Энергия каждого слова
Мы живём в очень интересное и трудное время. Интересное потому, что материальные успехи превосходят любое воображение. У большинства есть всё: вкусная еда, модная одежда, мобильный телефон, компьютер. Однако, иногда становится тоскливо, одиноко, трудно. Почему? Потому, что сами по себе материальные блага не приносят радости, покоя и равновесия. Это проверено опытом. Можно привести такой пример: сын миллионера, у которого было всё и с избытком, покончил жизнь самоубийством. При нём нашли предсмертную записку: «Взял от жизни всё. Ничего интересного в ней не нашёл. Ухожу из жизни добровольно».
Что же ещё нужно человеку, кроме материальных благ, чтобы он почувствовал себя счастливым? Передовые люди нашего времени: учёные ли, религиозные деятели — задумались над этим вопросом и пришли к следующему выводу: человек должен вспомнить, что у него есть душа, что она живёт по законам мира духовного. Например, если тебе нужно разделить что-то между собой и другом, ты должен дать ему не половину, как велит закон нашего материального мира, а столько, сколько он хочет или сколько ему нужно.
Твоя задача — доставить ему радость и покой, потому что главный закон духовного мира — любовь. А когда любишь, то ничего не жалко.
В последнее время очень много говорят и пишут о законах и правилах духовной жизни. В школах предлагают ввести курс «Основы православной культуры», который поможет нашим детям понять, что мы стоим на рубеже двух эпох. Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит миропонимание: Вселенная не только материя, а много больше…
Такое понимание коснулось и языка. Учёные пришли к выводу, что слово — это не просто звукокомплекс; в слове содержится глубинный смысл, дух, который определяет настроение человека, физическое здоровье и даже его судьбу, а также судьбу его детей.
Человек, как словесное существо, именно через слово обращается в молитве к Богу, с помощью слова он общается с людьми, посредством слова приобретает знания, и в то же время, неосторожно обращаясь со словом, человек совершает множество преступлений против себя и против своих близких. Верующие люди знают, что это грех и перед Богом. Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Умение умирать или искусство жить» называет семь преступлений, которые человек может совершить языком: клятвопреступление, проклятие, клевета, осуждение, ложь, шутки и скверная брань, пустословие и многословие. Давайте рассмотрим их вместе с этим уважаемым священнослужителем.
Самым страшным преступлением через слово является клятвопреступление. Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось давать клятву. Хорошо, если мы её сдержали. А если нет? Клятва получается ложной. Но ещё страшнее, если человек заведомо знает, что клянётся ложно. Клятвопреступник подвергает себя суду навсегда. И в первую очередь его будет мучить и судить его же совесть. Поэтому, к клятвам нужно относиться очень осторожно и давать их в исключительных случаях: клятва врача — прийти на помощь больному, клятва солдата — защищать Родину. Своеобразной клятвой являются и наши многочисленные повседневные обещания, которые мы раздаём направо и налево своим друзьям и близким, часто не задумываясь — а выполним ли мы их. Мысль, слово и дело у нашего Творца нераздельны. А раз мы — Его образ и подобие, то должны стремиться быть похожими на Него. Понаблюдайте за собой хотя бы в течение дня — и вы убедитесь, что очень трудно отвечать за каждое своё слово.
Второе преступление — это проклятие, которое человек произносит в состоянии гнева или обиды, и — как обычно бывает — по отношению к самым близким людям. Проклинать человека — значит желать ему наказания и смерти. Очень страшно проклятие родителей по отношению к детям. Отцовское проклятие иссушит, а материнское — искоренит. Незаслуженное проклятие обращается против того, кто его произносит, а заслуженное делает невыносимой жизнь человека, которого прокляли. Страшные слова словно проникают в него и следуют за ним повсюду. Обычно проклявший горько раскаивается в том, что он сделал, но слова уже произнесены, зло вырвалось наружу из сердца.
Третье преступление — это клевета, умышленная ложь, посредством которой мы хотим опорочить другого человека, досадить ему, а иногда и отомстить за что-нибудь. Клевета вырастает обычно из ненависти и зависти. Кто клевещет, тот становится воплощением зла. Клевета — вид человекоубийства через слово, потому что цель клеветника — настроить против человека всех людей, убить его морально.
Четвёртое преступление словом — это осуждение. Осуждением страдаем мы все без исключения. Берёмся судить других вместо того, чтобы попытаться увидеть свои недостатки и работать над ними. Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя оно и кажется внешне правдоподобным, поэтому чёткой грани между осуждением и клеветой нет. Ведь мы не всегда знаем, почему человек в данной ситуации поступил именно так. Может быть, на то были причины. Нам лучше постараться оправдать этого человека, а не стараться, чтобы о его проступке узнал весь белый свет. Будем мы милосердны и великодушны — и к нам люди будут относиться так же. Это проверено опытом. В каждой человеческой душе, даже очень, кажется, обозлённой на жизнь, живёт неугасимая искра Божественной любви к людям.
Пятый вид преступления — это ложь и притворство. Современный человек разучился быть самим собой. Он постоянно лицемерит, постоянно играет и лжёт. Человек скрывает одну ложь другой ложью. Недаром говорят, что единожды солгавший сделает это снова. В наше время ложь стала тотальной. Продаём свою совесть ради человекоугодничества, ради своей выгоды, а иногда и просто так, по привычке. Из-за этого страдает и тело, и душа. Вспомните сейчас своё состояние во время лжи. То краснеем, то бледнеем, сердце бьётся учащённо. Идёт выброс адреналина и норадреналина, гормонов, которые повышают артериальное давление. Так реагирует тело. А душа? На душе не лучше. Ощущение тоски, безысходности, стыда, а иногда гнева и враждебности против всех: «Я не виноват, это меня вынудили солгать». Почему нам так плохо? Потому что мы совершили грех, нарушили Божью заповедь, Его просьбу: человек, не лги, тебе будет плохо. Человек перестал верить другому человеку, в этом заключается одна из причин, почему так тяжело живётся в современном мире.
Шестой вид преступления — это злые и пошлые шутки и скверная брань. В этом случае человек своими словами через слух сквернит души других людей.
Сначала несколько слов скажем о шутках.
По большому счёту, любая, даже самая добрая шутка, направленная на личность, содержит в себе низведение человека. С этим легко согласиться, если представить именно себя, а не другого человека в роли мишени для такой шутки. Что уж тут говорить о злых и пошлых шутках, в которых присутствует надругательство над человеческой личностью, унижение её. Недаром шутника называют младшим братом сквернослова.
Теперь о скверной брани.
Это чёрные слова, которые несут в себе невидимую грязь. Герой известного писателя Б. Ганаго говорит так: «Чёрное слово говорит тот, у кого душа чёрная. Это ж зараза пострашнее СПИДа, потому как СПИД временной жизни лишает, а матерная брань — вечной. Она каждую клеточку окружающего мира отравляет, и вас». В качестве примера возьмём из бранного лексикона лишь наиболее «безобидные» слова, которые для некоторых людей стали уже привычными.
Слово сволочь по происхождению восходит к глаголу сволочь и первоначально означало мусор, который сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Поэтому слово сволочь — пожелание одиночества, чтобы человек был лишён своего дома, выкинут из жилища как мусор, изгнан. Слово негодяй означает негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Поэтому слово негодяй — пожелание: «пусть не исполнится цель твоей жизни». Слово подлец означает низкий, ползающий, находящийся под ногами. Здесь — проклятие: «будь под ногами, упади в глубины преисподней, которая под всеми» и т. п.
Разрушительная информация, заложенная в скверных словах, не может пройти безследно. Вызывает интерес точка зрения учёных-генетиков на эту проблему. Исследования, проведённые Российской Академией наук, дают право говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь по электромагнитным каналам. При этом тексты, содержащие положительную информацию, оздоравливают гены, а проклятия и скверные слова вызывают мутации, которые ведут к вырождению человека, то есть любое произнесённое слово — это волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших детей, внуков, правнуков…
И последний вид преступления словом — пустословие и многословие. Пустословие — это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов — враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке — молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но всё-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаёшь даже понимать, о чём он тебе говорит. Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствуют культура мышления, чувство меры и уважение к собеседнику. С кем особенно надо стараться не быть многословным?
С человеком старше тебя по возрасту; с тем, кто лучше тебя знает предмет разговора; с человеком, который хочет поймать тебя на слове, чтобы очернить; с больным, которого ты пришёл проведать; с человеком, у которого расписана каждая минута; с тем, кто перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и на часы, кто отвечает невпопад и слушает тебя закрыв глаза (ты наскучил собеседнику), кто в твоём присутствии сердится на что-то без причины. Не следует говорить о том, чего ты не знаешь и в чём ты не уверен. Пусть лучше у твоего собеседника появится желание, чтобы ты говорил ещё, чем желание, чтобы ты скорее замолчал.
Хотим мы этого или не хотим, но каждое слово несёт в себе определённую энергию. Оно соединяет человека с космическими силами Добра или Зла. И нужно очень осторожно обращаться с каждым словом. Недаром представители современной науки утверждают, что слова наши оставляют во Вселенной неизгладимый след и судьба наша зависит от слов, нами произносимых.
Галина Анфёрова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института.
Источник
Что же ещё нужно человеку, кроме материальных благ, чтобы он почувствовал себя счастливым? Передовые люди нашего времени: учёные ли, религиозные деятели — задумались над этим вопросом и пришли к следующему выводу: человек должен вспомнить, что у него есть душа, что она живёт по законам мира духовного. Например, если тебе нужно разделить что-то между собой и другом, ты должен дать ему не половину, как велит закон нашего материального мира, а столько, сколько он хочет или сколько ему нужно.
Твоя задача — доставить ему радость и покой, потому что главный закон духовного мира — любовь. А когда любишь, то ничего не жалко.
В последнее время очень много говорят и пишут о законах и правилах духовной жизни. В школах предлагают ввести курс «Основы православной культуры», который поможет нашим детям понять, что мы стоим на рубеже двух эпох. Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит миропонимание: Вселенная не только материя, а много больше…
Такое понимание коснулось и языка. Учёные пришли к выводу, что слово — это не просто звукокомплекс; в слове содержится глубинный смысл, дух, который определяет настроение человека, физическое здоровье и даже его судьбу, а также судьбу его детей.
Человек, как словесное существо, именно через слово обращается в молитве к Богу, с помощью слова он общается с людьми, посредством слова приобретает знания, и в то же время, неосторожно обращаясь со словом, человек совершает множество преступлений против себя и против своих близких. Верующие люди знают, что это грех и перед Богом. Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Умение умирать или искусство жить» называет семь преступлений, которые человек может совершить языком: клятвопреступление, проклятие, клевета, осуждение, ложь, шутки и скверная брань, пустословие и многословие. Давайте рассмотрим их вместе с этим уважаемым священнослужителем.
Самым страшным преступлением через слово является клятвопреступление. Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось давать клятву. Хорошо, если мы её сдержали. А если нет? Клятва получается ложной. Но ещё страшнее, если человек заведомо знает, что клянётся ложно. Клятвопреступник подвергает себя суду навсегда. И в первую очередь его будет мучить и судить его же совесть. Поэтому, к клятвам нужно относиться очень осторожно и давать их в исключительных случаях: клятва врача — прийти на помощь больному, клятва солдата — защищать Родину. Своеобразной клятвой являются и наши многочисленные повседневные обещания, которые мы раздаём направо и налево своим друзьям и близким, часто не задумываясь — а выполним ли мы их. Мысль, слово и дело у нашего Творца нераздельны. А раз мы — Его образ и подобие, то должны стремиться быть похожими на Него. Понаблюдайте за собой хотя бы в течение дня — и вы убедитесь, что очень трудно отвечать за каждое своё слово.
Второе преступление — это проклятие, которое человек произносит в состоянии гнева или обиды, и — как обычно бывает — по отношению к самым близким людям. Проклинать человека — значит желать ему наказания и смерти. Очень страшно проклятие родителей по отношению к детям. Отцовское проклятие иссушит, а материнское — искоренит. Незаслуженное проклятие обращается против того, кто его произносит, а заслуженное делает невыносимой жизнь человека, которого прокляли. Страшные слова словно проникают в него и следуют за ним повсюду. Обычно проклявший горько раскаивается в том, что он сделал, но слова уже произнесены, зло вырвалось наружу из сердца.
Третье преступление — это клевета, умышленная ложь, посредством которой мы хотим опорочить другого человека, досадить ему, а иногда и отомстить за что-нибудь. Клевета вырастает обычно из ненависти и зависти. Кто клевещет, тот становится воплощением зла. Клевета — вид человекоубийства через слово, потому что цель клеветника — настроить против человека всех людей, убить его морально.
Четвёртое преступление словом — это осуждение. Осуждением страдаем мы все без исключения. Берёмся судить других вместо того, чтобы попытаться увидеть свои недостатки и работать над ними. Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя оно и кажется внешне правдоподобным, поэтому чёткой грани между осуждением и клеветой нет. Ведь мы не всегда знаем, почему человек в данной ситуации поступил именно так. Может быть, на то были причины. Нам лучше постараться оправдать этого человека, а не стараться, чтобы о его проступке узнал весь белый свет. Будем мы милосердны и великодушны — и к нам люди будут относиться так же. Это проверено опытом. В каждой человеческой душе, даже очень, кажется, обозлённой на жизнь, живёт неугасимая искра Божественной любви к людям.
Пятый вид преступления — это ложь и притворство. Современный человек разучился быть самим собой. Он постоянно лицемерит, постоянно играет и лжёт. Человек скрывает одну ложь другой ложью. Недаром говорят, что единожды солгавший сделает это снова. В наше время ложь стала тотальной. Продаём свою совесть ради человекоугодничества, ради своей выгоды, а иногда и просто так, по привычке. Из-за этого страдает и тело, и душа. Вспомните сейчас своё состояние во время лжи. То краснеем, то бледнеем, сердце бьётся учащённо. Идёт выброс адреналина и норадреналина, гормонов, которые повышают артериальное давление. Так реагирует тело. А душа? На душе не лучше. Ощущение тоски, безысходности, стыда, а иногда гнева и враждебности против всех: «Я не виноват, это меня вынудили солгать». Почему нам так плохо? Потому что мы совершили грех, нарушили Божью заповедь, Его просьбу: человек, не лги, тебе будет плохо. Человек перестал верить другому человеку, в этом заключается одна из причин, почему так тяжело живётся в современном мире.
Шестой вид преступления — это злые и пошлые шутки и скверная брань. В этом случае человек своими словами через слух сквернит души других людей.
Сначала несколько слов скажем о шутках.
По большому счёту, любая, даже самая добрая шутка, направленная на личность, содержит в себе низведение человека. С этим легко согласиться, если представить именно себя, а не другого человека в роли мишени для такой шутки. Что уж тут говорить о злых и пошлых шутках, в которых присутствует надругательство над человеческой личностью, унижение её. Недаром шутника называют младшим братом сквернослова.
Теперь о скверной брани.
Это чёрные слова, которые несут в себе невидимую грязь. Герой известного писателя Б. Ганаго говорит так: «Чёрное слово говорит тот, у кого душа чёрная. Это ж зараза пострашнее СПИДа, потому как СПИД временной жизни лишает, а матерная брань — вечной. Она каждую клеточку окружающего мира отравляет, и вас». В качестве примера возьмём из бранного лексикона лишь наиболее «безобидные» слова, которые для некоторых людей стали уже привычными.
Слово сволочь по происхождению восходит к глаголу сволочь и первоначально означало мусор, который сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Поэтому слово сволочь — пожелание одиночества, чтобы человек был лишён своего дома, выкинут из жилища как мусор, изгнан. Слово негодяй означает негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Поэтому слово негодяй — пожелание: «пусть не исполнится цель твоей жизни». Слово подлец означает низкий, ползающий, находящийся под ногами. Здесь — проклятие: «будь под ногами, упади в глубины преисподней, которая под всеми» и т. п.
Разрушительная информация, заложенная в скверных словах, не может пройти безследно. Вызывает интерес точка зрения учёных-генетиков на эту проблему. Исследования, проведённые Российской Академией наук, дают право говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь по электромагнитным каналам. При этом тексты, содержащие положительную информацию, оздоравливают гены, а проклятия и скверные слова вызывают мутации, которые ведут к вырождению человека, то есть любое произнесённое слово — это волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших детей, внуков, правнуков…
И последний вид преступления словом — пустословие и многословие. Пустословие — это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов — враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке — молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но всё-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаёшь даже понимать, о чём он тебе говорит. Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствуют культура мышления, чувство меры и уважение к собеседнику. С кем особенно надо стараться не быть многословным?
С человеком старше тебя по возрасту; с тем, кто лучше тебя знает предмет разговора; с человеком, который хочет поймать тебя на слове, чтобы очернить; с больным, которого ты пришёл проведать; с человеком, у которого расписана каждая минута; с тем, кто перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и на часы, кто отвечает невпопад и слушает тебя закрыв глаза (ты наскучил собеседнику), кто в твоём присутствии сердится на что-то без причины. Не следует говорить о том, чего ты не знаешь и в чём ты не уверен. Пусть лучше у твоего собеседника появится желание, чтобы ты говорил ещё, чем желание, чтобы ты скорее замолчал.
Хотим мы этого или не хотим, но каждое слово несёт в себе определённую энергию. Оно соединяет человека с космическими силами Добра или Зла. И нужно очень осторожно обращаться с каждым словом. Недаром представители современной науки утверждают, что слова наши оставляют во Вселенной неизгладимый след и судьба наша зависит от слов, нами произносимых.
Галина Анфёрова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института.
Источник
Всего комментариев: 0 | |