Что такое счастье
Пожалуй, счастье — это самое желанное, что есть на свете для всех, независимо от возраста, пола и национальности. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и можно ли его достичь.[ А если можно — то как?
Ясно, что счастье для папуаса, бразильца, индуса, русского будет несколько разным. И всё же в этом понятии найдётся много общего для всех.
При этом взрослые склонны считать, что дети обладают этим самым счастьем, а вот у самих-то взрослых его и нет. Но разве ребёнок знает, что он счастлив? Он просто живёт и радуется жизни. Ему просто хорошо. Это происходит оттого, что сознание ребёнка устроено несколько по-другому, чем сознание взрослого. У взрослого сознание больше обращено наружу, поскольку он больше разделён с внешним миром. Взрослый ощущает что ему «чего-то» не хватает и постоянно ищет это «нечто» снаружи. Ребёнок же более гармоничен, его сознание намного более слитно с внешним и внутренним мирами, более целостно. Это одно из множества отличий в сознании взрослого и ребёнка. Отметим ещё раз — ребёнок просто радуется жизни, а взрослый постоянно ищет счастье и смотрит, чего ему не хватает для этого.
Итак, что же счастье представляет из себя в общем понимании, что будет восприниматься именно счастьем всеми жителями Земли? Можно сказать, что это благоденствие, благополучие, земное блаженство, благодать, желанная жизнь без горя и тревог, когда есть всё то, что хочется, а если и нет, то стоит захотеть и это быстро появляется в жизни. Последний аспект очень сильно связан с удачей. Удача нашими предками понималось как желанный случай, непредсказуемое благоприятное стечение обстоятельств, классический «авось». Счастливый человек удачлив, ему постоянно везёт. Он успешен. На Руси говорили: удачник — кому счастье служит. И ещё один важный момент. Во всех культурах на нашей планете есть понимание того, что счастливый человек не страдает. Страдания, горе, злосчастье обходят счастливого человека стороной.
Нетрудно заметить, что только что мы описали такой идеал человеческой жизни, такие качества, которыми не наделены даже мифические персонажи и боги, обладающие сверхъестественной силой. Жизнь богов, как она описана в сказаниях различных народов, никогда не была настолько гладкой и замечательной, как наше описание. Поначалу (да и не только вначале), жизнь каждого героя всегда сопряжена со множеством трудностей и, нередко, коварством окружения и разного рода завистников.
Но человеку свойственно стремиться к идеалу. И все люди разных культур, в разных частях земного шара стремятся к нему. Стараются достичь хотя бы какого-нибудь небольшого аспекта из этого описания, хотя бы на небольшой период времени. Люди соглашаются с тем, что это будет временное явление, но всё равно очень хотят его всем своим сердцем.
Давайте теперь рассмотрим, откуда происходит это слово. В словаре В. Даля читаем: «счастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Не правда ли, навевает мысли о пироге? Только здесь речь идёт о куске общественного пирога, той его части, которой наделяет каждого общество.
Например, в те времена, когда люди жили в пещерах, охотники приносили в племя добычу. Её невозможно было разделить поровну между всеми членами клана. Вождю и его приближённым доставались лучшие куски мяса, менее значимым людям — куски попроще, а совсем незначащим — и вовсе самые плохие. Каждый оставался с-частью добычи, поэтому эти куски и были счастьем — той частью, которую общество выделяло каждому.
В большинстве случаев, хорошие куски пищи выделялись маленькой группе людей. Остальная же часть племени, как правило, вела не очень сытую жизнь. По этой причине люди на всех континентах всегда мечтали о сытой и довольной жизни. Всегда хотели, чтобы еда была, и её было бы много. Всегда присутствовало бы изобилие пищи. Постепенно эти желания развились в фантазии о том, какой должна быть счастливая жизнь. И, так как люди принципиально ничем не отличаются своими душами на всей нашей планете, представления о счастье сформировались примерно одинаковыми во всех уголках нашей земли.
Понятно, что счастье в таком описании напрямую связано с тем общественным местом, которое занимает человек в своём социуме. Это место нельзя гарантировать на очень долгое время, за него идёт постоянная борьба. Поясним на примере тех врёмен, когда общественный пирог распределяли князья, и счастье непосредственно было связано с понятием «честь». Кто был наделён самой большой честью — садились по правую руку князя за пиршественным столом. Те, кто самой маленькой — дальше всего от князя. Эта часть-честь могла передаваться по наследству. Но её можно было и быстро потерять, впав в немилость к князю. За эту часть-честь бились, и часто насмерть. Потому что от величины чести зависело счастье и выживание не только отдельного человека, а всей его семьи, нередко и рода. Поэтому потерять честь в те времена было страшнее потери жизни.
Помимо воли князя или главы рода-племени, счастье зависело также от природных и погодных условий, от общественно-политического порядка и спокойствия того места, где жили люди. Понятно, что счастье было очень переменчивым. Но, несмотря на временную его природу, человек всегда стремился сделать своё счастье вечным.
Но ведь ничто в нашем изменчивом мире не является постоянным, ничто не длится вечно. Всё изменяется в соответствии с причинно-следственным законом. Ничто не может появиться просто так и на всё, что происходит, всегда имеются свои причины. Чего-то абсолютно самостоятельного, независимого в нашем мире просто не может произойти. На Востоке это называют законом кармы.
Этих взаимосвязей так много, что проследить их все в большинстве случаев просто невозможно. При этом есть эмпирический научный факт, что всё в мире развивается в соответствии с различными циклами. То есть всему свойственны свои подъёмы и спады. У всего есть свои ритмы.
Давайте рассмотрим, возможно ли человеку, несмотря ни на что, быть счастливым всегда? И в каких случаях это возможно? А если это возможно, то как этого можно достичь?
Сегодня, говоря о благополучии человека, почти всегда подразумевают его денежную состоятельность. Так и современные мечты о счастье сводятся, в основном, к деньгам. Многим кажется, что чем больше денег — тем больше счастья и тем лучше. Так ли это?
Получается, если целенаправленно накапливать сбережения, то можно создать для себя (а возможно и для некоторых близких людей) то счастье земной жизни, о котором мечтают все люди. Что мы получаем в этом случае? Классическую «долю общего пирога», достаточную для благополучной жизни. Но хватит ли этого для того, чтобы всегда ощущать счастье? Определенно, — нет. Высокий общий уровень благосостояния позволит в большинстве случаев не оказаться в бедственном материальном положении. Но это и все.
Таким образом, нетрудно заметить, что счастье невозможно свести только к деньгам. Так же, как оно не сводится и к славе, успеху, власти. Достаточно вспомнить примеры жизни некоторых людей. Элвис Пресли (умер от наркотиков), Мерилин Монро (также очень печальная судьба). Из современных живых актёров — Мел Гибсон. Кажется, человек имел всё. Тем не менее, лечился от алкоголизма. Наверняка, вам сразу придут на ум и другие известные знаменитости, живущие вдали от счастья. Есть великое множество людей — богатых, успешных, наделённых властью. Они не так известны, как приведённые здесь. И вроде бы, имея все атрибуты земного счастья, они глубоко несчастны в своей душе. Если бы они были счастливы, в их жизнях не было бы злоупотребления наркотиков и алкоголя, это очевидно. Ведь по-настоящему счастливому человеку этого просто не нужно.
Значит, помимо материального, земного счастья, для каждого человека крайне важно иметь счастье внутри себя, в своей душе. Это несколько похоже на счастье ребенка, только более развитое и совершенное состояние.
Так что же такое счастье в душе? Обратимся к мудрым предкам. На Руси были такие поговорки: «Даст бог здоровья, даст и счастья», «Глупому счастье, умному бог дает».
Видно, что счастье предки связывали напрямую с тем, чем наделяет Бог. И это считалось большим счастьем, чем обычное, бытовое счастье. При этом считалось, что по-настоящему счастливым может быть только умный человек. (Вспомним поговорку: «Дураку везде счастье». Здесь есть скрытая усмешка над дураком. Дурак в русской культуре — это человек, который не знает, как устроен мир. А в данном случае и понятия не имеет, что такое настоящее счастье. Ведь ему так мало нужно, по сравнению с «нормальным» человеком…)
А действительно, если задуматься, то, что может дать человеку общество, а что Бог? Предположим, что человек даже совершал одни хорошие поступки в этой жизни и наработал себе очень благую карму. В каком случае у него счастье будет больше: если он один, без помощи и поддержки Бога, исключительно на своей благой карме живёт? Или он имеет во всём поддержку Бога, даже имея не самую лучшую карму? (Безусловно, совсем плохих людей Бог поддерживать не будет, индивидуальная карма также должна быть хорошей. В частности, предательство её полностью уничтожает. Подробнее можно посмотреть в статье http://noocosmology.ru/articles-43.html.) Думаю, интуитивно понятно, что связь с Богом всегда сделает человека намного более счастливым, чем связь только с обществом. А вот предательство полностью разрушает эту связь. Также эту связь, но в меньшей степени, разрушают уныние, отчаяние, жалость к себе, желание пострадать и некоторые другие чувства, а также действия, например, ложь, оговор и др.
Следует понимать, что все люди на тонком, высшем плане едины. Если кто-то причиняет другому вред в наших плотных мирах, то на тонком уровне он этим самым разрушает себя. Например, проявляя агрессивность к кому-то в нашем мире, через какое-то время такой человек начнёт разрушать себя. У него появится как минимум, депрессия. Такой человек сам вырывает себя из связи, из единства с Богом, чтобы не причинить ещё больших разрушений в этом мире. Наши тонкие структуры души более мудры, чем мы в физических телах. Они непосредственно соприкасаются с Богом. И если человек в своём плотном теле начинает каким-либо образом разрушать других или то, что они делают, его тонкие структуры, находящиеся в единении со всеми и в прямом контакте с Богом, стремятся его изолировать и обезвредить. Зло, которое человек причиняет другим, оборачивается против него же самого. Запускается программа самоуничтожения.
Поэтому самым счастливым будет такой человек, который находится в полном единении с Богом. А лжецам и злодеям всех мастей такие состояния просто недоступны.
Стоит обратить внимание, что не во всех культурах на Земле есть такое же понимание Бога, как у христиан, иудеев и мусульман. В буддизме, например, Бога как создателя и управителя всего не существует. При этом, если кто из читателей сталкивался с настоящими буддистами, посвятившими свою жизнь этому учению (например, с Далай-ламой), никогда не скажут, что эти люди не обладают счастьем. Скорее, наоборот. Счастье из них так и лучится, наполняя собой и окружающих.
Как они этого достигают, если не верят в Бога?
Согласно буддийскому учению, наш мир наполнен страданиями. И существуют четыре благородные истины (http://ru.wikipedia.org/wiki/Четыре_Благородные_Истины), которые помогают преодолеть страдания и обрести счастье. Если их изучить, то видно, что в буддизме счастье с материальным аспектом вообще не связано. И действительно, путешествуя, я встречал немало буддийских монахов, практически не имевших ничего материального, и они являются при этом очень счастливыми людьми.
Казалось бы, здесь есть противоречие с тем, что я описал выше, как необходимое условие счастья — неразрывная связь с Богом. Но, если изучить буддизм более глубоко (а лучше всего постичь это на собственном опыте), то можно понять, что те состояния, в которых практикующие буддисты находятся, это и есть неразрывная связь с Богом. Богом-отцом и духом в христианском понимании. Так что никаких противоречий и тут нет.
Ещё можно отметить, что в христианстве на первое место ставят любовь. Развитие этого человеческого качества необходимо для единения с Богом, а значит, и для счастья. В буддизме же это — сострадание. Если присмотреться к этим понятиям — это также две стороны одной медали. Прочтите эту статью, здесь я разбираю, что такое любовь: http://noocosmology.ru/articles-32.html. Если кратко и сжато, любовь — это стремление к единению с Богом. Это чувство, которое направлено к Нему. Сострадание же это чувство, направленное к другим людям с желанием им помочь, сделать счастливыми, избавить от страданий. Разная направленность одного и того же сердечного чувства, стремящегося всем принести счастье.
Конечно, тема счастья и как стать по-настоящему счастливым, очень большая. В этой статье мне удалось сделать всего лишь некоторые наброски по этой теме.
В заключении я опишу, что такое счастье для меня. Прежде всего, это чистота, тепло, свет и уют в душе и на душе. Внутри и снаружи. Полная гармония этого состояния и громадное единение с Богом. А также постоянное излучение всего этого людям. Стремление сделать жизнь близких и окружающих, всех тех, кто со мной связан, более счастливой.
Ещё отмечу, что душа у человека — очень сложная структура. Здесь немного дано её описание http://www.noocosmology.ru/articles-31.html
А здесь изложены мои представления о Боге http://www.noocosmology.ru/articles-5.html
Если эта тема вызовет интерес, то о том, как стать по-настоящему счастливым, мы поговорим в следующем году. Ведь можно точно утверждать, что если человек очень сильно не хочет быть счастливым, он им и не станет.
Аркадий Асеев
Источник
Всего комментариев: 0 | |