ИСТОРИЯ СИНЕГО КАМНЯ
Историческая справка: «В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI в. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: "Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть".
На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия - он сгорел. Затем уже в XIII в. на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего - по праву старшего сына великого князя Владимирского - владетелем Переславля. Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме - вскоре после смерти Александра (именем которого и назван холм) на их месте был выстроен монастырь - с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX в. Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками - насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала.
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с "христианскими язычниками", которые продолжали свои "бесовские игрища" вплоть до начала XVII в.
Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что действовал он по специальному распоряжению самого Василия Шуйского!) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости "святых отцов", исчез.
Возможно, это было уже не первое исчезновение камня. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, и пожар Клещина, после которого город и был перенесен на место нынешнего Переславля, последовал непосредственно за сим актом. По крайней мере, из повествования о "погребении" камня во времена Шуйского не ясно, находился ли он тогда все еще на вершине горы или же покоился уже у ее подножия, на берегу озера?
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму, и уже через 15 лет камень "выбрался" на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.
Так продолжалось лет полтораста. Переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И наконец придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству - решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега 12-тонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей...
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя 60 лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно "улегся". Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
Источник
Всего комментариев: 0 | |