Что общего в написании дипломной работы и воспитании детей?
«Когда становишься родителем, тоже чувствуешь себя творцом и ставишь себе определённые цели и задачи. И даже если ничего не ожидаешь от ребёнка, ожидаешь от себя, почти как студент, который непременно напишет самый лучший диплом в истории. Что является критерием „самого лучшего“ в ситуации с родительством — это вопрос ценностей родителя».
Это совсем не научное наблюдение, это мои мысли, которые захотелось сформулировать.
Когда-то я писала дипломную работу в консерватории. Стоит ли говорить, что все пять лет учебы, мечталось, что диплом будет особенным, ведь исполнять его будет симфонический оркестр и не где-нибудь, а в Большом Зале Консерватории. Все пять лет студенчества венчались именно дипломной жирной точкой под звуки большого симфонического оркестра. Уникальная идея, творческая эйфория и много много недовольства собой в результате. Помнится, я даже плакала, распечатывая партитуры, что написала плохую музыку. А потом было исполнение. И оказалось, что музыка вовсе неплохая.
Но с музыкой все более менее понятно, ноты написаны — музыканты играют — она звучит. Да, возможны исполнительские интерпретации, возможно при желании взять карандаш и сделать редакцию. Но музыкальное произведение — это некий метафизический результат создания чего-то из ничего. Есть создатель(творец) — есть венец творения(произведение).
Когда становишься родителем, тоже чувствуешь себя творцом и ставишь себе определенные цели и задачи. И даже если ничего не ожидаешь от ребенка, ожидаешь от себя, почти как студент, который непременно напишет самый лучший диплом в истории. Что является критерием «самого лучшего» в ситуации с родительством — это вопрос ценностей родителя. Кто-то ориентируется на свободу личности, кто-то на успешность, кто-то на способности к выживанию, кто-то концентрируется на эмоциональном мире, есть бесчисленное множество граней нашего существования в мире, в социуме, в семье и в собственном теле, к которым можно привязать наши собственные притязания.
Но в ситуации с детьми я вижу невозможность метафизических представлений. То есть сегодня ребенок вежлив и приятен, завтра крушит все вокруг, потому что чем-то неудовлетворен, послезавтра он блистает в обществе ровесников интеллектом, послепослезавтра прогуливает уроки и курит за зданием школы, послепослепослезавтра поступает в престижный ВУЗ, потом бросает его и уезжает в горы писать картины, потом возвращается и создает собственный проект, потом проваливается и начинает пить и философствовать на кухне, потом случайно увлекается чем-то совершенно новым и делает головокружительную карьеру, потом рыдает от одиночества в ванной, потом встречает неожиданного человека и заводит семью, потом решает никогда не заводить детей, потом рожает пол дюжины сорванцов, потом... Вот если проанализировать каждую из наших жизней, получится примерно такой странный бредовый нелогичный сценарий. В головах в разные периоды времени все тоже подчас так абсурдно, что пытаться ухватить за хвост единственно верное направление движения, руководствуясь только критерием его объективной правильности получается неконструктивно.
А воспринимать окружающих, что характерно, мы часто готовы, занося их в какую-то свою табличку с ярлыками. Иногда вот попадаешь к кому-нибудь в такую таблицу и потом не знаешь, как общаться с человеком, который «все про тебя понимает», страшно же, ведь мало кто сам про себя что-то понимает до конца и может дать какую-то гарантию, что именно так он будет думать и чувствовать завтра, послезавтра, послепослезавтра.
От этих мыслей здорово меняется восприятие ребенка. То есть становится очевидным, что мое понимание его — это некое понимание, основанное на предыдущем опыте жизни с ним, что не исключает того, что последующий опыт раскроет в нем в разные моменты жизни совершенно новые черты и качества.
В этой связи становятся абсурдными заявления типа «спился? не может быть! никогда ведь капли в рот не брал!» «топ-менеджер в крупной корпорации? да она с тройки на четверку еле еле переваливалась!» «ремонтник? да он же был лучшим на курсе!» «одинокая? а ведь такая красавица и умница и отбоя от ухажеров не было!» «эта прекрасная девушка его жена? да он ведь лузером всегда был, его дразнили всю жизнь, кто на него на такого вообще посмотрит!»
То есть маневрировать мы можем подчас непредсказуемо.
Так вот к чему я это все. Вот воспитываем мы что-то в ребенке или не воспитываем, учим чему-то или не учим, научили чему-то и воспитали что-то, ура, думаем! Проходит годик, может два, может, меньше, может, больше. И вдруг то, что мы совершенно точно видели в своем ребенке, вкладывали в него и гордились собой при этом вдруг бесследно исчезает. Почему? Куда? Посыпаем голову пеплом. Живем дальше и вдруг обнаруживаем, что еще через время оно вернулось. Или не вернулось. Или просто ненадолго забежало в гости... И на мой взгляд в ситуации с ребенком не складываются отношения: создатель-венец творения. Дети бывают такими и такими не только из-за, но и вопреки. И поэтому чем дальше я иду по этому пути, тем менее мне понятно то, что меня окружает. И я, говоря откровенно, чувствую себя подростком, который только и умеет, что любить и терзаться комплексами. И поэтому все больше и больше начинаю фокусироваться именно на себе. А какая я сегодня? И куда я сегодня иду?
Примерно такие мысли и чувства.
толи еще будет:)
Источник
Всего комментариев: 0 | |