.
К слову, современники описывали Алысардах как самую обычную женщину, молодую и привлекательную. Великая удаганша не отличалась ни демоническими чертами лица, ни высоким ростом, ни крепким телосложением. Напротив, в глазах земляков она выглядела хрупкой и беззащитной…
Был у нашей героини заклятый враг по имени Олесь, тоже великий шаман, живший в соседнем районе. Противостояние между ними длилось долго и было относительно вялым - до тех пор, пока Олесь здорово не разозлил Алысардах и она, несмотря на всю свою невозмутимость, обиделась на него по-черному. Что именно случилось между двумя великими шаманами, история умалчивает, но удаганша поклялась в то же лето свести своего обидчика в могилу.
Прознав об этом, Олесь занял оборонительную позицию. Все лето он почти не выходил из своего дома и постоянно проводил там защитные обряды. Расчет колдуна был таков: если Алысардах не выполнит свое обещание, то будет опозорена и вряд ли повторно захочет погубить его.
В один из жарких дней Олесь все же покинул свое убежище и отправился с родными покосить траву и искупаться в реке. Вдруг он заметил далеко на горизонте одинокое облачко неприятного, ржавого цвета. Над рекой, тревожно каркая, пролетел черный ворон - и шаман сразу изменился в лице. Он сказал близким, что птица-покровитель предупредила его о надвигающейся угрозе: Алысардах двинулась в путь по душу своего обидчика, и настроена она весьма решительно.
Пока Олесь бежал к своему дому, облачко становилось все больше и постепенно приобретало черный цвет. Вскоре из него полил дождь, засверкали молнии. Но настигнуть шамана облако не успело – тот добежал до дома, заперся изнутри и закрыл все окна специальными магическими «клапанами», оберегающими от любого злого колдовства. Сам Олесь облачился в шаманскую одежду, взял бубен и, спустившись в подвал, начал усиленно камлать.
Вскоре грозная туча нависла над домом шамана, и из нее вырвался огромный черный вихрь. Он принялся кружить вокруг жилья, разнося в щепки все, что находилось во дворе. Можно было подумать, что вихрь не знает, как подступиться к шаману.
Но вот в какой-то момент он вдруг перескочил на дом и ринулся внутрь через дымоход, который перепуганный Олесь не прикрыл. Из хижины долго слышались крики и шум, пока наконец все не стихло. Грозовая туча растворилась в небе, и погода вновь сделалась ясной.
Односельчане Олеся не сразу решились войти в его дом, а когда все же набрались храбрости и вошли, то увидели лежащего в погребе мертвого шамана. Его тело было ужасным образом скрючено, а лицо превратилось в сплошное кровавое месиво…
Алысардах во время этих событий находилась у себя дома и плясала, пребывая в глубоком трансе. Впоследствии она выразила сожаление, что смертельно ранила в тот день пару мелких шаманов из того же района, что и Олесь. И действительно, подвернувшиеся ей под руку колдуны вскоре тяжело заболели и умерли.
Как Алысардах проучила наглых чиновников
В царское время, когда и жила Алысардах, в ее селе оказались двое чиновников. Услышав о могущественной колдунье, они решили проверить слухи. Этих двоих нельзя было назвать большими скептиками, скорее они относились к шаманству без должного уважения, считая его чем-то вроде безобидной забавы.
Заявившись в дом Алысардах и увидев вместо грозной старухи хрупкую девушку, чиновники повели себя не лучшим образом: они потребовали накормить и напоить их, а потом принялись вслух обсуждать достоинства шаманки. Алысардах скромно сидела в стороне и не перебивала незваных гостей. Когда же те заявили, что желают увидеть «фокус», Алысардах согласилась и сделала вид, что впала в транс. В таком неподвижном состоянии девушка просидела полчаса.
Поняв, что не дождутся обещанного представления, и громко выругавшись, чиновники направились к выходу. Но едва они открыли дверь, как в дом хлынул огромный поток воды, словно во время ужасного наводнения. Вода, в которой плавало множество рыб, стремительно заполняла дом, и мужчины поняли, что вскоре попросту утонут. Алысардах же как ни в чем не бывало сидела на прежнем месте, и стихия не трогала ее, как будто шаманку защищал невидимый купол.
Чиновники в ужасе принялись молить о пощаде, но удаганша ответила, что за свою наглость и невежество им придется заплатить. «Если поймаете из воды по одной рыбе, так и быть, сохраню ваши жизни», – холодно произнесла она.
Битый час несчастные пытались поймать рыб и наконец кое-как изловили по штуки. «Теперь сжимайте их, да посильнее!» – приказала шаманка. Чиновники так старались, что даже вены на их лбах вздулись от напряжения…
Вдруг мужчины разом опомнились и увидели, что никакой воды в доме нет, а они стоят со спущенными штанами, пыхтя и сжимая друг другу причинное место. При этом вокруг со смеху покатывается местная публика.
Подтягивая на ходу штаны, чиновники бросились прочь. Ни в дом Алысардах, ни в это село они больше не возвращались никогда…
Источник
Какими бывают якутские шаманы
По уровню своей силы якутские колдуны делятся на мелких, средних и великих. При этом одни являются потомками древних шаманских династий, другие не имеют в роду колдунов и получают мистические способности спонтанно. За всю историю Якутии мелких шаманов здесь было огромное множество, средних – куда меньше, а великих – совсем мало. К слову, только великий шаман может напрямую говорить с верховным божеством якутского пантеона, имя которого – Юрюнг Аар Тойон.
Кроме того, якутские колдуны бывают белыми (нехищными) и черными (хищными). Единственное различие между ними состоит в том, что белые шаманы предпочитают не использовать свою силу против обычных людей, в то время как черные не придерживаются подобного морального кодекса. Зато между собой и те и другие во все времена конфликтовали будь здоров. Особенно впечатляюще это получалось у великих шаманов, которые без передышки вели друг с другом междоусобицы, насылая на своих противников порчи и проклятия.
Примечательно, что женщины-шаманки, которых называют удаганшами, на голову превосходят своих «коллег» мужского пола. Вообще женщины в Якутии очень редко становятся колдуньями, но уж если становятся, то, как правило, великими или на худой конец средними. Самым могущественным шаманом в якутской истории считается, кстати, удаганша Алысардах. Эта суровая дама еще в молодые годы отправила к праотцам добрую половину великих шаманов, которым не посчастливилось жить в одно время с ней. Другую половину Алысардах пощадила разве только для того, чтобы они «помнили и боялись».
Инициация шамана
Чтобы донести до читателя всю серьезность якутского шаманства, следует рассказать о том, как люди, собственно, становятся колдунами. Обычно это случается в детстве, чаще всего в начале полового созревания человека.
Например, с великим шаманом Тогустаахом из Усть-Алданского улуса это произошло в девятилетнем возрасте. Родители мальчика ушли днем из дома, и ребенок остался там один. Неожиданно во дворе послышался топот копыт, причем настолько сильный, словно прискакала целая конная армия. Ребенок в ужасе забился под кровать, стоявшую возле стены, и затаил дыхание…
Топот прекратился, после чего кто–то большой и тяжелый спрыгнул на землю и зашагал от коновязи в сторону дома. Судя по звукам, он шел не к двери, а прямо к стене, за которой под кроватью притаился мальчик. Когда шаги приблизились вплотную, ребенок услышал над собой голос, мало похожий на человеческий: «Так вот ты где! Наконец-то наши девятилетние поиски окончены!» Вслед за этим мальчик потерял создание.
Когда родители вернулись обратно, то нашли своего сына лежащим на полу в сильной горячке и бреду. Ребенка уложили в постель, и отец, как водится, сразу поспешил к деревенскому шаману. Тот пришел, осмотрел мальчика - и сразу все понял. Он строго-настрого наказал родителям не трогать сына и лишь периодически поить его водой. Колдун сказал, что душа ребенка находится сейчас далеко в межмирье, где высшие силы совершают над ней сложный обряд посвящения в шаманы.
Считается, что в таких случаях дух-посланник сопровождает душу избранного в одно из священных якутских мест, где ее подвергают так называемому «расчленению». Неизвестно, что именно случилось с Тогустаахом, но один средний шаман, которому в свое время тоже пришлось перенести «расчленение», подробно описал этот малоприятный процесс.
…Будучи мальчишкой, он пас на лугу телят и вдруг заметил, как во вспышках молний буквально из ниоткуда появилось громадное дерево. На дереве сидела какая-то необычная птица и неотрывно глядела на маленького пастуха. Под тяжестью ее взгляда мальчик как будто провалился куда-то. Позже взрослые нашли его на лугу без сознания, и три месяца ребенок пролежал в кровати, не приходя в себя.
Впоследствии шаман рассказал, что после встречи с птицей он очутился на вершине высокой горы, которую огибала бурная речка. Не в силах пошевелиться, он просто лежал на земле и смотрел в небо. Вскоре к мальчику вразвалку подошел некто огромный, с медвежьей головой. В руках у великана были топор и копье, которое он воткнул тупым концом в землю. Затем взял топор, отрубил мальчику голову и насадил ее на копье так, чтобы голова видела все, что происходит с телом. Больно расчленяемому не было.
Гигант принялся рубить обезглавленное тело на куски, и продолжалось это многие часы. Когда он закончил, с неба спустились три существа, похожие на крупных птиц с человеческими лицами. Они рассортировали кровавые куски на три кучки и исчезли.
Затем с севера, запада и юга поочередно приплыли три тучи, из которых всякий раз появлялись какие-то демонические твари. Они опускались на вершину горы и с удовольствием поглощали детскую плоть (каждой стае досталось по кучке), а потом отрыгивали ее обратно на землю и улетали.
Стоило этому немыслимому пиршеству завершиться, как птицы с человеческими лицами появились вновь и принялись собирать тело мальчика воедино, скрепляя мясо, кости и кожу собственной слюной. Когда они закончили, медведеголовый великан снял отрубленную голову с копья и приложил ее к туловищу. Одна из птиц облизала шею мальчика, и его голова срослась с телом.
«Отныне ты свободен! Поднимись, шаман, созданный по высшему замыслу и помазанный севером!» – торжественно произнес кто-то, и ребенок очнулся в родительском доме.
Шаман объясняет случившееся с ним следующим образом. Его астральное тело было расщеплено на множество частей, треть которых оказалась повязанной с духами севера, треть – с духами запада и треть – с духами юга. Поскольку инициация происходила на севере Якутии, шамана помазали севером. Полакомившиеся астральным телом будущего колдуна, духи впоследствии всегда покровительствовали ему и выполняли его волю, помогая в том числе бороться с другими колдунами.
Что касается великих шаманов, то их инициация длится еще дольше, поскольку на угощение слетаются четыре стаи духов – со всех сторон света.
Как великая шаманка расправлялась с врагами
Уже упомянутая нами великая шаманка Алысардах совершала при жизни невообразимые вещи. Простым людям она больше всего запомнилась двумя своими умениями: избавляться от врагов и проучивать тех, кто в открытую сомневался в ее способностях. Мы приведем здесь две истории, которые прекрасно это иллюстрируют.
К слову, современники описывали Алысардах как самую обычную женщину, молодую и привлекательную. Великая удаганша не отличалась ни демоническими чертами лица, ни высоким ростом, ни крепким телосложением. Напротив, в глазах земляков она выглядела хрупкой и беззащитной…
Был у нашей героини заклятый враг по имени Олесь, тоже великий шаман, живший в соседнем районе. Противостояние между ними длилось долго и было относительно вялым - до тех пор, пока Олесь здорово не разозлил Алысардах и она, несмотря на всю свою невозмутимость, обиделась на него по-черному. Что именно случилось между двумя великими шаманами, история умалчивает, но удаганша поклялась в то же лето свести своего обидчика в могилу.
Прознав об этом, Олесь занял оборонительную позицию. Все лето он почти не выходил из своего дома и постоянно проводил там защитные обряды. Расчет колдуна был таков: если Алысардах не выполнит свое обещание, то будет опозорена и вряд ли повторно захочет погубить его.
В один из жарких дней Олесь все же покинул свое убежище и отправился с родными покосить траву и искупаться в реке. Вдруг он заметил далеко на горизонте одинокое облачко неприятного, ржавого цвета. Над рекой, тревожно каркая, пролетел черный ворон - и шаман сразу изменился в лице. Он сказал близким, что птица-покровитель предупредила его о надвигающейся угрозе: Алысардах двинулась в путь по душу своего обидчика, и настроена она весьма решительно.
Пока Олесь бежал к своему дому, облачко становилось все больше и постепенно приобретало черный цвет. Вскоре из него полил дождь, засверкали молнии. Но настигнуть шамана облако не успело – тот добежал до дома, заперся изнутри и закрыл все окна специальными магическими «клапанами», оберегающими от любого злого колдовства. Сам Олесь облачился в шаманскую одежду, взял бубен и, спустившись в подвал, начал усиленно камлать.
Вскоре грозная туча нависла над домом шамана, и из нее вырвался огромный черный вихрь. Он принялся кружить вокруг жилья, разнося в щепки все, что находилось во дворе. Можно было подумать, что вихрь не знает, как подступиться к шаману.
Но вот в какой-то момент он вдруг перескочил на дом и ринулся внутрь через дымоход, который перепуганный Олесь не прикрыл. Из хижины долго слышались крики и шум, пока наконец все не стихло. Грозовая туча растворилась в небе, и погода вновь сделалась ясной.
Односельчане Олеся не сразу решились войти в его дом, а когда все же набрались храбрости и вошли, то увидели лежащего в погребе мертвого шамана. Его тело было ужасным образом скрючено, а лицо превратилось в сплошное кровавое месиво…
Алысардах во время этих событий находилась у себя дома и плясала, пребывая в глубоком трансе. Впоследствии она выразила сожаление, что смертельно ранила в тот день пару мелких шаманов из того же района, что и Олесь. И действительно, подвернувшиеся ей под руку колдуны вскоре тяжело заболели и умерли.
Как Алысардах проучила наглых чиновников
В царское время, когда и жила Алысардах, в ее селе оказались двое чиновников. Услышав о могущественной колдунье, они решили проверить слухи. Этих двоих нельзя было назвать большими скептиками, скорее они относились к шаманству без должного уважения, считая его чем-то вроде безобидной забавы.
Заявившись в дом Алысардах и увидев вместо грозной старухи хрупкую девушку, чиновники повели себя не лучшим образом: они потребовали накормить и напоить их, а потом принялись вслух обсуждать достоинства шаманки. Алысардах скромно сидела в стороне и не перебивала незваных гостей. Когда же те заявили, что желают увидеть «фокус», Алысардах согласилась и сделала вид, что впала в транс. В таком неподвижном состоянии девушка просидела полчаса.
Поняв, что не дождутся обещанного представления, и громко выругавшись, чиновники направились к выходу. Но едва они открыли дверь, как в дом хлынул огромный поток воды, словно во время ужасного наводнения. Вода, в которой плавало множество рыб, стремительно заполняла дом, и мужчины поняли, что вскоре попросту утонут. Алысардах же как ни в чем не бывало сидела на прежнем месте, и стихия не трогала ее, как будто шаманку защищал невидимый купол.
Чиновники в ужасе принялись молить о пощаде, но удаганша ответила, что за свою наглость и невежество им придется заплатить. «Если поймаете из воды по одной рыбе, так и быть, сохраню ваши жизни», – холодно произнесла она.
Битый час несчастные пытались поймать рыб и наконец кое-как изловили по штуки. «Теперь сжимайте их, да посильнее!» – приказала шаманка. Чиновники так старались, что даже вены на их лбах вздулись от напряжения…
Вдруг мужчины разом опомнились и увидели, что никакой воды в доме нет, а они стоят со спущенными штанами, пыхтя и сжимая друг другу причинное место. При этом вокруг со смеху покатывается местная публика.
Подтягивая на ходу штаны, чиновники бросились прочь. Ни в дом Алысардах, ни в это село они больше не возвращались никогда…
Источник
Всего комментариев: 0 | |