Для Блага всех
Наш ум «объярлычивает» всё вокруг. В зависимости от того, какой именно ярлык он наклеит и какое наименование он присвоит – назовёт он данный объект хорошим или плохим, красивым или некрасивым, – в таком свете этот объект перед нами и предстаёт. Как мы его видим, зависит от того, какой ярлык на него наклеен. Если мы видим объект как «хороший», то такое видение воздействует соответствующим образом на наш ум.
И в зависимости от этого мы испытываем либо радость, либо страдание (в том случае если этот объект увиден нами как «плохой»). То, что мы испытываем, – это «обратный эффект» нашего видения. Таким образом, становится ясно, что все проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, на самом деле созданы нашим умом, они возникают именно там.
...
Если на любую жизненную ситуацию вы приклеите ярлык «плохо», то вы действительно будете видеть эту ситуацию как негативную и будете испытывать от неё дискомфорт и всевозможные неприятные чувства.
А если на ту же самую ситуацию приклеить ярлык «хорошо», то вся система отношений сразу радикально изменится. Вы будете воспринимать её как положительную, и обратный эффект, то есть воздействие положительного восприятия на ваш ум, тоже будет совсем другим. Вы будете от той же самой ситуации испытывать радость.
Всё, что происходит с нами сегодня хорошего или плохого, – всё это есть результат наших сегодняшних концепций. Всё зависит от того, какие ярлыки наш ум сегодня склонен на всё наклеивать. Может быть, сегодня мы не в духе, а может быть, именно в этот час мы в плохом настроении или, наоборот в приподнятом, и поэтому наш ум обклеивает всё плохими ярлыками или, наоборот, только хорошими, и, соответственно, всё происходящее кажется нам или сплошь плохим, или наоборот – исключительно хорошим. Картина иногда может меняться мгновенно. Мы можем воспринимать всё как позитивное в данную минуту, а уже через минуту всё предстанет перед нами в негативном свете.
Когда бы и о чём бы мы ни думали, мы наклеиваем ярлыки. 24 часа в сутки наш ум непрерывно наклеивает ярлыки. Любая мысль – это ярлык. Не бывает мыслетворчества без наклеивания ярлыков. Это просто невозможно. Ум не может в процессе думанья не заниматься этим. Думать – это и значит наклеивать ярлыки. Подумал о чём то – значит, приклеил ярлык. И так – 24 часа. Ум приклеил ярлык «Я», и вот мы теперь только и думаем: Я, Я, Я. И так всю жизнь, с утра до вечера, от рождения до смерти, мы изобретаем наименования и верим в них. Мы заняты этим делом с безначальных времён и занимаемся им до тех пор, пока не достигнем просветления.
И так каждую секунду – всё, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус, трогаем, создано умом. Счастливы мы или несчастны – это продукт нашего ума. Все наши мельчайшие чувства, каждое мгновение, заполненное нашими переживаниями, – это есть результат наших концепций. Ум внушает нам концепции, мы их принимаем, в них верим и им следуем. Негативным, позитивным – любым.
Так что наш ум – это ключ к счастью. Это как телевизор: то, что мы смотрим – «Страдание ТВ» или «Счастье ТВ», – это ведь зависит от нас. Мы сами решаем, на какой канал мы хотим настроить свой телевизор и что хотим смотреть. Как только мы это по настоящему поймём, мы открываем для себя потрясающую вещь: стоит только поменять эту наклейку – отодрать ярлык «плохо» и приклеить на его место ярлык «ХОРОШО!!!» – и тотчас же всё меняется.
Пусть даже мы только что были уверены, что перед нами серьёзная проблема, но теперь она уже не выглядит таковой, она исчезла, и наше отношение к происходящему стало совсем другим.
Это всецело зависит от нашего ума – что счесть хорошим, а что плохим. И вся картина выглядит совершенно иначе, чем год назад, иначе, чем месяц назад, чем день и даже минуту назад. Ничто не может быть хорошим или плохим само по себе. Почему не может? Потому что ничто не существует само по себе.
Как только мы это почувствуем, наш ум перестаёт быть таким беспокойным. Вот так и работает наша собственная психотерапия, она же наша собственная медицина, она же наша практика Дхармы. Всё то, что мы воспринимали как проблему, меняется, как только мы вместо наклейки «плохо» приделываем наклейку «хорошо», и ситуация предстаёт перед нами как позитивная и оказывает на наше сознание позитивное воздействие. Вместо того чтобы отвергать что либо, мы думаем: а почему бы и нет?
Это очень продуктивный способ борьбы с себялюбивыми мыслями, очень продуктивный метод преодоления заблуждений и освобождения от них. Эти наши заблуждения постоянно приносят нам вред, и из за них мы никогда не пребываем в мире и покое, и, кроме того, они наносят вред окружающим, прямо или косвенно, с безначальных времён. Себялюбивые мысли – это наши настоящие враги. Если их победить, то, с какой бы проблемой мы ни столкнулись, наш ум всегда будет пребывать в умиротворённом и светлом состоянии. Это очень правильное и сильное состояние.
....
Каждый день надо говорить себе: «Сегодня я умру. Готов ли я?» Как сказано в «Ламрим ченмо» ламы Цонкапы, если настроиться именно таким образом, то единственное, что сразу же немедленно захочется делать, – это заняться практикой Дхармы, чтобы к этому подготовиться. Если день прошёл, а я ещё не умер, то надо почувствовать, что это огромное счастье, и теперь у меня есть ещё некоторое время, которое я могу посвятить практике и подготовке к смерти. Если мы думаем, что впереди долгая жизнь, то мы обманываем сами себя. Подумав, что смерть наступит сегодня, мы не позволяем этой иллюзии дурачить нас.
Что делать, чтобы подготовиться к смерти? Прежде всего – отречься от своего Я и зародить в сердце бодхичитту. Подумать о том, к каким страданиям ведёт себялюбие. Какую карму мы создаем, когда действуем, исходя из себялюбия. Можно приводить разные примеры и думать о разных аспектах этого явления. Сегодня – об одних, завтра – о других, но непременно каждый день размышлять об этом. Затем размышлять об обратном, то есть о том, какую пользу вы приносите и себе, и другим, живя с альтруистической мотивацией и действуя таким образом.
После этого – выполнить медитацию тонглен. Здесь вы на практике применяете то, что вы только что осознали, медитируя на пагубности себялюбия и необходимости делать всё возможное ради блага других. Можно разделить эту медитацию на этапы: сначала вы вбираете в себя страдания, претерпеваемые жителями ада, потом – страдания, претерпеваемые голодными духами, потом – животными, и так далее.
И, соответственно, отдаёте взамен всё, что у вас есть, не только материальное, но и все ваши достижения и прозрения, тоже последовательно – обитателям каждого из миров. Представьте, что каждое существо становится просветлённым. Если нет времени – можно представить себе все шесть миров сразу, но такая подробная медитация получается более сфокусированной и эффективной. Эта практика обладает колоссальной силой. Она превращает ады в чистые земли. Пушки – в цветы. Раскалённую лаву – в прохладное озеро. Порадуйтесь, что вы можете дать всем живым существам то, в чём они больше всего нуждаются.
Сорадуйтесь всем добрым делам, которые совершают другие.
Чувствуйте свою ответственность за всех. Зарождайте в себе мотивацию бодхичитты перед тем, как приступать к выполнению любого действия, пусть даже самого обычного. Когда вы читаете мантры, молитесь, медитируете – постоянно проверяйте свою мотивацию. Если вы обнаружите, что делаете это с чувством себялюбия, честно признайтесь себе в этом. Бывает, что начнёшь читать мантру с правильной мотивацией, но не успеешь закончить один круг чёток, как обнаруживаешь, что она исчезла и на её месте возникло эго. Будьте шпионом по отношению к своему уму.
Если вы выполняете практику в ретрите, то во время каждой сессии обязательно проверяйте, не исказилась ли ваша мотивация. Постоянно, а не только в самом начале медитации. Если чувствуете, что это произошло, – спокойно постарайтесь исправить положение. И это должно происходить естественно, без притворства. Скажите себе: я читаю мантру не для себя, а для каждого существа, родившегося в аду, для каждого голодного духа, для каждого животного, и так далее. Почувствуйте свою ответственность за каждого из них. И тогда каждое повторение мантры действительно будет приносить благо всем живым существам.
Лама Сопа Ринпоче - Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении
Далее из инета
Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, bodhicitta , «пробуждённое сознание»; тиб. བྱང་ཆུབ་ཀྱི་སེམས་ Wylie: byang chub kyi sems; кит. 菩提心, Пути Синь; яп. 菩提心, бодайсин) — основополагающая философско-мировоззренческая доктрина буддизма Махаяны, провозглашающая любовь ко всем живым существам и обуславливающая служение бодхисаттв ради спасения всех живых существ из цепи перерождений. Понятие Бодхичитта относится к основным понятиям Учения Будды, означает сознание (ум) — (Читта) и полное просветление (Бодхи). Дословно, бодхичитта — «Пробуждённое сознание (мысль)».
Божественная Любовь
Знамение во сне бывает иллюзорным,
Но практикуя Истину в душе,
Там раскрываются просторы,
И яркий свет в бездонной глубине.
Душа – она неизмерима,
В любви божественно светла,
Как маленький ребёнок милый –
Так искренне собой чиста.
Взрастить бы всем такие души,
Порыв божественной любви,
Ведь людям это очень нужно –
Открыть прекрасный мир в себе.
Источник
И в зависимости от этого мы испытываем либо радость, либо страдание (в том случае если этот объект увиден нами как «плохой»). То, что мы испытываем, – это «обратный эффект» нашего видения. Таким образом, становится ясно, что все проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, на самом деле созданы нашим умом, они возникают именно там.
...
Если на любую жизненную ситуацию вы приклеите ярлык «плохо», то вы действительно будете видеть эту ситуацию как негативную и будете испытывать от неё дискомфорт и всевозможные неприятные чувства.
А если на ту же самую ситуацию приклеить ярлык «хорошо», то вся система отношений сразу радикально изменится. Вы будете воспринимать её как положительную, и обратный эффект, то есть воздействие положительного восприятия на ваш ум, тоже будет совсем другим. Вы будете от той же самой ситуации испытывать радость.
Всё, что происходит с нами сегодня хорошего или плохого, – всё это есть результат наших сегодняшних концепций. Всё зависит от того, какие ярлыки наш ум сегодня склонен на всё наклеивать. Может быть, сегодня мы не в духе, а может быть, именно в этот час мы в плохом настроении или, наоборот в приподнятом, и поэтому наш ум обклеивает всё плохими ярлыками или, наоборот, только хорошими, и, соответственно, всё происходящее кажется нам или сплошь плохим, или наоборот – исключительно хорошим. Картина иногда может меняться мгновенно. Мы можем воспринимать всё как позитивное в данную минуту, а уже через минуту всё предстанет перед нами в негативном свете.
Когда бы и о чём бы мы ни думали, мы наклеиваем ярлыки. 24 часа в сутки наш ум непрерывно наклеивает ярлыки. Любая мысль – это ярлык. Не бывает мыслетворчества без наклеивания ярлыков. Это просто невозможно. Ум не может в процессе думанья не заниматься этим. Думать – это и значит наклеивать ярлыки. Подумал о чём то – значит, приклеил ярлык. И так – 24 часа. Ум приклеил ярлык «Я», и вот мы теперь только и думаем: Я, Я, Я. И так всю жизнь, с утра до вечера, от рождения до смерти, мы изобретаем наименования и верим в них. Мы заняты этим делом с безначальных времён и занимаемся им до тех пор, пока не достигнем просветления.
И так каждую секунду – всё, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус, трогаем, создано умом. Счастливы мы или несчастны – это продукт нашего ума. Все наши мельчайшие чувства, каждое мгновение, заполненное нашими переживаниями, – это есть результат наших концепций. Ум внушает нам концепции, мы их принимаем, в них верим и им следуем. Негативным, позитивным – любым.
Так что наш ум – это ключ к счастью. Это как телевизор: то, что мы смотрим – «Страдание ТВ» или «Счастье ТВ», – это ведь зависит от нас. Мы сами решаем, на какой канал мы хотим настроить свой телевизор и что хотим смотреть. Как только мы это по настоящему поймём, мы открываем для себя потрясающую вещь: стоит только поменять эту наклейку – отодрать ярлык «плохо» и приклеить на его место ярлык «ХОРОШО!!!» – и тотчас же всё меняется.
Пусть даже мы только что были уверены, что перед нами серьёзная проблема, но теперь она уже не выглядит таковой, она исчезла, и наше отношение к происходящему стало совсем другим.
Это всецело зависит от нашего ума – что счесть хорошим, а что плохим. И вся картина выглядит совершенно иначе, чем год назад, иначе, чем месяц назад, чем день и даже минуту назад. Ничто не может быть хорошим или плохим само по себе. Почему не может? Потому что ничто не существует само по себе.
Как только мы это почувствуем, наш ум перестаёт быть таким беспокойным. Вот так и работает наша собственная психотерапия, она же наша собственная медицина, она же наша практика Дхармы. Всё то, что мы воспринимали как проблему, меняется, как только мы вместо наклейки «плохо» приделываем наклейку «хорошо», и ситуация предстаёт перед нами как позитивная и оказывает на наше сознание позитивное воздействие. Вместо того чтобы отвергать что либо, мы думаем: а почему бы и нет?
Это очень продуктивный способ борьбы с себялюбивыми мыслями, очень продуктивный метод преодоления заблуждений и освобождения от них. Эти наши заблуждения постоянно приносят нам вред, и из за них мы никогда не пребываем в мире и покое, и, кроме того, они наносят вред окружающим, прямо или косвенно, с безначальных времён. Себялюбивые мысли – это наши настоящие враги. Если их победить, то, с какой бы проблемой мы ни столкнулись, наш ум всегда будет пребывать в умиротворённом и светлом состоянии. Это очень правильное и сильное состояние.
....
Каждый день надо говорить себе: «Сегодня я умру. Готов ли я?» Как сказано в «Ламрим ченмо» ламы Цонкапы, если настроиться именно таким образом, то единственное, что сразу же немедленно захочется делать, – это заняться практикой Дхармы, чтобы к этому подготовиться. Если день прошёл, а я ещё не умер, то надо почувствовать, что это огромное счастье, и теперь у меня есть ещё некоторое время, которое я могу посвятить практике и подготовке к смерти. Если мы думаем, что впереди долгая жизнь, то мы обманываем сами себя. Подумав, что смерть наступит сегодня, мы не позволяем этой иллюзии дурачить нас.
Что делать, чтобы подготовиться к смерти? Прежде всего – отречься от своего Я и зародить в сердце бодхичитту. Подумать о том, к каким страданиям ведёт себялюбие. Какую карму мы создаем, когда действуем, исходя из себялюбия. Можно приводить разные примеры и думать о разных аспектах этого явления. Сегодня – об одних, завтра – о других, но непременно каждый день размышлять об этом. Затем размышлять об обратном, то есть о том, какую пользу вы приносите и себе, и другим, живя с альтруистической мотивацией и действуя таким образом.
После этого – выполнить медитацию тонглен. Здесь вы на практике применяете то, что вы только что осознали, медитируя на пагубности себялюбия и необходимости делать всё возможное ради блага других. Можно разделить эту медитацию на этапы: сначала вы вбираете в себя страдания, претерпеваемые жителями ада, потом – страдания, претерпеваемые голодными духами, потом – животными, и так далее.
И, соответственно, отдаёте взамен всё, что у вас есть, не только материальное, но и все ваши достижения и прозрения, тоже последовательно – обитателям каждого из миров. Представьте, что каждое существо становится просветлённым. Если нет времени – можно представить себе все шесть миров сразу, но такая подробная медитация получается более сфокусированной и эффективной. Эта практика обладает колоссальной силой. Она превращает ады в чистые земли. Пушки – в цветы. Раскалённую лаву – в прохладное озеро. Порадуйтесь, что вы можете дать всем живым существам то, в чём они больше всего нуждаются.
Сорадуйтесь всем добрым делам, которые совершают другие.
Чувствуйте свою ответственность за всех. Зарождайте в себе мотивацию бодхичитты перед тем, как приступать к выполнению любого действия, пусть даже самого обычного. Когда вы читаете мантры, молитесь, медитируете – постоянно проверяйте свою мотивацию. Если вы обнаружите, что делаете это с чувством себялюбия, честно признайтесь себе в этом. Бывает, что начнёшь читать мантру с правильной мотивацией, но не успеешь закончить один круг чёток, как обнаруживаешь, что она исчезла и на её месте возникло эго. Будьте шпионом по отношению к своему уму.
Если вы выполняете практику в ретрите, то во время каждой сессии обязательно проверяйте, не исказилась ли ваша мотивация. Постоянно, а не только в самом начале медитации. Если чувствуете, что это произошло, – спокойно постарайтесь исправить положение. И это должно происходить естественно, без притворства. Скажите себе: я читаю мантру не для себя, а для каждого существа, родившегося в аду, для каждого голодного духа, для каждого животного, и так далее. Почувствуйте свою ответственность за каждого из них. И тогда каждое повторение мантры действительно будет приносить благо всем живым существам.
Лама Сопа Ринпоче - Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении
Далее из инета
Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, bodhicitta , «пробуждённое сознание»; тиб. བྱང་ཆུབ་ཀྱི་སེམས་ Wylie: byang chub kyi sems; кит. 菩提心, Пути Синь; яп. 菩提心, бодайсин) — основополагающая философско-мировоззренческая доктрина буддизма Махаяны, провозглашающая любовь ко всем живым существам и обуславливающая служение бодхисаттв ради спасения всех живых существ из цепи перерождений. Понятие Бодхичитта относится к основным понятиям Учения Будды, означает сознание (ум) — (Читта) и полное просветление (Бодхи). Дословно, бодхичитта — «Пробуждённое сознание (мысль)».
Божественная Любовь
Знамение во сне бывает иллюзорным,
Но практикуя Истину в душе,
Там раскрываются просторы,
И яркий свет в бездонной глубине.
Душа – она неизмерима,
В любви божественно светла,
Как маленький ребёнок милый –
Так искренне собой чиста.
Взрастить бы всем такие души,
Порыв божественной любви,
Ведь людям это очень нужно –
Открыть прекрасный мир в себе.
Источник
Всего комментариев: 0 | |