Истина единства
Единство или Недвойственность на санскрите обозначается как “адвайта”. Но адвайте посвящена не только индийская философия, но, по большому счету, все мировые религии.
Единство, заложенное в термине “адвайта” следует понимать по-разному. Это может быть единство человека и Бога (Атмана и Брахмана), а так же единство в понимании, в восприятии вещей и явлений.
Тождественность Бога и человеческой души рассматривалась индийскими философами на протяжении долгого времени. Конечно, даже современные последователи гаудия-вайшнавизма, которых принято обозначать словом “кришнаиты”, считают саму идею равенства Бога и души маей (иллюзией), хотя бы потому, что Верховная Личность Бога (Кришна) не может быть равен человеку. Душа – это связь с Богом, но равенства быть не может. Человек – не Бог, он только слуга Бога.
Единственное, что отделяет душу от соприкосновения с Богом – это эго, работа сознания. Последователи школы “адвайта-веданты”, как и буддисты, верят в то, что у человека отсутствует личностный аспект, вернее, восприятие того, что “я есть” – это происки ума и иллюзия. Нет ничего, кроме Брахмана, кроме божественного, и чтобы это понять, надо избавиться от ложного эго.
Как говорил Р. Тагор, “чтобы увидеть свет луны, надо потушить свечу в доме, чтобы увидеть свет всего мира, надо потушить свое эго”.
Но единство Бога и человеческой души, восприятие мира как единого Брахмана, проявляющегося в каждой секунде, в каждом вдохе-выдохе, это не единственное восприятие адвайты. Адвайту можно понимать и как восприятие единства явлений.
Такое восприятие заложено даже в христианской мифологии, на первых страницах Библии. Вспомним, что люди были изгнаны из Рая и стали смертными тогда, когда съели запретный (!) плод с Древа Познания Добра и Зла. Буддийский монах Аджан Буддадаса говорил, что этот факт, описанный в Библии, является сердцем Учения Будды. Цель буддизма, по его словам, понять, что нет добра и зла, добиться недвойственного восприятия. Когда человек откажется от знания о Добре и Зле, он сможет вернуться в Рай и стать бессмертным.
Мы должны помнить, что на высшем уровне восприятия все явления в мире – одно целое. Обычный человек воспринимает времена года как 4 разных сезона, противопоставляя зиму и лето, считая, что это разные явления, но по сути времена года – это вращение планеты вокруг солнца. Как это вращение можно разделить на хорошее и плохое? Как можно противопоставлять друг другу его разные периоды? И откуда эти периоды отсчитывать? А в древности люди вообще пользовались лунным календарем, а в некоторых регионах мира есть свое деление на времена года, например, в Таиланде, где нет привычных нам зимы-весны-лета-осени, а есть время, когда очень жарко, когда прохладно и когда идут дожди. Люди считают, что свет и тьма – противоположные явления, но не понимают, что тьма – это отсутствие света. Люди считают, что белый и красный цвет – это разные вещи, не понимая, что цвета – это всего лишь отражения разных световых волн, воспринимаемых нашими глазами, а белый цвет вообще вмещает в себя все цвета.
Так – и с Богом. Глупо верить, что вот здесь – люди, а там, где-то наверху, Бог. Божественное разлито повсюду, оно в каждом движении листа березы на ветру, в каждом шаге котенка, в каждой капле дождя. Все в мире взаимосвязано, и мы сами неотделимы от других людей. Понимание такого единства – это путь к развитию сострадания (как может одна рука вредить другой руке?), Любви и, в конце концов, к Просветлению!
©
Источник
Всего комментариев: 0 | |