Бодхичитта — секрет быстрой эволюции на духовном пути
Бодхичитту неспроста называют драгоценностью и путеводной звездой бодхисаттв. Согласно древним текстам2 3 7 это самый короткий путь к Пробуждению, позволяющий любому человеку с нулевого уровня и за короткое время накопить необходимые заслуги, очистить пласты негативной кармы, заручиться поддержкой Высших сил и продвинуться в духовной эволюции за одну жизнь. Важность бодхичитты подчёркивали величайшие практики прошлого: Будда Шакьямуни, Атиша, Шантидева, Падмасамбхава, Чже Цонкапа.
Что такое Бодхичитта
«Бодхи» означает ‘просветление’, ‘пробуждение’, а «читта» – ‘ум’, ‘сознание’. Таким образом, «бодхичитта» означает или ‘ум, достигший Просветления’, или ‘ум, который стремится к Просветлению’, чтобы принести благо и настоящее Счастье другим существам.
Под благом в буддизме понимается не мирское счастье, часто желаемое во время застолий и подразумевающее нескончаемый поток приятных событий.
Настоящее Счастье – это ум, свободный от омрачений и иллюзий, свободный от негативных привычек и неконтролируемых поступков, за которые потом становится стыдно.
Настоящее Счастье заключается в том, чтобы быть хозяином своей жизни. Не тонуть в саморефлексии и бесконечном потоке случайных мыслей, а проживать жизнь осознанно.
Почему важно понять суть бодхичитты
Бодхичитта – это фундамент медитации. Если понять её суть, то те, у кого ещё нет личного переживания недвойственности, самадхи, смогут быстрее накопить этот опыт, а те, кто уже соприкоснулся с реальностью такой, какая она есть, смогут быстрее закрепить ясное восприятие.
Интересный факт. Атиша – один из величайших Учителей Махаяны, возродивший буддизм в Тибете, получил множество тантрических посвящений, хорошо знал сутры, но никак не мог достигнуть реализации. Во время обхождения ступы в Бодхгае ему явилась сама Ваджрайогини и подсказала, что самый быстрый способ достижения состояния Будды – зарождение бодхичитты. Это подтолкнуло его к поиску Учителя, который смог бы ему объяснить сущность бодхичитты. Таким Учителем оказался Серлингпа. Медитируя над его наставлениями, Атиша смог реализовать абсолютную бодхичитту, которую впоследствии называл жизненной силой всей практики1.
Три основные иллюзии в понимании бодхичитты
«Бодхичитта означает «быть хорошим»». Бодхичитта вовсе не означает проявление эмоциональной любви, доброты, кротости и любезности. Безусловно, эти добродетели могут быть инструментами, которые используют просветлённые существа – бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Но основной аспект бодхичитты – это пробуждённое сознание, чистое восприятие, не скованное даже шаблонами морали. Тилопа или Марпа вовсе не пытались «быть хорошими» со своими учениками, однако делали всё необходимое для того, чтобы их ученики смогли раздвинуть границы восприятия и выйти из-под власти конструкций ума, реализовав весь потенциал драгоценной человеческой жизни.
«Бодхичитта – это жертвовать собой ради других». Бодхичитта не связана с проявлением слепого геройства. Подобно тому как в самолёте, в случае опасности, кислородную маску взрослый надевает сначала на себя, и только потом – на ребёнка, так же и практик стремится сначала пробудиться сам, чтобы его помощь другим была умелой и эффективной. В противном случае есть риск заиграться в «духовного супергероя», спасающего мир. Это только укрепит собственное эго «спасателя», ведь для поддержания этого образа требуется много времени и энергии. При неумелой помощи укрепляется эго и другого существа: оно врастает в роль жертвы, избегает ответственности и нуждается в постоянной поддержке. Без развитой мудрости оказываемая помощь может стать медвежьей услугой и лишь укрепит духовную инфантильность.
«Бодхичитта – это уничтожение эго». Основной критерий эффективности практики – устранение эгоизма, а не разрушение эго. Будда Шакьямуни, Гараб Дордже, Миларепа, Падмасамбхава, Чже Цонкапа и множество других Мастеров при достижении Просветления продолжали отзываться на персональное обращение к ним, сохраняя свою индивидуальность ради помощи другим существам. Бодхичитта – это отбрасывание ложного отождествления с личностью, а не растворение себя в других. Цель духовной практики состоит не в достижении нирвикальпа-самадхи, где практик, подобно саттвичному «овощу», оторван от реальности. Цель практики – не в бегстве от «плохой самсары» в «хорошую нирвану». Напротив, бодхичитта подразумевает одновременное восприятие абсолютной недвойственной природы всех явлений и относительной реальности «себя» и «других» существ, которые из-за ложного отождествления с физическим телом и потоком мыслей испытывают миллионы разновидностей страданий и различных форм неудовлетворённости. Осознавая всё это, бодхисаттвы стремятся напомнить другим их суть, пробудить настоящее Я, избавляя тем самым от корня страданий.
Виды бодхичитты
Традиционно бодхичитта подразделяется на два вида:
Бодхичитта устремления. Формирование стойкого намерения привести всех существ к раскрытию своего наивысшего потенциала. Это необходимый элемент практики для того, чтобы отбросить цепляние за собственное эго. Помогая другим или формируя соответствующее намерение, мы на самом деле помогаем самим себе. Глубинные уровни самадхи открываются лишь для истинных альтруистов, готовых отбросить цепляние за собственную личность.
Бодхичитта действия. В материальном мире одних мыслей о всеобщем благе недостаточно. Чтобы достигнуть Пробуждения, нужны действия. В Лотосовой сутре Будда рекомендовал идущим путём бодхисаттв практику шести парамит: щедрости, нравственности, терпения, усердия, медитации и трансцендентной мудрости, которая возникает как следствие развития других парамит.
Два состояния бодхичитты:
Абсолютная бодхичитта. Предполагает достижение практиком и закрепление состояния постоянного недвойственного осознавания – того, что в йоге обозначают как «читта вритти ниродха» или «сахаджи-самадхи». В традиции буддизма это состояние описывают терминами праджни (трансцендентной мудрости), шуньяты (пустотности), махамудры, ригпа. Достижение такого уровня в практике не только освобождает от собственных омрачений, но и увеличивает пользу, приносимую этому миру.
Относительная бодхичитта. Это состояние ума, при котором практик порождает два намерения:
достичь устойчивого состояния недвойственности, обуздать свой ум;
убедившись в работоспособности методов, использовать полученный опыт для того, чтобы помочь другим выйти из рабства собственных иллюзий и омрачений.
10 преимуществ практики бодхичитты
Бодхичитта – пропуск в Махаяну. Это база любых продвинутых практик. Работа с энергией, визуализации и другие практики без бодхичитты могут стать демоническими и привести к перерождению в нижних мирах.
Высшие силы будут поддерживать и помогать. Считается, что тех, кто зародил бодхичитту в своих прошлых жизнях, охраняют и оберегают на Пути будды и бодхисаттвы. Зарождение истинной бодхичитты – явление более редкое, чем обретение прямого познания недвойственности.
Значительно ускоряет эволюцию сознания. Последователям Хинаяны для устранения всех омрачений ума может потребоваться несколько кальп, тогда как при искренней бодхичитте можно достигнуть реализации в течение одной жизни.
Обретается особый магнетизм и харизма. Человек становится притягивающим, к его словам начинают прислушиваться, а все живые существа, включая даже вредоносных духов, проявляют уважение.
Помогает накопить невероятные заслуги (позитивные кармические отпечатки). Подобно спасательному кругу бодхичитта помогает создать причины для обретения истинного Счастья не только в этой жизни, но и во всех последующих.
Избавляет от груза негативной кармы (негативных тенденций ума) за короткое время. Об этом упоминает Шантидева в «Бодхичарья-аватаре», сравнивая бодхичитту с огнём конца кальпы, испепеляющим пласт негативной кармы за один миг.
Бодхичитта – драгоценность, исполняющая желания. Благодаря ей у практика всегда будет всё необходимое на текущем этапе развития – от материальных условий до духовных реализаций.
Защищает от внешних, внутренних и тайных препятствий. Бодхичитта устраняет страхи, дарует особую защиту Высших сил.
Способствует быстрому продвижению по уровням (бхуми) бодхисаттв.
Помогает стать источником истинного Счастья для всех живых существ.
Как практиковать бодхичитту
Перед каждой своей практикой, будь то занятие йогой, пранаяма, медитация, начитывание мантр, важно уделить хотя бы пару минут созданию правильного альтруистичного настроя.
Абстрагируйтесь от личных целей и желания что-то получить от практики. Отпустите всё. Постарайтесь искренне подумать о благе других, расширяя границы своего благопожелания – от близких и друзей до всей Вселенной. Затем приступайте к практике с полной самоотдачей. Чем более искренним будет намерение, тем весомей – результат.
Семичастная медитация для развития бодхичитты
Специальная аутентичная медитация, состоящая из семи частей, для преумножения своей бодхичитту:
Настройтесь на беспристрастное отношение ко всем живым существам, преодолевая влечение к одним, неприязнь к другим и безразличие ко всем остальным. Равностность означает не проявление равнодушия, а одинаковую заботу обо всех.
Воспринимайте каждое существо как маму или как самого близкого для вас человека. Подобно тому, как в этой жизни человек заботился о вас, так во множестве предыдущих жизней другие существа были нашими родными, близкими, друзьями и помогали нам чем могли. Помните об их добром отношении и искреннем участии.
Зародите внутреннее стремление отблагодарить их за доброту.
Следующий шаг – развитие любящей доброты (майтреи). Это не эмоциональная «анахатная» любовь, а искреннее стремление, чтобы все существа были счастливы и обладали причинами для счастья. Важный нюанс. Под счастьем имеется в виду не самсарное мирское счастье, а ум, свободный от иллюзий и омрачений, что становится возможным при прямом познании недвойственности. Настоящая Любовь – это помочь другому существу увидеть его бессмертное Высшее Я.
Развивайте сострадание (каруну). Сострадание — это искреннее стремление, чтобы все существа были свободны от страдания и его причин: клеш, омрачений, иллюзий ума.
Порождайте решимость личными усилиями избавить всех существ от страданий и привести их к Счастью.
Выполняйте непосредственную медитацию на бодхичитту. Пребывайте в альтруистичном состоянии ума. Этот настрой необходим, чтобы ослабить хватку эго и ступить на путь бодхисаттвы.
Как применять бодхичитту в повседневной жизни
Настоящий критерий эффективности практик – не обилие тонких опытов, а уменьшение проявлений эгоизма, когда драгоценные минуты жизни тратятся не на получение чувственных удовольствий или приятное времяпровождение в глубоких медитациях, а на принесение пользы другим. Однако понять, какие действия на самом деле принесут пользу, а какие станут медвежьей услугой, можно, только опираясь на оба крыла бодхичитты: Мудрость и Сострадание. Мудрость означает умение сбросить свои собственные шоры, прежде чем стремиться «причинить добро» другим. Сострадание означает помощь другим существам в избавлении от тех иллюзий и омрачений, которые уже преодолены у себя.
Вовсе не обязательно ждать полного Просветления, чтобы эффективно оказывать помощь: каждый уже обладает уникальным опытом, которым может поделиться с другими, передавая эстафету осознанности тем, кто идёт за вами.
«Пусть превосходная драгоценная Бодхичитта зародится там, где ещё не возникла. А там, где она уже появилась, пусть не ослабевает, но возрастает всё больше и больше».
источник
Источник
Что такое Бодхичитта
«Бодхи» означает ‘просветление’, ‘пробуждение’, а «читта» – ‘ум’, ‘сознание’. Таким образом, «бодхичитта» означает или ‘ум, достигший Просветления’, или ‘ум, который стремится к Просветлению’, чтобы принести благо и настоящее Счастье другим существам.
Под благом в буддизме понимается не мирское счастье, часто желаемое во время застолий и подразумевающее нескончаемый поток приятных событий.
Настоящее Счастье – это ум, свободный от омрачений и иллюзий, свободный от негативных привычек и неконтролируемых поступков, за которые потом становится стыдно.
Настоящее Счастье заключается в том, чтобы быть хозяином своей жизни. Не тонуть в саморефлексии и бесконечном потоке случайных мыслей, а проживать жизнь осознанно.
Почему важно понять суть бодхичитты
Бодхичитта – это фундамент медитации. Если понять её суть, то те, у кого ещё нет личного переживания недвойственности, самадхи, смогут быстрее накопить этот опыт, а те, кто уже соприкоснулся с реальностью такой, какая она есть, смогут быстрее закрепить ясное восприятие.
Интересный факт. Атиша – один из величайших Учителей Махаяны, возродивший буддизм в Тибете, получил множество тантрических посвящений, хорошо знал сутры, но никак не мог достигнуть реализации. Во время обхождения ступы в Бодхгае ему явилась сама Ваджрайогини и подсказала, что самый быстрый способ достижения состояния Будды – зарождение бодхичитты. Это подтолкнуло его к поиску Учителя, который смог бы ему объяснить сущность бодхичитты. Таким Учителем оказался Серлингпа. Медитируя над его наставлениями, Атиша смог реализовать абсолютную бодхичитту, которую впоследствии называл жизненной силой всей практики1.
Три основные иллюзии в понимании бодхичитты
«Бодхичитта означает «быть хорошим»». Бодхичитта вовсе не означает проявление эмоциональной любви, доброты, кротости и любезности. Безусловно, эти добродетели могут быть инструментами, которые используют просветлённые существа – бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Но основной аспект бодхичитты – это пробуждённое сознание, чистое восприятие, не скованное даже шаблонами морали. Тилопа или Марпа вовсе не пытались «быть хорошими» со своими учениками, однако делали всё необходимое для того, чтобы их ученики смогли раздвинуть границы восприятия и выйти из-под власти конструкций ума, реализовав весь потенциал драгоценной человеческой жизни.
«Бодхичитта – это жертвовать собой ради других». Бодхичитта не связана с проявлением слепого геройства. Подобно тому как в самолёте, в случае опасности, кислородную маску взрослый надевает сначала на себя, и только потом – на ребёнка, так же и практик стремится сначала пробудиться сам, чтобы его помощь другим была умелой и эффективной. В противном случае есть риск заиграться в «духовного супергероя», спасающего мир. Это только укрепит собственное эго «спасателя», ведь для поддержания этого образа требуется много времени и энергии. При неумелой помощи укрепляется эго и другого существа: оно врастает в роль жертвы, избегает ответственности и нуждается в постоянной поддержке. Без развитой мудрости оказываемая помощь может стать медвежьей услугой и лишь укрепит духовную инфантильность.
«Бодхичитта – это уничтожение эго». Основной критерий эффективности практики – устранение эгоизма, а не разрушение эго. Будда Шакьямуни, Гараб Дордже, Миларепа, Падмасамбхава, Чже Цонкапа и множество других Мастеров при достижении Просветления продолжали отзываться на персональное обращение к ним, сохраняя свою индивидуальность ради помощи другим существам. Бодхичитта – это отбрасывание ложного отождествления с личностью, а не растворение себя в других. Цель духовной практики состоит не в достижении нирвикальпа-самадхи, где практик, подобно саттвичному «овощу», оторван от реальности. Цель практики – не в бегстве от «плохой самсары» в «хорошую нирвану». Напротив, бодхичитта подразумевает одновременное восприятие абсолютной недвойственной природы всех явлений и относительной реальности «себя» и «других» существ, которые из-за ложного отождествления с физическим телом и потоком мыслей испытывают миллионы разновидностей страданий и различных форм неудовлетворённости. Осознавая всё это, бодхисаттвы стремятся напомнить другим их суть, пробудить настоящее Я, избавляя тем самым от корня страданий.
Виды бодхичитты
Традиционно бодхичитта подразделяется на два вида:
Бодхичитта устремления. Формирование стойкого намерения привести всех существ к раскрытию своего наивысшего потенциала. Это необходимый элемент практики для того, чтобы отбросить цепляние за собственное эго. Помогая другим или формируя соответствующее намерение, мы на самом деле помогаем самим себе. Глубинные уровни самадхи открываются лишь для истинных альтруистов, готовых отбросить цепляние за собственную личность.
Бодхичитта действия. В материальном мире одних мыслей о всеобщем благе недостаточно. Чтобы достигнуть Пробуждения, нужны действия. В Лотосовой сутре Будда рекомендовал идущим путём бодхисаттв практику шести парамит: щедрости, нравственности, терпения, усердия, медитации и трансцендентной мудрости, которая возникает как следствие развития других парамит.
Два состояния бодхичитты:
Абсолютная бодхичитта. Предполагает достижение практиком и закрепление состояния постоянного недвойственного осознавания – того, что в йоге обозначают как «читта вритти ниродха» или «сахаджи-самадхи». В традиции буддизма это состояние описывают терминами праджни (трансцендентной мудрости), шуньяты (пустотности), махамудры, ригпа. Достижение такого уровня в практике не только освобождает от собственных омрачений, но и увеличивает пользу, приносимую этому миру.
Относительная бодхичитта. Это состояние ума, при котором практик порождает два намерения:
достичь устойчивого состояния недвойственности, обуздать свой ум;
убедившись в работоспособности методов, использовать полученный опыт для того, чтобы помочь другим выйти из рабства собственных иллюзий и омрачений.
10 преимуществ практики бодхичитты
Бодхичитта – пропуск в Махаяну. Это база любых продвинутых практик. Работа с энергией, визуализации и другие практики без бодхичитты могут стать демоническими и привести к перерождению в нижних мирах.
Высшие силы будут поддерживать и помогать. Считается, что тех, кто зародил бодхичитту в своих прошлых жизнях, охраняют и оберегают на Пути будды и бодхисаттвы. Зарождение истинной бодхичитты – явление более редкое, чем обретение прямого познания недвойственности.
Значительно ускоряет эволюцию сознания. Последователям Хинаяны для устранения всех омрачений ума может потребоваться несколько кальп, тогда как при искренней бодхичитте можно достигнуть реализации в течение одной жизни.
Обретается особый магнетизм и харизма. Человек становится притягивающим, к его словам начинают прислушиваться, а все живые существа, включая даже вредоносных духов, проявляют уважение.
Помогает накопить невероятные заслуги (позитивные кармические отпечатки). Подобно спасательному кругу бодхичитта помогает создать причины для обретения истинного Счастья не только в этой жизни, но и во всех последующих.
Избавляет от груза негативной кармы (негативных тенденций ума) за короткое время. Об этом упоминает Шантидева в «Бодхичарья-аватаре», сравнивая бодхичитту с огнём конца кальпы, испепеляющим пласт негативной кармы за один миг.
Бодхичитта – драгоценность, исполняющая желания. Благодаря ей у практика всегда будет всё необходимое на текущем этапе развития – от материальных условий до духовных реализаций.
Защищает от внешних, внутренних и тайных препятствий. Бодхичитта устраняет страхи, дарует особую защиту Высших сил.
Способствует быстрому продвижению по уровням (бхуми) бодхисаттв.
Помогает стать источником истинного Счастья для всех живых существ.
Как практиковать бодхичитту
Перед каждой своей практикой, будь то занятие йогой, пранаяма, медитация, начитывание мантр, важно уделить хотя бы пару минут созданию правильного альтруистичного настроя.
Абстрагируйтесь от личных целей и желания что-то получить от практики. Отпустите всё. Постарайтесь искренне подумать о благе других, расширяя границы своего благопожелания – от близких и друзей до всей Вселенной. Затем приступайте к практике с полной самоотдачей. Чем более искренним будет намерение, тем весомей – результат.
Семичастная медитация для развития бодхичитты
Специальная аутентичная медитация, состоящая из семи частей, для преумножения своей бодхичитту:
Настройтесь на беспристрастное отношение ко всем живым существам, преодолевая влечение к одним, неприязнь к другим и безразличие ко всем остальным. Равностность означает не проявление равнодушия, а одинаковую заботу обо всех.
Воспринимайте каждое существо как маму или как самого близкого для вас человека. Подобно тому, как в этой жизни человек заботился о вас, так во множестве предыдущих жизней другие существа были нашими родными, близкими, друзьями и помогали нам чем могли. Помните об их добром отношении и искреннем участии.
Зародите внутреннее стремление отблагодарить их за доброту.
Следующий шаг – развитие любящей доброты (майтреи). Это не эмоциональная «анахатная» любовь, а искреннее стремление, чтобы все существа были счастливы и обладали причинами для счастья. Важный нюанс. Под счастьем имеется в виду не самсарное мирское счастье, а ум, свободный от иллюзий и омрачений, что становится возможным при прямом познании недвойственности. Настоящая Любовь – это помочь другому существу увидеть его бессмертное Высшее Я.
Развивайте сострадание (каруну). Сострадание — это искреннее стремление, чтобы все существа были свободны от страдания и его причин: клеш, омрачений, иллюзий ума.
Порождайте решимость личными усилиями избавить всех существ от страданий и привести их к Счастью.
Выполняйте непосредственную медитацию на бодхичитту. Пребывайте в альтруистичном состоянии ума. Этот настрой необходим, чтобы ослабить хватку эго и ступить на путь бодхисаттвы.
Как применять бодхичитту в повседневной жизни
Настоящий критерий эффективности практик – не обилие тонких опытов, а уменьшение проявлений эгоизма, когда драгоценные минуты жизни тратятся не на получение чувственных удовольствий или приятное времяпровождение в глубоких медитациях, а на принесение пользы другим. Однако понять, какие действия на самом деле принесут пользу, а какие станут медвежьей услугой, можно, только опираясь на оба крыла бодхичитты: Мудрость и Сострадание. Мудрость означает умение сбросить свои собственные шоры, прежде чем стремиться «причинить добро» другим. Сострадание означает помощь другим существам в избавлении от тех иллюзий и омрачений, которые уже преодолены у себя.
Вовсе не обязательно ждать полного Просветления, чтобы эффективно оказывать помощь: каждый уже обладает уникальным опытом, которым может поделиться с другими, передавая эстафету осознанности тем, кто идёт за вами.
«Пусть превосходная драгоценная Бодхичитта зародится там, где ещё не возникла. А там, где она уже появилась, пусть не ослабевает, но возрастает всё больше и больше».
источник
Источник
Всего комментариев: 0 | |