Идущие по огню
Эту необычную историю я услышал в драматические дни Сталинградской битвы из уст майора медицинской службы. Он говорил взволнованно:
- После очередной бомбежки города, когда вокруг все горело, солдаты увидели, как по дымящим и тлеющим балкам разрушенного дома бежал малыш. Ему было года три-четыре. Он был бос и полуодет. Мальчишку притащили ко мне, Я склонился над его босыми ножками, уверенный в том, что они обгорели. На подошвах не было ни одного следа ожога!
Это показалось мне совсем невероятным. Ножонки не были побеждены огнем. Военные годы почти стерли в моей памяти этот рассказ майора. Значительно позже, через много лет, я неожиданно узнал, что мальчишкой был не кто иной, как артист и экстрасенс, широко известный ныне под именем Валерия Авдеева. Сегодня это единственный в России человек, который босиком ходит по раскаленным углям, ложится голой спиной на битое стекло бутылок, не получая при этом ни ожогов, ни ранений.
Нестенарские пляски
Впервые я увидел хождение по огню в Болгарии на Золотых Песках, где для многочисленных «заезжих туристов почти как аттракцион показывали «Нестенарские пляски». На открытой площадке догорал огромный костер. Несколько человек граблями раскатывали раскаленные угли по широкому кругу, метров десять в диаметре. Танцовщица опаздывала.
Работающие над огнем нервничали, несмотря на то, что площадка бордово светилась затаенным светом раскаленного пепла и углей.
Наконец к светящейся площадке подкатили голубые, как помнится, «Жигули», Из них шустро выскочила тоненькая девушка в туфельках на высоких каблучках, Я хорошо запомнил эти туфли, так как глядел на ножки, которым вот-вот предстояло коснуться огня. Девушка торопливо скрылась за ширмой. Грянул фольклорный оркестрик, состоявший в основном из барабанов и многочисленных свистулек. Помнится, мелодия была резкой и напряженной. Повторяла одну и ту же музыкальную фразу.
Танцовщица появилась в национальном платье, босиком. Неторопливо она ступила на раскаленные угли и так же неторопливо сделала первый танцевальный круг по пламени «не спеша»... Но, сойдя с круга, девушка неожиданно взяла на руки ребенка, что стоял возле потрясенной матери-туристки, и снова ступила на огонь.
Ребенок мгновенно затих, в глазах мамаши застыл ужас.
- Не бойтесь, - бросила нестенарка, все будет в порядке. Вдвоем они сделали второй танцевальный круг по углям, уступив место босоногому парню, продолжившему танцы по огню.
Потрясенный, я подождал девушку возле ширмы и проводил ее к машине. Она уверенно шла в тех же туфельках на высоких каблучках, надетых на босу ногу.
-Тороплюсь, у меня еще один сеанс в соседнем отеле, - полушутливо обронила она.
- Как же вы так? Несколько раз за вечер «без ожогов»,..
- Сама не знаю. Едва заиграет музыка, мне кажется, кровь уходит из моих ног, ступни деревенеют, и сама я, как во сне, лечу над багровой землей
Огнеглотатели
Так мне и не удалось разгадать в тот вечер тайну хождений по огню. Потом я видел огнепроходцев на религиозном празднике в Шри-Ланке. Здесь все было иначе. Полностью отсутствовала тривиальность болгарского действа. Огонь над тлеющими углями был ярче и, видимо, горячее... Оркестр звучал грозно и устрашающе накачивал взволнованный ритм.
Руководитель праздника, «благословлявший» тех, кто ходил по раскаленным углям, как мне показалось, находился возле площадки с багровыми углями в необычном экзальтированном состоянии не то транса, не то полузабытья.
Босые ноги грозно танцующих мужчин изредка лизали небольшие языки пламени. Но представление достигло своего апогея, когда некоторые из танцующих, а их было предостаточно, начали засовывать в рот крохотные, горящие открытым пламенем факелы. Не верилось, что такое возможно без ожогов и травм. Но программа праздника уверенно продолжалась не минуту, а добрый час. Массового гипноза не было.
Но было какое-то общее состояние подъема и «одурения» от невероятности увиденного.
Ведь это были не те «огнеглотатели», которых я не раз наблюдал на базарах за рубежом. «Огнеглотатели» Шри-Ланки засовывали горящий факел в рот, и языки пламени прорывались сквозь разжатые губы,
К этому времени я уже знал, что хождение по огню присуще народам многих стран. Оно существует в некоторых областях Греции, Франции, островов Фиджи. Известно оно и у индейцев племени вавахо в Америке.
Английский литературовед Э.Стефенсон описывает свои впечатления о том, как в состоянии транса ходил по раскаленным камням на церемонии в храме Токио.
«Камни были уложены в траншею длиной 90 футов (около 30 шатров). Жрец, руководивший церемонией, заставил меня подготовиться, отвел в соседний храм, где мою голову жрец посыпал солью. Я почувствовал внутреннее желание пройти по раскаленным камням. Когда я медленно шел по ним, то ощущал лишь некоторое покалывание в ступнях».
Сотрудник Британского музея доктор У.Бригэм совершил в сопровождении трех местных магов прогулку по раскаленной лаве на вулкане Ком. Спутники велели ему разуться, ибо защита бога Кахуны не распространялась на его сапоги. Доктор отказался. Один из спутников медленно пошел босиком по раскаленной лаве.
Двое других неожиданно толкнули доктора и он, оказавшись на раскаленной поверхности потока, вынужден был бежать. Пробежав метров 30 к противоположному краю потока, он увидел, что его сапоги и носки сгорели, трое жрецов, продолжавших идти босиком по лаве, расхохотались, показывая на волочившиеся за доктором куски кожи от горящих сапог. Сам доктор ожогов не получил.
Память из Сталинградского детства
Однако вернемся к нашему отечественному кудеснику Валерию Авдееву. Я познакомился с артистом несколько лет назад на его сеансах, во время которых он демонстрировал на сцене классический номер индийских йогов. Его сотрудник разбивал на коврике штук десять бутылок. Крупные куски стекла и самое страшное - острые готические донышки бутылок торчали из стеклянного месива. После нескольких ритуальных движений Авдеев сбрасывал с себя спортивное рубище джиудоиста и медленно ложился голой спиной на стекла.
На грудь его клали доску, и увесистый помощник грузно становился на нее, чуть подпрыгивая. Казалось, все - сейчас брызнет кровь из-под лежащего на осколках артиста.
И вот ничего - ни царапины, ни кровинки.
- Ну, такой запросто пойдет по огню, - подумал я.
После сеанса попросил артиста рассказать, как он впервые прикоснулся к огню.
- Это было в конце семидесятых. Мной вдруг неожиданно овладело горячее желание преодолеть страх перед огнем. То ли вспомнилось сталинградское детство...
Я решил, какими бы ни были последствия моего эксперимента, пусть обгорят ноги, пусть лягу в больницу, но я пойду... Пойду! Я должен пойти!
Выехали за город. Разожгли огромный костер. Разровняли багровые угли на дорожку длиною метров десять. Я сосредоточился, поверил в себя и прошел босиком все это расстояние. Войдя в нужное состояние, я не получил никаких ожогов.
Сейчас вхожу в такое же состояние во время сеансов с битым стеклом. На сцене огонь не покажешь...
- И всегда удается? С огнем...
- Нет. Помнится, разложили костер, разровняли огненную дорожку. Настраиваю себя, вхожу в состояние... Чувствую, что-то не то. Ладно, ходил же раньше. И вот иду, а ноги горят. Получил тяжелые ожоги, в больнице лежал...
Наука разводит руками
Так в чем же дело? Что это, биологический секрет или неизвестный нам физический процесс? Срезанный кусочек кожи с ноги «огнепроходца», брошенный на те же угли, тут же истлевает. Советский ученый С.Н.Попова так объясняет этот таинственный процесс:
Существует понятие «тепловая активность». Она зависит от теплоемкости, теплопроводности материала. Наибольшая у металлов -10 тысяч единиц. У пористого угля от 100 до 200 единиц. У человеческой кожи от 800 до 1500 единиц.
По существующей в теории теплопроводности формуле можно подсчитать изменение температуры поверхности тел при их соприкосновении. При температуре угля в 600°С и выше упомянутой тепловой активности угля и кожи их соприкосновение вызовет секундное повышение температуры кожи всего лишь на 35°С, т.е. общая температура ступни человека составит 72°С.
Это, казалось бы, подтверждает опыт немецкого ученого Ф.Кригера из института им. Макса Планка, который провел интереснейший опыт на аборигене- «огнепроходце» с о.Фиджи.
Ученый покрыл раскаленный базальт, по которому ходил испытуемый, и ступни испытуемого краской - индикатором температуры. Индикатор показал температуру камней 33°С, а температуру тела 83°С, не более.
Но ведь это при секундном соприкосновении. А танцы на углях и камнях длятся минутами...
В.ДМИТРИЕВ.
Источник
- После очередной бомбежки города, когда вокруг все горело, солдаты увидели, как по дымящим и тлеющим балкам разрушенного дома бежал малыш. Ему было года три-четыре. Он был бос и полуодет. Мальчишку притащили ко мне, Я склонился над его босыми ножками, уверенный в том, что они обгорели. На подошвах не было ни одного следа ожога!
Это показалось мне совсем невероятным. Ножонки не были побеждены огнем. Военные годы почти стерли в моей памяти этот рассказ майора. Значительно позже, через много лет, я неожиданно узнал, что мальчишкой был не кто иной, как артист и экстрасенс, широко известный ныне под именем Валерия Авдеева. Сегодня это единственный в России человек, который босиком ходит по раскаленным углям, ложится голой спиной на битое стекло бутылок, не получая при этом ни ожогов, ни ранений.
Нестенарские пляски
Впервые я увидел хождение по огню в Болгарии на Золотых Песках, где для многочисленных «заезжих туристов почти как аттракцион показывали «Нестенарские пляски». На открытой площадке догорал огромный костер. Несколько человек граблями раскатывали раскаленные угли по широкому кругу, метров десять в диаметре. Танцовщица опаздывала.
Работающие над огнем нервничали, несмотря на то, что площадка бордово светилась затаенным светом раскаленного пепла и углей.
Наконец к светящейся площадке подкатили голубые, как помнится, «Жигули», Из них шустро выскочила тоненькая девушка в туфельках на высоких каблучках, Я хорошо запомнил эти туфли, так как глядел на ножки, которым вот-вот предстояло коснуться огня. Девушка торопливо скрылась за ширмой. Грянул фольклорный оркестрик, состоявший в основном из барабанов и многочисленных свистулек. Помнится, мелодия была резкой и напряженной. Повторяла одну и ту же музыкальную фразу.
Танцовщица появилась в национальном платье, босиком. Неторопливо она ступила на раскаленные угли и так же неторопливо сделала первый танцевальный круг по пламени «не спеша»... Но, сойдя с круга, девушка неожиданно взяла на руки ребенка, что стоял возле потрясенной матери-туристки, и снова ступила на огонь.
Ребенок мгновенно затих, в глазах мамаши застыл ужас.
- Не бойтесь, - бросила нестенарка, все будет в порядке. Вдвоем они сделали второй танцевальный круг по углям, уступив место босоногому парню, продолжившему танцы по огню.
Потрясенный, я подождал девушку возле ширмы и проводил ее к машине. Она уверенно шла в тех же туфельках на высоких каблучках, надетых на босу ногу.
-Тороплюсь, у меня еще один сеанс в соседнем отеле, - полушутливо обронила она.
- Как же вы так? Несколько раз за вечер «без ожогов»,..
- Сама не знаю. Едва заиграет музыка, мне кажется, кровь уходит из моих ног, ступни деревенеют, и сама я, как во сне, лечу над багровой землей
Огнеглотатели
Так мне и не удалось разгадать в тот вечер тайну хождений по огню. Потом я видел огнепроходцев на религиозном празднике в Шри-Ланке. Здесь все было иначе. Полностью отсутствовала тривиальность болгарского действа. Огонь над тлеющими углями был ярче и, видимо, горячее... Оркестр звучал грозно и устрашающе накачивал взволнованный ритм.
Руководитель праздника, «благословлявший» тех, кто ходил по раскаленным углям, как мне показалось, находился возле площадки с багровыми углями в необычном экзальтированном состоянии не то транса, не то полузабытья.
Босые ноги грозно танцующих мужчин изредка лизали небольшие языки пламени. Но представление достигло своего апогея, когда некоторые из танцующих, а их было предостаточно, начали засовывать в рот крохотные, горящие открытым пламенем факелы. Не верилось, что такое возможно без ожогов и травм. Но программа праздника уверенно продолжалась не минуту, а добрый час. Массового гипноза не было.
Но было какое-то общее состояние подъема и «одурения» от невероятности увиденного.
Ведь это были не те «огнеглотатели», которых я не раз наблюдал на базарах за рубежом. «Огнеглотатели» Шри-Ланки засовывали горящий факел в рот, и языки пламени прорывались сквозь разжатые губы,
К этому времени я уже знал, что хождение по огню присуще народам многих стран. Оно существует в некоторых областях Греции, Франции, островов Фиджи. Известно оно и у индейцев племени вавахо в Америке.
Английский литературовед Э.Стефенсон описывает свои впечатления о том, как в состоянии транса ходил по раскаленным камням на церемонии в храме Токио.
«Камни были уложены в траншею длиной 90 футов (около 30 шатров). Жрец, руководивший церемонией, заставил меня подготовиться, отвел в соседний храм, где мою голову жрец посыпал солью. Я почувствовал внутреннее желание пройти по раскаленным камням. Когда я медленно шел по ним, то ощущал лишь некоторое покалывание в ступнях».
Сотрудник Британского музея доктор У.Бригэм совершил в сопровождении трех местных магов прогулку по раскаленной лаве на вулкане Ком. Спутники велели ему разуться, ибо защита бога Кахуны не распространялась на его сапоги. Доктор отказался. Один из спутников медленно пошел босиком по раскаленной лаве.
Двое других неожиданно толкнули доктора и он, оказавшись на раскаленной поверхности потока, вынужден был бежать. Пробежав метров 30 к противоположному краю потока, он увидел, что его сапоги и носки сгорели, трое жрецов, продолжавших идти босиком по лаве, расхохотались, показывая на волочившиеся за доктором куски кожи от горящих сапог. Сам доктор ожогов не получил.
Память из Сталинградского детства
Однако вернемся к нашему отечественному кудеснику Валерию Авдееву. Я познакомился с артистом несколько лет назад на его сеансах, во время которых он демонстрировал на сцене классический номер индийских йогов. Его сотрудник разбивал на коврике штук десять бутылок. Крупные куски стекла и самое страшное - острые готические донышки бутылок торчали из стеклянного месива. После нескольких ритуальных движений Авдеев сбрасывал с себя спортивное рубище джиудоиста и медленно ложился голой спиной на стекла.
На грудь его клали доску, и увесистый помощник грузно становился на нее, чуть подпрыгивая. Казалось, все - сейчас брызнет кровь из-под лежащего на осколках артиста.
И вот ничего - ни царапины, ни кровинки.
- Ну, такой запросто пойдет по огню, - подумал я.
После сеанса попросил артиста рассказать, как он впервые прикоснулся к огню.
- Это было в конце семидесятых. Мной вдруг неожиданно овладело горячее желание преодолеть страх перед огнем. То ли вспомнилось сталинградское детство...
Я решил, какими бы ни были последствия моего эксперимента, пусть обгорят ноги, пусть лягу в больницу, но я пойду... Пойду! Я должен пойти!
Выехали за город. Разожгли огромный костер. Разровняли багровые угли на дорожку длиною метров десять. Я сосредоточился, поверил в себя и прошел босиком все это расстояние. Войдя в нужное состояние, я не получил никаких ожогов.
Сейчас вхожу в такое же состояние во время сеансов с битым стеклом. На сцене огонь не покажешь...
- И всегда удается? С огнем...
- Нет. Помнится, разложили костер, разровняли огненную дорожку. Настраиваю себя, вхожу в состояние... Чувствую, что-то не то. Ладно, ходил же раньше. И вот иду, а ноги горят. Получил тяжелые ожоги, в больнице лежал...
Наука разводит руками
Так в чем же дело? Что это, биологический секрет или неизвестный нам физический процесс? Срезанный кусочек кожи с ноги «огнепроходца», брошенный на те же угли, тут же истлевает. Советский ученый С.Н.Попова так объясняет этот таинственный процесс:
Существует понятие «тепловая активность». Она зависит от теплоемкости, теплопроводности материала. Наибольшая у металлов -10 тысяч единиц. У пористого угля от 100 до 200 единиц. У человеческой кожи от 800 до 1500 единиц.
По существующей в теории теплопроводности формуле можно подсчитать изменение температуры поверхности тел при их соприкосновении. При температуре угля в 600°С и выше упомянутой тепловой активности угля и кожи их соприкосновение вызовет секундное повышение температуры кожи всего лишь на 35°С, т.е. общая температура ступни человека составит 72°С.
Это, казалось бы, подтверждает опыт немецкого ученого Ф.Кригера из института им. Макса Планка, который провел интереснейший опыт на аборигене- «огнепроходце» с о.Фиджи.
Ученый покрыл раскаленный базальт, по которому ходил испытуемый, и ступни испытуемого краской - индикатором температуры. Индикатор показал температуру камней 33°С, а температуру тела 83°С, не более.
Но ведь это при секундном соприкосновении. А танцы на углях и камнях длятся минутами...
В.ДМИТРИЕВ.
Источник
Всего комментариев: 0 | |